Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Сутыгина Наталья Юрьевна

Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»

для учащихся 2 класса

 

      Цель: сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые они могли бы распознать эти фигуры;

      Задачи:

- развивать умения, наблюдать, сравнивать;

- развивать интерес к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор, развивать внимание, навыки устных и письменных вычислений,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_pryamougolnik_i_kvadrat.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме «Прямоугольник и квадрат»

      Цель: сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые они могли бы распознать эти фигуры;

      Задачи:

- развивать умения, наблюдать, сравнивать;

- развивать интерес к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор, развивать внимание, навыки устных и письменных вычислений,

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Примечание

Практическая работа

Практическая часть

Решение задач

Ребята Снегурочка у нас есть. Есть у нас Снеговик, а вот Деда Мороза нет. Давайте пригласим Деда Мороза, напишем ему письмо (раскрывается доска).

Да оказывается он здесь и собирается искать себе помощницу крысу Лариску. А почему именно ее? Вы не знаете? Они решили построить дом для Снегурочки.

Но Деду Морозу предстоит преодолеть много препятствий. Вы хотите помочь ему? И первое – это проложить ему путь без кочек, без ухабов. Для этого нам нужно написать математический диктант без ошибок:

  1. Насколько 13 больше 7
  2. Чему равна разность чисел 80 и 9
  3. Какое число увеличили на 1, если получили 50
  4. Чему равна сумма чисел 46 и 50
  5. Увеличьте 9 на 7
  6. Уменьшаемая 78, вычитаемое 2, чему равна разность
  7. Чему равно первое слагаемое, если второе равно 7, а сумма 23
  8. Из какого числа вычли 4 десятка, если получили 56.

Проверим.

Вышел Дед Мороз в путь, идет через лес, выходит на поле, видит следы, как – то по особенному бегали звери. Задумался: вправду Виталий Бианки говорил, что следы на снегу, что лесная газета, куда идти дальше, поможем Деду Морозу. Какие фигуры на снежном поле?

А это точно треугольники? Докажите Деду Морозу (геометрическая фигура,  которой три угла, три стороны, три вершины). Сколько на снегу треугольников? (восемь).

Дед Мороз видит на снегу слово «Геометрия». Слово это в пер. с греч. языка означает: «гео» - земля, «метрия» - измерение, значит  - измерение земли. Так давайте же Деду Морозу подскажем, что нас ждет впереди. А значит, чем же будем заниматься на уроке?

Поможем Деду Морозу из треугольника сделать четырехугольник. Какая это фигура?

Помним правила пользования ножницами:

  1. Предаем ножницы кольцами вперед
  2. Не берем в рот
  3. При вырезании вращаем бумагу

Из треугольника сделали квадрат, не простой, а у которого все углы и стороны равны. Как мы его назовем? (квадрат) Измерим углы и стороны и сделаем вывод (все углы все стороны равны – квадрат). А теперь наш Дед Мороз продолжит путь.

Из каких геометрических фигур состоит поезд? Какие геометрические фигуры лишние? Чем отличаются четырехугольники? (прямоугольник и квадрат)

Едет Дед Мороз, уснул и видит сон: жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей, форма ее служила образцом. Кого бы она не встречала на своем пути, всем хвалилась: посмотрите какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы прямые, красивее меня нет фигуры на свете. Назовите, о какой фигуре Дед Мороз видит сон (квадрат). Как вы догадались? (стороны равны, углы прямые)

Ходил квадрат по свету. Скучно ему стало, решил поискать родственников:

- Я их сразу узнаю, они должны быть похожи на меня. И вот он встретил его

Как тебя зовут?

Почему тебя так называют? (углы прямые, стороны противоположные попарно равны)

Давайте сравним квадрат и прямоугольник

Чем они не похожи?

У прямоугольника, та сторона, которая длиннее называется длина, а короче – ширина.

А мы не родственники с тобой?

- Мы бы тоже были рады об этом узнать

- Если у нас общие признаки, то мы родственники

Поможем? (четыре угла, четыре стороны, противоположные попарно равны, все углы прямые)

Однажды гуляли квадрат и прямоугольник. С ними вежливо поздоровались.

- Долго я искал представителей нашего старинного рода, наконец – то нашел

- Как вас зовут?

- Четырехугольники

- Как вы докажите, что вы наши родственники?

- Мы имеем два общих признака: четыре угла, четыре стороны

- Давайте выдадим им паспорт

Ответьте мне, пожалуйста, любой ли квадрат прямоугольник? (да).

Любой ли прямоугольник – это квадрат? (нет)

Любой ли квадрат – это многоугольник? (да)

Своими ответами мы разбудили Деда Мороза.

Дед Мороз вышел на станцию Задачкино. Видит, сидит Незнайка:

- Хоть дерись ты, хоть ты плач, не могу решать задач,

Я не знаю как считать

И с чего и начинать,

Я не знаю, вы решите,

Помогите! Объясните! Мою сказку посетите.

Что будем делать? Надо помочь.

Вот его задача:

Крышка стола имеет четыре угла, один угол Незнайка отпилил, сколько углов осталось? (пять)

Кроме количества углов, что еще не знал наш Незнайка? (нельзя портить мебель)

Отправился Дед Мороз дальше искал крысу Лариску.

Дальше идем. Встретились с героями сказки «Бременские музыканты»

У короля было три дочки и прямоугольное королевство. Старшая дочь вышла замуж за  принца и получила приданое пол королевства, средняя вышла за воеводу, получила в приданое квадратную часть того, что осталось от королевства, а младшая вышла за Трубодура и получила половину того, что осталось. У кого равные части и какие по форме участки.

Тут и жила крыска Лариска. Теперь вместе с ними подумаем как построить дом Снегурочке.

Ответы детей. 2008 год – год крысы.

Дети открывают тетради, записывают число и ответы диктанта

Ответы заранее записаны на обратной стороне доски

Ответы детей

Ответы детей

Определяется тема урока

У детей на столах треугольники, ножницы

Аппликация из геометрических фигур (поезд)

Появляется квадрат

Появляется прямоугольник

Ответы детей

Измеряют, сравнивают, накладывают друг на друга

Вывешивается таблица

Задача разбирается на доске

Ответы детей (стороны прямые, углы прямые)

Итог урока

Работа в парах

И что же мы расскажем Лариске:

1. Мы узнали, что . . .

2. мне стало интересно, что . . .

3. Хочу узнать о . . .

Последнее испытание для Деда Мороза. Он должен решить кроссворд.

  1. Мера длины состоящая из 10 дм (метр)
  2. Геометрическая фигура с равными сторонами, но неправильными углами (ромб)
  3. Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца (луч)
  4. Самая маленькая геометрическая фигура (точка)

  1. Прямоугольник с равными сторонами (квадрат)
  2. Знак (символ) для обозначения числа (цифра)
  3. Следующее число за числом 3.

Какое слово получилось.

(по времени)

Дети решают кроссворд, который на карточке на каждой парте.

        Домашнее задание: Из геометрических фигур, с которыми вы знакомы постройте дом для Снегурочки. Может ваш дом будет намного лучше, чем дом у Деда Мороза и Лариски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс Прямоугольник и квадрат

Урок разработан на основе учебника  "Математика"  В.Н. Рудницкой 2 класс и применением мультимедиатехнологий...

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат"

Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат" с приложением в формате Notebook....

Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку

Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным с...

Презентация к уроку математики по теме"Прямоугольник и квадрат.Нахождение периметра".

Презентация к уроку  математики по теме"Прямоугольник и квадрат.Нахождение периметра"....

Технологическая карта урока математики по теме "Формулы периметра квадрата и прямоугольника"

Технологическая карта урока математики по теме "Формулы периметра квадрата и прямоугольника"УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 классРазработка включает в себя технологиче...