Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления.
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

открытый урок по математике 3 класс Морро..Тип урока изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_matematike.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Муниципальное образовательное учреждение

 средняя образовательная школа  № 2 р.п. Тумботино

ПРОЕКТ УРОКА

Предмет: математика

Класс:  3»Б» класс

Тема: Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления.

Программа:

Учебник: «Математика» 3 класс М. Морро  

Тип урока: урок изучения нового материала

               

  Выполнил учитель

 начальных классов

МОУ СОШ №2

р. п. Тумботино

Басарукина Ирина Ивановна

г. Павлово 2010г.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

В классе 19 челок:6 мальчиков и 13 девочек. 11 детей посещали детский сад и 8 детей, которые не ходили в детский сад.

Среди детей преобладают доброжелательные отношения. Преобладает демократический стиль общения. К концу года обучения сформировался настоящий коллектив – дружный, крепкий. Взаимовыручка, взаимопомощь видны как в школьной жизни, так и во внеурочном общении. В эмоционально волевой  сфере класс уравновешен.

По уровню сформированности учебной деятельности и развития детей – класс делится на несколько групп.

1 группа - средний уровень развития и сформированности учебной деятельности -          человек.

У этих детей преобладают эмоциональные мотивы – а уж потом познавательные. Они учатся получать, чтобы получать похвалу родителей и учителя. Они понимают поставленную перед ними проблему; осознают, что от них требуют. Легко оперируют отработанными примерами; хорошо ориентируются в знакомой и аналогической ситуации. Эти дети быстро включаются в работу, но их внимание так же быстро рассеивается, т. е. его концентрация и устойчивость кратковременные.

Память этих детей в основном механическая, но в иных случаях наблюдается и логическая. Объем и быстрота запоминания у детей среднего уровня, немного ниже  установленной нормы. Они могут делать обобщение к хорошо изученному случаю, но теряются в аналогической ситуации. При анализе нового материала эти дети легко говорят о каждой части в отдельности, а вот обобщить; объединить и найти взаимосвязь частей – им удается с трудом. Для того, чтоб сделать обобщение, этим ребятам необходима помощь учителя, в частности – наводящие вопросы.

Воображение данных детей развито, они воссоздают правильный целостный образ, но не всегда могут сказать о данном образе в частичном аспекте. Дети из этой группы общительные, усидчивые, добросовестные, но самооценка у них неадекватная. Кто-то занижает. А кто-то завышает свои возможности, но те и другие способны к волевому усилию.

В этом классе есть и дети и с низким уровнем развития. Эти дети отличаются слабой сформированностью учебной деятельности. Таких детей в классе - …..

Это дети из трудных семей. Они способны принимать практические задания, но совсем не принимают и не способны долго удерживать теоретические. Выполнить поставленную задачу могут, но только с помощью учителя. Внимание непроизвольное, низкая распределяемость внимания.

Память этих детей механическая, кратковременная. Они с трудом запоминают новый материал, не всегда способны четко его воспроизвести.

Мышление детей этой группы репродуктивное. Использовать и применять полученные знания могут только с опорой на схемы.

Плохо развито и воображение этих детей. Выражать свои мысли затрудняются, часто говорят слова - паразиты – «ну», «вот» и т.д. Испытывают затруднения при пересказе. Не умеют выделять главное, существенное. Учебно - познавательный интерес этих детей низок. В учебной деятельности у них преобладают  эмоциональные мотивы.  Они учатся, чтобы не было неприятностей, чтоб их не ругали, не наказывали. Но, не смотря на это, дети из этой группы не являются «отверженными». Они доброжелательны к одноклассникам, общительны. 

Тема урока:  Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления.

Цель урока: составить таблицы умножения шести, на 6 и соответствующие случаи деления.

Совершенствовать умение решать составные задачи

 

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать умения решать текстовые задачи, составлять таблицы умножения и деления.

 Развивающие:

Формировать умение рассуждать, развивать математическую речь, навыки самоконтроля. Развивать внимание, логическое мышление, память.

Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, змоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательные:

Способствовать формированию умений работать в паре,  в группе, развитие коммуникативных навыков.

 

Средства обучения

  1. Доска, мел
  2. Дидактический материал:  
  3. Карточки;
  4. Раздаточный материал «Волшебная линеечка», «Лесенка»;
  5. Учебник
  6. Компьютер и проектор

Этапы урока и их продолжительность:

1.Организационный момент                                               1мин.

2.Актуализация знаний                                                       5 мин

3.Мотивационный компонент                                            2 мин

4. Физминутка                                                                      1 мин

5.Открытие способа вычитания.           .                            5 мин  

6.  Овладение способом вычитания.   Работа в парах      10 мин

7.Физминутка                                                                       1 мин                        

8  Этап обобщения и систематизация изученного           7 мин

9. Рефлексия.                                                                        2 мин

                                           

           Ценности педагогической деятельности:

Любовь к детям

          Ответственность

Трудолюбие

Призвание

Актуальность проектирования:

Проектирование – это метод, который позволяет учитывать особенности детей, прогнозировать деятельность учащихся, сопоставлять задачи с результатом.

Место урока:  первый урок в теме  вычитания  

 

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся:

Дети знакомы с названием компонентов.

Дети знают таблицу  на сложения.

Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи.

Дети умеют решать задачи.

Дети знают  геометрические фигуры.

Наблюдение за уровнем развития учащихся позволяет спроектировать урок с учётом психологических особенностей детей данного возраста.

         

  Характеристика субъекта обучающего.

Образование -  высшее.

Закончила Нижегородский Государственный педагогический университет в 2004г.

Общий стаж работы в школе – 12 лет,

стаж работы в данной должности - 2 год.

ПРОЕКТ УРОКА

Содержание

  урока

Психолого-

педагогическое

обоснование

Ожидаемый  результат

1.Организационный момент.

Приветствие

Учитель:

-Ребята!  Готовы вы к уроку?  Дети (Да!)

Учитель

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Учитель:

Каким вы хотите видеть наш урок?

Дети:

  Хотим, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые секреты  таблицы умножения.

Учитель:

Сегодня на уроке мы будем работать над таблицей умножения.

План нашего урока:













2.Актуализация знаний уч-ся.


  А) Устный счет.

  Учитель:

 Настя идет к    доске и находит значения выражений

(на доске запись приложение №1)



   Учитель:

Пока она считает  на                  

доски, мы  начнем  работу  с устного счета.


 Б)  Восстанови запись на слайде  

Множитель

Множитель

Произведение


Делимое

Делитель

Частное


Настя отвечает, класс проверяет.


Проверка индивидуальной работы

(Для взаимоконтроля использую средства обратной связи «светофоры»)

        Я согласен!


            Не согласен!


Б) Найди закономерность.

(Запись на слайде № )

 12  25 16  30 24   35 28 40 32 48

 Учитель:

Посмотрите на доску и прочитайте числа. Что вы можете сказать про эти числа?

(Дети:  

Это произведение из таблицы умножения на 4 и 5)

Учитель: Какие вы видите из таблицы на 5?

(Дети:25 30 40)

Учитель: Какие еще произведения вы можете добавить?

(Дети: 5 10 15 20 35 45 50)

Учитель: Какие вы видите произведения  из таблицы на 4?

(Дети: 12 16 24 28 32)

3.Создание проблемной ситуации.

Учитель: Какие еще произведения вы можете добавить?

(Дети:4 8 20 40)

Учитель:

Какое число мы не называли?

(Дети:48)

Учитель:

Как вы думаете, в какой таблице может встречаться это число?

(Дети: произведение 48 может встречаться в таблице умножения на 6)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем составлять таблицу умножения на 6.

4. Работа над новым материалом.

Запишите те значения произведений, которые мы уже изучали.

-Какие произведения нам ещё нужно узнать?

(Дети: 6х7,6 х6, 6х8, 8х9, 8х10)

Запишите в тетради, в столбик  эти произведения.    Слайд 7

а) Групповая работа.


1 группа

-Найти произведение2-х множителей 6 и 6 с помощью известной нам таблицы на 5.

2 группа.

Найдите произведение этих множителей, заменив действие умножения сложением.

Проверка: начинается со  2 группы, другие группы или соглашаются, дополняют, или отрицают ответ, доказывая свой вывод. Объясняет человек, которого выберут члены группы. Это воспитывает у ученика чувства ответственности, доверия.

 (Для взаимоконтроля использую средства обратной связи «светофоры»)

        Я согласен!


            Не согласен!


Учитель:

-Молодцы! Данное произведение   вы правильно высчитали двумя способами. Какой способ вы бы назвали рациональным?

(Дети:  6х6, то есть 6х5=30+6=36)

Учитель:

Теперь я предлагаю вам поработать над произведением 6х7, 6х8, 8х9, 8х10.

(Дети работают в группе)

В это время учитель находится рядом с детьми, подходя к каждой группе.



4. Закрепление пройденного материала.

 Учитель:

Что произойдет, если мы поменяем множители местами?

 (Дети: изменится запись, если было 6х7, то будет 7х6=42)

Учитель:

Что скажите о значении произведения?

(Дети: оно не изменится)

Учитель:

Почему?

(Дети: от перестановки множителей произведение не изменяется)

Учитель:

Что узнаем, если значение произведения разделим на один из множителей?

(Дети: получим второй)

42: 6=7  42: 7=6

Учитель:

Самостоятельно оформите таблицу умножения на 6.

 (Для взаимоконтроля использую средства обратной связи «светофоры»)

        Я согласен!


            Не согласен!

 

5. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться.

Два – нагнуться разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту сесть опять.


5. Проверка усвоения нового материала

Не заглядывая в таблицу, заполните  пропуски в числовых пропуски в  числовых выражениях. Выберите для себя примеры и решите их  в тетради.

А)Слайд 10

6 х2=1..

6 х6=3…

6 х8=4…

Б)

6х...=..4

6х..=..8

6х..=..6

В) Примеры 2 (1,2 ст.) в учебнике на странице 40

(Коллективная проверка примеров.Для взаимоконтроля использую средства обратной связи «светофор»)


        Я согласен!


            Не согласен!


Учитель:

Молодцы ребята! Кто справились с заданием без ошибки? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил более одной ошибки?    

Молодцы! Я рада, что вы справились с заданием. Умея считать и зная таблицу, умножения вы легко можете совершать покупки. Кто из вас покупал самостоятельно школьные принадлежности? Сколько стоит тетрадь, а учебник? Затрудняетесь  сказать, сколько стоит учебник по математике, так как школа вам выдает учебники бесплатно. Ваша задача бережно к ним относиться. А сколько стоит дневник? Эти знания вам потребуются для решения задачи 6 на странице 40.)

Прочитайте задание.

Что предлагают сделать авторы?

(Дети. Дополнить условие и поставить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия)

Учитель:

Составим краткую запись.

Выделим главные слова.

(Дети.  Тетрадь, дневник)

 Какой поставим вопрос ?

(Дети. Сколько стоят тетрадь и дневник вместе?)

Учитель:

Как обозначите  в краткой записи?

(Дети. Фигурной скобкой.)

Учитель:

Самостоятельно дополните краткую запись и решите задачу, с последующей взаимопроверкой в парах.

Ребята, с помощью волшебной линеечки оцените свои достижения в решении задач.


 Я справился с задачей


У меня были трудности

    в записи условий


у меня были трудности

 в записи решения


я не справился с задачей

(Учитель в конце урока оценивает задачу у 3-5 человек)


Учитель:

В заключение нашего урока, я предлагаю вам попробывать роль учителя. Работая в парах один из вас  будет  выполнять роль учителя, а другой роль ученика. Учитель должен проверить знания таблицы умножения на6 у ученика. Учителю разрешается пользоваться записью таблицы умножения в тетради.


Учитель:

Какие случаи умножения вам запомнились?  

6х4=24, 6х6=36, 6х8=48.

Почему они вам запомнились?

Читается, как стишок- это легко запомнить.








7.Рефлексия


Предлагаю детям «нарисовать себя» на той ступеньке, на которой они считают нужной.


8. Домашнее задание.

Выучить таблицу умножения.




 





Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.




 









Операционный компонент планирование деятельности и принятие учебной задачи.









 

Индивидуализация обучения школьника












Фронтальная работа, метод беседы.  










Метод контроля и самоконтроля в процессе обучения.

Средства «обратной связи» способствует четкой организации урока

 


 

 


Метод беседы. Фронтальная работа




 







Частично поисковый метод.

 














Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения.






Решение проблемной ситуации.









Дифференциация по уровню сложности



 


Исследовательский метод. Сравнение различных вариантов   решение проблемы.











Метод контроля и самоконтроля в процессе обучения.

Средства «обратной связи» способствует четкой организации урока

 

 Качественная оценка  деятельности учащихся. Учитель поддерживает ситуацию успеха.


 Репродуктивный метод. Составляют и предъявляют знания на воспроизведение знания по образцу.




Систематизирую  знания.

Репродуктивный метод.








Развитие  математической речи.










Самостоятельная работа

 

 

  Коллективная проверка в виде фронтальной формы беседы.

Средства «обратной связи» способствует четкой организации урока.


Здоровьесберегающие технологии.











Дифференциация по уровню сложности .

Ребенок сам выбирает задание.

Закрепляю умения использовать терминологий

Практический метод






Коллективная проверка в виде фронтальной формы беседы.


Средства «обратной связи» способствует четкой организации урока.




Создание ситуации занимательности, анализ жизненных ситуаций.











 



 





 

 Создание ситуации занимательности, анализ жизненных ситуаций.











 


 



 

 
















Создание ситуации занимательности, анализ жизненных ситуаций.

Метод контроля в процессе самообучения.








Создание ситуации успеха.



Подведение итогов урока.





   




ожидаю  увидеть доброжелательный настрой на урок.

 Ученики настраиваются на работу.













Заострить внимание детей на ход урока












Закрепление таблицы умножения на 4 и 5 у ребенка.




 








 Закрепление знаний  таблицы умножения, название компонентов действий. Закрепление умения использовать терминологию.

Фронтальная работа дает возможность высказать свое мнение, доказать его.


Развитие взаимоконтроля, самоконтроля.

 


 




Развитие наблюдательности, аналитических способностей, логического мышления у детей. Дети повторяют пройденный материал





 

Учащиеся включены в работу. Идет работа над повторение.




Ученики учатся рассуждать, сравнивать, делать выводы.












Развития   внимания у учащихся и логического мышления учащихся







Повторение известных случаев умножения на 6 и определение цели дальнейшей работы.







Развитие сотрудничества, взаимопомощи, поиск путей решений задачи.


Воспитание чувства ответственности, доверия.











Развитие взаимоконтроля, самоконтроля.





Выбор рационального решения.

Развиваю навыки работы в группах.

В результате такой работы учащиеся делают вывод, дают ответ на поставленную задачу.

Повторение и закрепление переместительного свойства умножения. Применение ранее полученных знаний.



Закрепление свойства умножения.


















Формируется умение работать по алгоритму.



Развитие  самоконтроля.

 






Снятие эмоционального и умственного напряжения. Профилактика переутомления, снижение работоспособности.  




 




Каждый ученик работает индивидуально с тем вариантом, который соответствует его уровню подготовки.



Формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практического задания.






Развитие  самоконтроля.












????????

Раасуждение


Дискуссия


















Закрепление навыков решений текстовых задач и развитие творческих способностей,



 

 



 






Учащиеся  оценивают свои достижения в решении задач.
















Закрепление новых знаний полученных при составлении таблицы умножения.








 




 






 








 

               САМОАНАЛИЗ  УРОКА

Урок направлен на дальнейшее формирование  учебной деятельности у учащихся. Мотивационный, операционный и регулирующий компоненты учебной деятельности развиваются в равной степени.

       Мотивационная часть урока. Идёт дальнейшее формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации при  открытии способа вычитания. Делается это с помощью частично-поискового метода (дети сами открывают способ под руководством учителя). Познавательная мотивация формируется с созданием эмоциональной мотивации. На уроке используются карточки, картинки.

            Операционная часть урока. В ходе урока у детей развивается умственный план учебных действий, логическое мышление. Так, например, при овладении способом вычитания достигается цель «развитие анализа, сравнения, обобщения» с помощью частично-поискового метода. Мыслительная деятельность учащихся активизируется на уроке также с введением  логической задачи. Это способствует формированию у учеников гибкости мышления.

            Регулирующая часть урока. В ходе урока у учащихся развивается самоконтроль при  решении примеров и задач.  

Исходя из уровня развития учащихся, используется дифференцированная форма работы по характеру помощи, по уровню самостоятельности  на этапах закрепления.

С целью развития коммуникативных навыков используется  работа в парах.

 На этапе формирования приёмов вычисления  используется этап громкой речи. У сильных учеников во время закрепления приёма вычисления наступает этап формирования действий во внутренней речи («про себя»), у слабых детей - этап внешней речи без опоры на материализованные средства.

  Для достижения поставленных целей я стараюсь сочетать разные методы обучения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Для этого к уроку подготовлена наглядность, дидактический материал, использование которых в ходе урока необходимо. Для снятия усталости переключения внимания я стараюсь использовать игровые физкультминутки. В начале урока в игровой форме идет повторение пройденного материала, активизируя внимания за счет наглядности на доске. На поставленные вопросы добиваюсь от детей полных ответов. Сначала отвечают сильные учащиеся, затем повторяют слабые учащиеся.

Триединая цель урока (образовательная, воспитательная, развивающая) была достигнута.

На данный момент в классе сложились доброжелательные отношения друг к другу. В целом класс дружный, сплоченный.

                 Методическая  литература

  1.  Школа России. Концепция и программы для нач. Кл. В 2 ч. Ч 1/ (М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.) М.: Просвещение, 2007-158 с.- Математика./ М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, и др.
  2. Моро М.И. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2. /М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с.
  3. Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой: 1 класс.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с.
  4. Волкова С. И., Пчелкина О.Л. Альблм по математике и конструированию для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1993. – 32 с.
  5. Волина В.В. Занимательная математика для детей. /Ред. В.В. Федоров; Худ. Т. Федорова. – С. – Пб.: Лев и к, 1996. – 320 с.

      6

 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления»

Тема: «Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления»Урок математики 3 класс  Цели урока: составить таблицы умножения семи и на 7; рассмотреть соответствующие случаи деления. За...

Интегрированный урок-путешествие (математика-краеведение) в 3 классе по теме "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления"

Изучение нового материала по теме урока "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления" проходит в форме урока-путешествия по парку  ГМЗ "Ораниенбаум" города Ломоносова Санкт-П...

Презентация к уроку – путешествию по математике 3 класс Тема: «Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления»

Изучение нового материала по теме урока "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления" проходит в форме урока-путешествия по парку  ГМЗ "Ораниенбаум" города Ломоносова Санкт-П...

Умножения шести и на 6, соответствующие случаи деления.

Тип урока: изучение нового материала. Цель: знакомство с таблицей умножения шести и на 6, соответствующие случаи деления.  Задачи: Обучающие: повторить табличные случаи умножения и де...

"Умножение шести,на 6 и соответствующие случаи деления»

Класс  3классФедотова Галина Дмитриевна,учитель начальных классовМКОУ»Фролово-Горетовская ОШ»Сухиничский районПредмет   математикаАвтор учебника__ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанов...