Длина. Сантиметр
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Ткачук Ольга Викторовна

Конспект урока разработан для учащихся 1 класса по УМК ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_kursy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

              Тип урока: изучение нового материала или формирования первоначальных навыков (технология деятельностного метода)

              УМК ОС «Школа 2100»

Учитель: Ткачук О.В.

Технологическая карта изучения темы «Длина. Сантиметр»

Тема

Длина. Сантиметр.

Цели

Создать условия для знакомства:

а) с первыми представлениями о новой для них величине – длине;

б)  с единицей измерения длины – сантиметром;

в) с правилами сравнения, сложения и вычитания длин.

Дать возможность:

- продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.

Задачи

- обучающие

- обобщить представления детей о способах измерения длины путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях;

- познакомить учащихся с единой (принятой в мире) единицей измерения длины – 1 см.

 ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога;  организовать работу по   обучению умению анализировать представленный материал путем наблюдения; учить измерять, сравнивать, складывать и вычитать длину предметов;

-развивающие

 - способствовать развитию  практических  навыков  по использованию полученных  сведений на уроке в реальных жизненных условиях; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

-воспитательные

- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.

 

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Смогут использовать сантиметр, как мерку для измерения длины, сравнения длин, выполнения сложения и вычитания именованных чисел (см).

Основные понятия

Сантиметр

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир, технология.

Ресурсы:

- основные

- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2.  Стр. 68 – 69.

Инструменты

Линейка, мерки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

УУД, формируемые на уроке

Личностные:

–самооценка на основе критерия успешности;

–адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

Коммуникативные:

-вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Познавательные:

-выполнять классификацию;

-обосновывать основание для классификации;

- выполнять анализ;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

- владеть тремя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением, с помощью сантиметра;

- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной мерки;

Регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму;    учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Риски

Не усвоено понятие числовой отрезок.

Дети знакомы с тем, что длину можно измерить с помощью линейки.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Коммуникативные:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: (самоопределение)

Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Начинается урок.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки,

Слушайте внимательно

Работайте старательно.

  1. Актуализация  знаний

Цели:

побуждать учащихся к поиску решения выявленной проблемы 

Учатся решать проблемную ситуацию, синтезировать, делать выводы

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать создание проблемной ситуации.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Подводит учащихся к понятию «величина» через практические действия.

 Петя и Вова подарили Кате по карандашу.

- Чей карандаш длиннее, короче?

- Как узнать? (Приложить друг к другу так, чтобы один из концов совпал.)

С.68 №1 (работа в парах)

-Как измерить длину отрезка, изображенных на рисунке?

 (с помощью циркуля)

-Какие результаты получились?

Записываем на доске меру длины отрезка АБ, выраженную в разных единичных отрезках.

– Что вы заметили? (Числа получились разные, хотя мы измеряли один и тот же отрезок.)

– Почему так получилось, как вы думаете? ( Так получилось потому, что мерки для измерения отрезка тоже были разные.)

Регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

- владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением;

- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мы

  1. Постановка учебной задачи

Цель: самостоятельная формулировка темы и цели урока

Формулировать тему и цель урока, определяют задачи

Подвести к определению и самостоятельной формулировке темы и цели урока

 Читаем текст задания № 2, с. 68.

– Как вы думаете, мы можем ответить на этот вопрос? (Нет, так как мы ничего не знаем о мерках с. и к.)

-Тогда как измерить длину отрезка?

- С помощью синих или красных мерок?

-Удобна ли мерка?

- Какова будет тема нашего урока?     Чему будем учиться? (выбирать мерку)

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  1. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

.

- Как правильно выбрать мерку? (она должна быть одинаковая).

- Люди договорились пользоваться одинаковыми мерками.

 

Рассматриваем рисунок к заданию № 3, с. 68.

Отвечаем на вопросы задания.

Вывод. С помощью линейки измеряют длины отрезков. Линейка – это знакомый уже нам числовой отрезок, который состоит из единичных отрезков. Чтобы измерить с её помощью другой отрезок, надо совместить один его конец с началом отсчёта на линейке (числом 0), и тогда число, с которым совпадёт другой конец отрезка, покажет, сколько единичных отрезков поместилось в нашем отрезке.

Физкультминутка

Работа по учебнику

 Познавательные

–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналоги;

–определение основной и второстепенной информации;

–постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные;

–выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность;

–аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

 –осознанное и произвольное построение речевого высказывания

  1. Первичное закрепление изученного

анализ,  классификацию, работать в парах

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

работу по анализу и классификации, работу в парах

Обеспечить контроль за выполнением  задания.

Выполняем практическую работу (задание № 4, с. 68).

Текст под знаком. Приходим к выводу, что длины отрезков Пети и Вовы можно сравнить после измерения сантиметровой линейкой (общеупотребительной).

 

Задания № 5, 6 учебника, с. 69.

– Почему мы смогли выполнить эти задания?

Текст в оранжевой рамке.

Коммуникативные:

-вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

Познавательные:                          

нализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

–подведение под понятие

–определение основной и второстепенной информации;

  1. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

Задание № 7, с. 69.

- Как найти длину отрезка СН? (измерить с помощью линейки)

- Каким другим способом можно это сделать? ( мы знаем длину отрезка СТ и ТН их можно сложить)  

Задание № 8, с. 69 выполняется аналогично.

 - Как мы находили длины отрезков?

(складывали и отнимали)

- Почему мы смогли это сделать? (мерки были одинаковые и известны)

 Познавательные:

–рефлексия способов и условий действия ;

–контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные:

–самооценка на основе критерия успешности;

–адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

Коммуникативные:

–выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

–формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

–использование критериев для обоснования своего суждения;

–планирование учебного сотрудничества;

  1. Рефлексия. Итог урока.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Самостоятельно анализировать уровень усвоения темы

Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока.

-Какими способами можно сравнить длины отрезков? (путем наложения, на глаз).

- Каким способом можно измерить длину отрезка? (с помощью одинаковой  мерки – см).

- Какой  инструмент мы будем использовать? (линейку).

- Что мы можем еще делать с мерами длины, измеренных одинаковыми мерками? (сравнивать, складывать, вычитать).

  1. Самооценка

Оцените свою работу.

Дети отмечают на выбранной шкале.

интересно               трудно

Личностные:

–самооценка на основе критерия успешности;

–адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Длина. Сантиметр"

План-конспект с приложением слайдов презентации для проведения урока по математике в 1 классе "Длина. Сантиметр". ОС "Школа 2100"...

Урок математики в 1 классе "Длина. Сантиметр"

Представлен план-конспект со слайдами презентации для проведения урока математики (ОС "Школа 2100") в 1 классе....

Открытый урок по математике. Тема: «Длина. Сантиметр »

Открытый урок по математике.Тема: «Длина. Сантиметр » с презентацией и методическим обоснованием....

План-конспект урока математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема "Единицы измерения длины. Сантиметр".

Урок в 1 классе по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр" содержит ссылки на электронные ресурсы сайта ЕК ЦОР и "Открытый класс", позволяющие отрабатывать у учащихся предметные и метапредметные уме...

Единицы измерения длины. Сантиметр.

Ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога.              Обучить учащихся построению  монологическог...

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...