Внетабличное умножение и деление в пределах 100.
план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме

Дробаха Ольга Владимировна

Урок математики в 3 классе (УМК "Гармония")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem_3kl_kosmos.doc75 КБ
Office presentation icon urok_szhato.ppt2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Тема:  Внетабличное умножение и деление в пределах 100.

Цель: 

систематизация  и обобщение знаний о способах умножения и деления в пределах 100.

Задачи урока:

  1. формировать вычислительные навыки; формировать УУД: классифицировать, группировать, а также формировать общий способ действий;
  2. развивать внимание, память, познавательную активность учащихся, а также развивать интерес к предмету через игровую форму работы, повышать активность учащихся;
  3. воспитывать уважение к математике, чувство гордости за страну.

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация;
  2. раздаточный материал (Приложение 1 - лист детям для работы на уроке. Приложение 2 – наглядный материал для доски. Приложение 3 -  домашнее задание»Раскрась рисунок».)

Ход урока:

  1. Орг. момент

Слайд 1

- Урок математики начнем с составления предложения из слов. (в пределах, деление, ста, умножение, и,  внетабличное)

Что получилось? Это тема нашего урока «Внетабличное умножение и деление в пределах 100».

- Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке?  

6

5

4

3

2

1

(На уроке мы будем совершенствовать свои умения умножать, делить, складывать числа в пределах ста.)- А для чего человеку надо уметь хорошо считать?

- И я приведу несколько примеров:

Слайдшоу 2 (картинки: в магазине оплата покупки, оплата

коммунальных услуг; ЕГЭ, …)

- Без умения считать в нашей жизни невозможно обойтись.

2. Кроссворд с математическими терминами.

Слайд 3

- Перед вами кроссворд. Вы узнаете ключевое слово - и в этой

 области особенно важно не допускать ошибок при счете.

  1. При делении он всегда должен быть меньше делителя.
  2. Если значение частного умножим на делитель, то получим …
  3. Результат деления.
  4. Числа при умножении называются…
  5. Результат умножения.
  6. Запись со знаком =.

КОСМОС.

- Для того чтобы отправить человека в космос, нужно произвести тщательные расчеты. Даже малейшая ошибка, 1 неточность могут обернуться бедой. Правильный же счет - гарантия успеха.

- Ребята, 2011 год в России объявлен годом космонавтики. А вот почему, узнаете, выполнив задание.

3. Работа над выражениями.

1) - В №1 на листе среди выражений найдите лишнее, подчеркните его. Почему оно лишнее? 

  27 • 3                     23 + 4 + 16 + 7                2 • 37                53 : 8        

  72 : 4 : 6                3 • 14 • 2                36 : 12

                                  

- Найдите значение и запишите.

- Сколько у тебя получилось, а у тебя?

- Как считали?

- А как рациональнее посчитать сумму?

- Какие свойства сложения вы использовали?  

(Мы могли сделать так, используя переместительный и сочетательный законы сложения.)

Слайд 4

Ирак, у нас получилось число 50. Именно столько лет, полвека, прошло с тех пор, как состоялся первый полет человека в космос. Именно поэтому 2011 год - год космонавтики.

- А как зовут первого космонавта?

- Когда состоялся этот полет?

(Летчик-испытатель Ю.А.Гагарин, гражданин нашей страны, 12 апреля 1961 года отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил всего один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Но это был огромный шаг в развитии космонавтики. И сделал этот шаг русский человек.)

2) - Вернемся к оставшимся записям №1. На какие 2 группы можно их разделить?    

- Подчеркните произведения. Сколько их? Кто объяснит у доски? Остальные записывают ответы на листе.

27 • 3 = 81                3 • 14 • 2 = 84                2 • 37 =  74

- Какие свойства умножения вы использовали?

- Прочитайте 1 выражение по-разному.

- Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Как считали? (способ)

Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 2). Проверьте, как вы усвоили способ умножения. Если вы правильно найдете значения, то расшифруете слово из букв. Время работы 4 минуты. Посмотрим, кто быстро и правильно выполнит задание.

90

72

84

64

72

        3 • 24  А   72        

        4 • 16  К   64

18 • 5  Л   90

28 • 3  Й   84                        

- Какое слово получилось? (Лайка)

- Так как считали? (умножение суммы на число)

- Кто знает, как связаны КОСМОС и Лайка?

Слайд 5.

Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года до первого полета человека в космос, когда запустили первый искусственного спутника Земли.

Через месяц запущен второй искусственный спутник Земли, на нем впервые полетело живое существо — собака Лайка.

Через 3 года (1960) совершен первый в истории орбитальный полёт в космос собак Белки и Стрелки. Они сделали вокруг Земли 17 витков.

Физминутка

Мы шагаем по планете,

А теперь летим в ракете.

Слева звездочка летала,

Там комета проплывала.

В звездной пыли покружились.

На планету приземлились.

+ упр еще

3) - Вернемся к оставшимся записям №1. Как называются оставшиеся выражения? (частные)

- Комментирует решение у доски …

 72 : 4 : 6 = 3                

- Каким способом будешь решать?

- Это было внетабличное деление и здесь мы делили сумму на число, а во 2-м действии - уже табличное деление.

36 : 12         = 3                                        

- Прежде чем начнем считать 2-е, давайте сравним. Чем отличаются? (обратите внимание на делитель). Мы будем использовать тот же способ деления?

Итак,  здесь способы вычисления разные.        

53 : 8 = 6 (ост.5)

- А здесь какой способ решения?

- Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Еще раз проговорим, какие способы счета использовали.

Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 3). Если вы правильно найдете значения, то у вас снова получится слово уже из слогов.

13

3

4

14

        

54 : 18   РЕШ  3

        98 : 7     ВА     14

        76 : 19   КО     4

        52 : 4     ТЕ        13

- Какое слово получилось? (Терешкова)

- Кто знает, как это слово связано с космосом?

Слайд 6.

16 июня 1963 — совершен первый в мире полет в космос женщины-космонавта

Валентины Терешковой на космическом корабле Восток-6. В космосе она была 3 суток.

В 1982 году в космос полетела Светлана Савицкая - вторая женщина-космонавт. Она летела в составе экипажа корабля «Союз Т-7»из 3 человек. Раньше в экипаже были только мужчины. Она же и первая из женщин вышла в открытый космос.

4. Работа над задачей.

Слайд 7.

- Для космонавтов шьют специальную одежду из специальной ткани. Тщательно проверяют, чтобы не торчали нитки. Они могут в невесомости попасть космонавтам в дыхательные пути. По той же причине на одежде нет пуговиц. Их заменили на молнию и липучки.

На листе текст задачи (задание 5). Прочитает …

В первом отрезе было 39 м ткани, а во втором - 48м. Из этой ткани сшили костюмы для космонавтов, на каждый ушло по 3 м ткани. Сколько всего костюмов сшили?

- Теперь прочитайте только условие.

- Теперь только вопрос.

- Что известно по условию? Заполняем таблицу вместе.

- Проверьте, так у вас?

Расход ткани на 1 костюм

Количество костюмов

Общий расход ткани

3 м

                        ?

39 м

3 м

           

48 м

- Какой главный вопрос? Можем на него сразу ответить?

- Почему нет? (не знаем, сколько сшили костюмов из 1 и 2 отрезов)

- Можем узнать, сколько сшили костюмов из 1 отреза? Как?

(39 : 3 Что обозначает 39? 3? т.е  общий расход ткани разделить на расход ткани на 1 костюм)

- Можем узнать, сколько сшили костюмов из 2 отреза? Как?

- Теперь достаточно данных для ответа на главный вопрос?

- Каким действием найдем?

- Составьте план решения.

Итак, что будем узнавать в 1 действии? 2) 3) ?

Заполним таблицу. Что известно по условию? Что надо найти?

- Составим план решения.

Давайте посмотрим на таблицу. Что мы знаем? (что из 39м сшили, расходуя по 3м на костюм)

Что можем узнать по этим данным? Каким действием?

  1. :  сколько костюмов из 39м

Что еще знаем из условия? Что можем узнать? Каким действием?

  1. :  сколько костюмов из 48м.

Что теперь знаем? Что можем узнать? Каким действием?

  1. + сколько всего костюмов

Мы ответили на вопрос задачи? Сколько действий в решении?

Для контроля своего решения воспользуйтесь планом на экране.

Решите задачу самостоятельно (на листе).

Кто решил - думаешь над вторым способом.

- Как ты рассуждал?

Записать выражением: (39 : 3) + (48 : 3) или (39 + 48) : 3

Какой способ рациональнее? Почему?

 - Измените условие так, чтобы задача решалась только одним способом.

5. Итоги.

Слайд 8.

- В заключении урока продолжите фразы:

- Сегодня на уроке я …

- Сегодня на уроке мне было трудно …

- Почему?

- Сегодня на уроке мне было легко …

- Почему?

Слайд 9. Молодцы!

Слайд 10. Рефлексия

Ракета. В 1 кружочке изобразите свое настроение. (мордашки)

Во 2 - свои успехи.

6. Д/задание на выбор

1) Решить задачу либо вторым способом, либо изменить условие так, чтобы задача решалась только одним способом.

2) Разукрасить картинку с примерами «Космос»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внетабличное умножение и деление в пределах 100 в пределах, деление, ста, умножение, и, внетабличное

Слайд 3

6 5 4 3 2 1 остаток делимое частное множители произведение равенство

Слайд 4

2011 год - год космонавтики

Слайд 8

Расход ткани на 1 костюм Количество костюмов Общий расход ткани Ткань на 1 костюм Количество костюмов Количество ткани 3 м ? ? 18 м 3 м ? 21 м Ткань на 1 костюм Количество костюмов Количество ткани 3 м ? ? 18 м 3 м ? 21 м Расход ткани на 1 костюм Количество костюмов Общий расход ткани 3 м 39 м 3 м 48 м 1) : 2) : 3) + ?

Слайд 9

Сегодня на уроке я ... Сегодня на уроке мне было трудно ... Сегодня на уроке мне было легко ...

Слайд 10

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внетабличное умножение и деление в пределах ста

Конспект урока по математике в 3 классе по учебнику М. И. Моро. Урок составлен в виде путешествия в космос. На уроке дети закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках. На уроке используется инте...

Презентация Закрепление знаний: внетабличное умножение и деление в пределах ста

Презентация составлена к уроку математики  по теме "Внетабличное умножение и деление в пределах ста". Урок - закрепления знаний по данной теме.  ...

Тест "Внетабличное умножение и деление в пределах 100"

Тест для 3 класса по теме "Внетабличное умножение и деление в пределах 100"...

Урок математики в 3 классе по программе"Школа России" ( учебник М И.Моро). Тема урока:"Внетабличное умножение и деление в пределах 100. Закрепление"

Урок  в 3 классе по теме " Внетабличное умножение и деление в пределах 100. Закрепление" посвящен 23 февраля и Олимпиаде в Сочи - 2014....

Тренажер "Внетабличное умножение и деление в пределах 100" 3 класс

Внетабличное умножение и деление в пределах 100...

Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"...