"Формирование устных вычислительных навыков". Методическая тема.
методическая разработка по математике по теме

Калугина Ольга Владимировна

Методическая тема по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мет. тема605.97 КБ

Предварительный просмотр:

Можно ли вызвать удивление на лицах младших школьников во время занятий по математике? Можно ли наблюдать радость в глазах в выражении лиц детей, когда вдруг зародится догадка, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинаю тянуть руки, желая поскорее ответить на вопрос учителя.

Многое по математике должно быть усвоено уже в начальных классах в такой форме и так прочно, чтобы полученные знания стали достоянием учащихся на всю жизнь.

Одной из важнейших задач начального обучения всегда было и остается формирование сознательных  и прочных вычислительных навыков.

Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе математики начальных классов.

В основе всех вычислительных приемов, как устных, так и письменных, лежит твердое знание таблиц сложения и умножения. Добиться прочного запоминания учащимися таблиц сложения и умножения однозначных чисел – одна из основных задач начального обучения.

Запоминанию таблиц способствует система достаточного числа упражнений и своевременная проверка знаний, умений, навыков.

Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования их при выполнении однообразных тренировочных упражнений.

Чтобы воспитать у учеников интерес к вычислительным навыкам я использую различные приемы: дидактические игры, загадки, викторины, ребусы, так как в младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в игре. Игра делает отдельные элементы работы эмоционально насыщенными, вносит бодрый настой в детский коллектив.

Такие приемы, как математические диктанты, систематические кратковременные самостоятельные работы по вариантам, срезовые работы, помогают осуществлению контроля за качеством знаний.

Формирование вычислительных навыков идет в течение каждого урока и на каждом этапе. При проверке домашнего задания я ставлю группу вопросов, чтобы выяснить умение объяснить выполненные вычисления, выбор действия при решении задач, уравнений, примеров.

ВОПРОСЫ ПРИ ПРОВЕРКЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ:

  1. Прочитать примеры , в которых сумма равна 3дес. 6ед., 4дес. 7ед.,3сот.2дес.
  2. Прочитать примеры, в которых находится сумма двузначных чисел.
  3. Прочитать примеры, в которых находится разность двузначных чисел.
  4. Прочитать примеры , при  которых вы использовали вычитание из числа 10.
  5. Прочитайте примеры, в котором делимое равно 16,32,7.
  6. Прочитайте примеры, в кот. Произведение равно 72 ,16, 48.
  7. Прочитайте примеры, в кот. Данное число увеличивается на несколько единиц, на несколько десятков, сотен; уменьшается на несколько единиц,  десятков,  сотен, увеличивается в несколько раз, уменьшается в несколько раз.
  8. Прочитайте примеры, при которых вы использовали переместительное свойство сложения, умножения.
  9. Составьте из чисел х, 7,6,3 одно из уравнений, которое вы решали дома.
  10. Составьте другие уравнения с этими же числами. Решите их.
  11. Почему в уравнении х+4=7     х=3?
  12. Какое из чисел 2,3,5,4,8 – является решением уравнения х+8=13?
  13. Найдите произведения, используя домашние примеры: дома – (8+2)*6; (10+7)*4; в классе – 10*6, 17*4.
  14. Вычислите выражения , используя домашние примеры: дома- 6*2+6*4;  3*5+7*5; в классе- 6*(2+4), 5*(7+3).
  15. Как можно изменить условие домашней задачи , чтобы можно было решить ее двумя способами?

Проверка домашнего задания должна стать органической частью урока; служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученного материала.

Такая проверка домашнего задания заставляет учащихся более ответственно относится к домашнему заданию. Дети стараются выполнить его самостоятельно, чтобы быть готовыми к  тем вопросам, кот. ждут на уроке.

Устный счет подводит учащихся к восприятию нового материала, его закреплению и обобщению.

А чтобы формировать устные вычислительные навыки , надо подбирать такой материал, кот. смог бы заинтересовать детей.

Учитывая огромное значение, кот. придается усвоению детьми табличных случаев, в устный счет полезно включать вопросы по таблице. Дети очень любят задавать вопросы по таблице сами и ждать ответа на свой пример. Учитель здесь проверяет, как ученик знает таблицу, а ученик проверяет своего товарища.

Им нравится выполнять и такие задания:

  1. Составьте примеры на сложение, чтобы получилось в ответе 16 ,20 ….
  2. Чему равно частное чисел 48 и 6.
  3. Первый множитель 7, произведение 42.Чему равен второй множитель?
  4. Разложить число 36 на сумму таких слагаемых, чтобы они делились на 4.
  5. Составьте различные выражения с числами 8, 4, 20.
  6. Представь в виде суммы разрядных слагаемых 36, 145, 205.
  7. Решение всевозможных задач на закрепление и повторение учебного материала.

НАПРИМЕР. В одной комнате 4 стула, а в другой в 3 раза больше. Сколько стульев в другой комнате? Такую задачу я включаю в устный счет. На этом же уроке я познакомила детей с составной задачей нового вида. «В одной комнате 4 стула, в другой в 3 раза больше. Сколько стульев в двух комнатах?» выяснив сходство и различие этих задач, большинство детей самостоятельно справляются с решением второй задачи.

ЗАДАЧИ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ,

  1. Сестре 8 лет, она на 4 года моложе брата. Сколько лет брату?
  2. Ручка стоит 30коп., а дневник на 16 коп. дешевле. Сколько стоит дневник? Сколько стоит ручка и дневник?
  3. Хозяйка купила 3 пакета картофеля ,по 2 кг в каждом.  Сколько кг картофеля она купила?
  4. Длина отрезка 15см. Какова длина 1/5 части отрезка?
  5. Длина 1/ 5 части 3см. Какова длина всего отрезка?

Решение задач вооружает практическими умениями и навыками, и вместе с тем способствует развитию логического мышления. Очень любят дети , когда я включаю в устный счет игры. Я провожу такие игры:

МОЛЧАНКА. Я показываю классу карточку с примером 4*8 , ученики молча поднимают вверх ответ. Эта игра способствует воспитанию внимания и дисциплины.

ЦЕПОЧКА. Эту игру я провожу разными способами: цепочка из примеров так,  что ответ на один пример является началом другого. (17+19:4+12*3=) Сколько получилось?

Я называю числа и действия над ними , а ученики производят счет в уме, встают по указанному порядку и говорят ответ. (учитель- 7 умножить на 2, дети – 14,28,56….; учитель – 95 вычитай по 19, дети – 76, 57, 38…)

Такой вид цепочки очень удобен при присчитывании и отсчитывании по несколько единиц, при последовательном умножении и делении.

ЛУЧШИЙ СЧЕТЧИК.  Эта игра имеет несколько вариантов.

Один игрок подходит к столу. Это – счетчик. Ученики задают счетчику примеры, кот. он должен решить. Если пример не решен или неправильно , то на его место выходит другой.

На доске заранее записаны примеры по вариантам. Ученики записывают на листочках ответы. Кто быстрее решит правильно примеры, тот получит лучший счетчик.

Второй вариант игры хорошо проводить во время срезовых работ. Эти игры хорошо еще и тем ,что они дают возможность проверить вычислительные навыки у всего класса.

ЗАКРОЙ ФОРТОЧКУ. На доске или на экране записаны примеры с окошечками для знаков действий или для чисел в примере. Задача учеников состоит в том, чтобы найти эти числа или знаки действия, как говорят закрыть форточку.

Ответы показывают на своих карточках.

Такие игры я провожу во 1,2,3 при изучении темы: Нахождение множителя, делимого, делителя. При повторении изученного Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

КТО СКОРЕЕ. Эту игру я провожу на закрепление таблицы умножения и деления.

На доске записаны примеры на таблицу умножения и деления по вариантам. Ученики на листочках записывают ответы.

На доске написан ряд чисел. Ученики на листочках пишут множители, от которых получается данное число.

Разнообразные виды игр , заданий помогают заучивать таблицу значительно быстрее.

Если после многократных упражнений ученик затрудняется при умножении на 9, то показываю ему игру:

Положи 2 руки на стол,10 пальцев послужат для тебя счетной машиной. Веди счет слева направо. Пусть надо 4*9. 4й палец дает ответ: налево от него 3 пальца(десятки),направо 6(единиц). Ответ читаем 36.

При проведении игр я придерживаюсь следующего:

  1. Игра должна быть понятной.
  2. Правила игры должны быть выражены точно, а числа их должны быть невелики.
  3. Подбор материала должен соответствовать программе класса и силам учащихся.
  4. Игра не должна быть утомительной.
  5. Пользоваться играми нужно в меру.
  6. Цель игры.
  7. Количество играющих.
  8. Подумать о возможных вариантах игры.
  9. Подводить итоги игры.
  10. « В каждой хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли « - говорил А. С. Макаренко.
  11. Провожу на устном счете математические диктанты. Цель их – совершенствовать правильность, самостоятельность и беглость счета с использованием математической терминологии.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ.

  1. Найдите сумму чисел 34и 8.
  2. Найдите разность чисел 61 и 6.
  3. Увеличьте 28 на 46.
  4. Уменьшите 81 на 37.
  5. На сколько 16 меньше 30?
  6. Первое слагаемое 26, второе 9. чему равна сумма?
  7. Чему равно произведение 8 и 3?
  8. В одном куске 12м ткани, в другом в 3 раза меньше. Сколько м ткани в другом куске?
  9. Проезд в автобусе стоит 5 коп. сколько денег надо заплатить за 3 билета?
  10. Делимое 18,делитель 3, чему равно частное?
  11. При умножении какого числа на 3 получится 9?
  12. Запишите число, кот. состоит из 5 дес. 6 ед.?
  13. Уменьшаемое 12, вычитаемое 7. Чему равна разность?
  14. Неизвестное число больше 37 на 15. Чему равно неизвестное число?
  15. 27 больше задуманного числа в 3 раза. Чему равно задуманное число?

  1. Число 27 умножьте на 1 и полученное произведение увеличьте на 13.
  2. Частное чисел 32 и 1 уменьшите на 8.
  3. Разность чисел 24 и 23 умножьте на 15.
  4. Множители 7 и 8. Чему равно произведение?
  5. Во сколько раз 88 больше 4?
  6. В классе 30 учеников. 1/6 часть всех учатся на 5. Сколько учеников учится на 5?
  7. Найдите неизвестное число, зная , что 1/3 его составляет 12.
  8. Старшая сестра прочитала за месяц 12 книг, а младшая – 3 книги. Во сколько раз больше прочитала книг старшая сестра, чем младшая?
  9. Одно число 18, а другое на 55 больше. Чему равно второе число?
  10. Одно число 30, а другое в 3 раза <. Чему равно второе число?
  11. Найдите произведение чисел 15 и 0.
  12. Вычитаемое 19, разность 26. Найдите уменьшаемое.

  1. Между какими числами стоит число 400. Запиши.
  2. Сколько копеек в 7 руб. 25 коп.?
  3. Увеличьте 120 на 30.
  4. Найдите разность чисел 270 и 130.
  5. В книге 150 страниц, мальчик прочитал 80 страниц. Сколько страниц осталось прочитать?
  6. Запишите5 цифрами числа, в кот. 3 ед., 4 сот. и 6 ед.. 5 сот. И  3ед., 2 ед. 3го разряда,1 ед. 2го и 7 ед. 1го разряда.
  7. 4м материи стоят 32руб. сколько стоит 1 м материи? Сколько стоят 7м такой материи?
  8. Найти частное чисел 365 и 4.
  9. Вычислите частное чисел 90 и 30.
  10. Увеличьте 13 в 6 раз.
  11. На сколько 54 меньше 100?
  12. К 31 прибавили задуманное число и получили 40. Какое число задумали?

Математические диктанты хороши тем, что все дети в классе принимают в нем участие.

Можно их писать и по вариантам. Задания даю одинаковые, разные числа.

До контрольных работ провожу срезовые работы. В срезовых работах контролирую старый и новый материал. Цель этих работ – проверка самостоятельности, правильности, беглости счета.

42+13    16+18     3*8   2*6    7*3

                    16-8        60-17      9*7    12:2  45-16

                     17+8     16:2     40+16    12:6   43-7

                     84-31   2*9  6*3  9+5    50-6

        В срезовых работах дети записывают только одни ответы. После каждой срезовой работы делаю анализ.

  1. В классе по списку
  2. Писали-
  3. Без ошибок
  4. С 1 ошибкой
  5. Справились с работой
  6. Качество

Срезовые работы формулируют навыки самостоятельной работы, помогают планировать дальнейшее повторение, проверить знания, умения, навыки у учащихся, позволяют  обеспечивать систематический контроль за знаниями и продуманные формы по предупреждению и исправлению ошибок младших школьников.

Много провожу работы по формированию вычислительных навыков на внеклассных занятиях по математике.

Важными резервами повышения эффективности обучения математике являются  :

- воспитание интереса к занятиям,

- постоянное обращение учеников к ранее усвоенным знаниям,

- формировать навыки самостоятельной работы на каждом уроке,

- систематический контроль за знаниями и продуманные формы по предупреждению и исправлению ошибок мл. школьников.

Одним из путей , способствующих решению этих задач является использование методов дифференцированного и индивидуального подхода, позволяющих вести обучение с учетом особенностей каждого ребенка, с учетом особенностей его умственного развития.

Большое внимание должно быть уделено разнообразию формулировок заданий и упражнений. Все это способствует выработке навыков устных вычислений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник заданий "Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики"

Данная разработка содержит сборник упражнений для формирования устных вычислительных навыков на уроках математики: дидактические игры, веселые задачи, задачи на логическое мышление, магические квадрат...

Формирование устных вычислительных навыков у учащихся первого класса.

Умело составленный и систематически проводимый устный счет развивает у учащихся способность быстро и безошибочно производить разнообразные устные вычисления,активизируют мыслительную деятельность учен...

Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики, как способ развития творческих способностей учащихся начальной школы.

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ  на уроках математики"...

«Условия формирования устных вычислительных навыков на уроках математики»

Задача формирования вычислительных навыков  является  центральной  в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформи...

«Формирование устных вычислительных навыков учащихся».

        Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устных вычислений. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся...