Интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Яскевич Марина Валерьевна

интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_3_kl._yaskevich_m.v.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Луговская средняя общеобразовательная школа

Табличное умножение

разработка  урока  математики,

3 класс

                                    Учитель начальных  классов                                                                                                Луговской  СОШ

Яскевич Марина Валерьевна

I квалификационная категория

Стаж работы – 14 лет

2006 г.

Цели урока:

 - способствовать закреплению ;

- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся критического мышления и ассоциативных связей;

- активизировать личностное  осмысление каждым учащимся важности изучаемой темы;

-создать условия для формирования умения работать самостоятельно.

Применяемая технология – модульная технология с
                                                    элементами уровневой
                                                    дифференциации

Организационные формы:     фронтальная, индивидуальная
                                               работа

Средства обучения:                демонстрационный материал «Лесок»,
                                              иллюстрации с изображением животных
                                              и времён года, раздаточный  
                                             дидактический материал
                                              (сигнальные карточки с числами,
                                              модульная карта)

Ход урока

I.Организационно – мотивационный этап

Учитель приветствует учащихся и обращается к ним со словами:

- О чём пойдёт речь на уроке математики, вы узнаете из стихотворения Аллы Копьевой, которая родилась в Половинке:

Есть на планете уголок,

Что мне дороже, чем иные.

Где между лентами дорог

Лежат озёра голубые,

Где сосны стали, как в строю,

Волну кондинскую сторожат,

Кто побывает в том краю,

Забыть его уже не сможет.

(О родном крае)

- В родном крае вы живёте  уже 9 лет. Поднимите руки, кто хочет  узнать о  нём больше. Урок математики поможет обогатить ваши знания. Посмотрите на доску и определите тему урока (приложение 1)

(Табличное умножение)

- По опорным словам поставим цели, к которым будем стремиться.

(По опорным словам ученики определяют цели:

- повторить …   таблицу умножения,

- применить знания… при решении примеров, задач, уравнений)

- Для чего необходимо знание таблицы умножения?

(На каждом уроке выполняем задания, в которых встречается табличное умножение, знание таблицы позволит вычислять быстро и правильно).

II. Актуализация знаний.

-Чтобы   проверить и оценить свои знания по табличному умножению, выполним ВК– Входной контроль (устный счёт).

- Наш край богат лесами. Мы порадуемся деревцам, которые сейчас появятся.  У каждого на столе лежат карточки с числами. Я показываю пример на доске, вы сигналите ответ. (На макушке ёлочки написаны ответы, я приклеиваю ёлки на примеры).

Если ответ правильный, вы кладёте кружок на тетрадь, если нет – на парту.

-Сосчитайте количество правильных ответов и поставьте отметку в лист в строке рядом с ВК.

Если правильно решили 18 примеров – 5.

Если правильно решили 17 примеров – 4.

Если правильно решили 16 примеров – 3.

Если решено правильно меньше 16 примеров, поставьте прочерк, нужно ещё подучить таблицу.

-Запишите сегодняшнее число. Классная работа.

- Посмотрите внимательно на доску. Что вы увидели? (Из ёлочек, которые мы приклеили во время устного счёта   составлено число 75).

-Почему именно оно?

(В этом году ХМАО исполняется 75 лет).

-Придумайте задание с числом 75.

 Дети предлагают задания.

-Запишите число 75 столько раз, чтобы было на 3 больше, чем букв в слове Югра.

-Я попросила написать число 75  7 раз не случайно, ведь у коренных народов нашего округа – ханты – семь является святым числом, оно приносит удачу. Надеюсь, принесёт и нам.

III. Применение знаний в типичной и новой ситуации.

-Начнём работу  с УЭ – 1, который называется  «Равенства и неравенства» (приложение 3). Озвучьте  цель, поставленную перед вами в этом УЭ:

(дети зачитывают цель: применим знание таблицы умножения при составлении равенств и неравенств).

Светофором сигналят выбор уровня: красный – «5», зелёный – «4», жёлтый – «3».

Выполнив, проверяют по листу контроля с озвучиванием ответа. Самооценка, подведение итога.

-Найдите УЭ – 2. «Решение уравнений». С какой целью будете работать над этим заданием?

(Повторим, как связаны числа при делении – действии, обратном умножению.)

-Богата  Югра рыбой, птицами, крупными и мелкими животными. Решив уравнения, больше узнаете о них.

Выполнив, проверяют по листу контроля с озвучиванием ответа. Самооценка, подведение итога.

-Какое число здесь оказалось лишним и почему?  (29 – количество нефтепроводов на территории округа)

-Во все времена года хороша природа родного сибирского края. Отдохнём и прогуляемся по лесу.

Физминутка.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья стряхнём постепенно,

 И кружит, и кружит их ветер осенний.

- Следующий УЭ-3 называется «Порядок действий». C какой целью будем работать над этим заданием?

(Повторим порядок действий в примерах)

-Назовите правило выполнения порядка действий  (дети называют).

-Сколько времён года бывает по календарю?

-Сколько дней по календарю длится каждое?

(По 90 дней).

-Но, наблюдая за погодой, вы, наверное, замечали, что зима не всегда наступает 1 декабря, а летнее тепло не всегда радует нас до 31 августа.

С помощью примеров выясним, какова продолжительность каждого времени года в нашем крае.

(На доске – иллюстрации с изображением 4 времён года и соответствующие числа:

Весна – 84 дня        Лето – 60 дней      Осень – 51 день     Зима – 170 дней)        

Выполнив, проверяют по листу контроля с озвучиванием ответа. Самооценка, подведение итога.

- Приступаем к следующему УЭ .  Называется УЭ -4 «Решение задач».

- Для чего это задание ?

(Чтобы применить знание  таблицы умножения при решении задач).

Выполнив, проверяют по листу контроля с озвучиванием ответа. Самооценка, подведение итога.

-А сейчас проверим, насколько лучше вы стали знать таблицу умножения.

В этом поможет УЭ – 5 «Выходной контроль».

-Но прежде  скажите, почему наш округ называется Ханты – Мансийский?

(Центр в г. Ханты – Мансийске).

-Решив примеры, выясним дату образования этого города.

Выполнив, проверяют по листу контроля с озвучиванием ответа. Самооценка, подведение итога.

-Через сколько лет ХМАО и г. Ханты - Мансийску  будет 100 лет?
(
через 25 лет)

IV. Рефлексивно – оценочный этап.

-Подведём итог урока. Кому принесло число 7 удачу?  Кто имеет итоговую отметку «5»?  «4»?  Сколько «3» ?

-Выскажите своё мнение о  своей работе на уроке:

Если тебе на уроке было интересно и ты доволен своей работой, подними « мордашку»с улыбкой.
Если было неинтересно и ты недоволен работой, подними грустную

 « мордашку».

-Я  поздравляют вас с юбилеем округа, желаю хорошо учиться и стать настоящими патриотами нашего округа.

                                              Приложение 2

Лист самооценки

Ф.И._____________

ВК - _________

УЭ – 1 _______

УЭ – 2 _______

УЭ – 3 _______

УЭ – 4 _______

ВК - _________

Итог _________

                                                   Приложение 3

        Модульная карта по теме «Табличное умножение»

УЭ – 1  «Равенства и неравенства».

Цель: применить знание таблицы при составлении равенств и неравенств.

1 уровень – Запиши  примеры на деление со значением 7,  пользуясь знаниями таблицы умножения.

Проверь сам и оцени работу.

---------------------------------------------------------------------------------

2 уровень – Используя данные выражения, составь верные равенства:

42 : 6     4· 3     6·2     35 : 7     40 : 8    49 : 7

Проверь сам и оцени работу.

--------------------------------------------------------------------------------

3 уровень – С помощью чисел 3, 5, 7, 9 составь и запиши 3 верных неравенства:

   

   

Когда выполнишь работу, подними руку, чтобы проверил учитель.

--------------------------------------------------------------------------------

 УЭ – 2 «Решение уравнений». 

Цель: повторить, как связаны числа при делении.

1 уровень -  х : 4 = 7

Вспомни, как называется этот компонент и как его найти.

 

После выполнения проверь и оцени себя.

--------------------------------------------------------------------------------

2 уровень -  х : 6 = 7

Вспомни, как называется этот компонент и как его найти.

 

После выполнения проверь и оцени себя.

--------------------------------------------------------------------------------

3 уровень -  210 : х = 3  + 4

Вспомни, как называется этот компонент и как его найти.

После выполнения проверь и оцени себя.

УЭ-3  «Порядок действий». 

Цель: повторить порядок действий в примерах.

1 уровень – 8· 5 + 44 =                    

                    6· 8 + 3 4 =                                            

                    8· 7 – 10 : 2=                                          

Расставь порядок действий и вычисли.

После решения проверь себя и оцени.

--------------------------------------------------------------------------------

2 уровень – 4 + (100- 4· 5) =

                   15 : 3· 6 + (90 – 60)

                   9 ·7 +  6 ·4 – 6 ·6 =

Расставь порядок действий и вычисли.

 После решения проверь себя и оцени.

--------------------------------------------------------------------------------

   3 уровень – Вычисли:

                     9 ·7 + 8 ·5 =

                     9 ·3 – 5 ·4 =

                     4 ·7 + 3· 4 =

                     56 : 8 ·5 – 5 · 5 =

Расставь порядок действий и вычисли.

Найди сумму всех полученных значений выражений – это продолжительность зимы.

После решения проверь себя и оцени.

УЭ -4 «Решение задач».

Цель: применить знания таблицы умножения при решении задач.

1 уровень –

Хвоинки сосны живут 2 года, а ели в 5 раз дольше. Сколько лет живут хвоинки ели?

-Что значит дольше?

-Какой рисунок подходит к условию задачи?

Реши задачу и проверь себя. Оцени.

------------------------------------------------------------------------------

2 уровень –

 Хвоинки пихты живут 2 года, а ели в 5 раз дольше. Если по ягелю пройдёт человек, то ягелю для восстановления нужно в 3 раза времени больше, чем живут хвоинки ели.  Узнай, сколько лет необходимо  ягелю, чтобы восстановиться?

-Какая краткая запись подходит к условию задачи?

Реши и оцени себя.

--------------------------------------------------------------------------------

3 уровень –

В Конду впадает 6 крупных рек. В Обь и Иртыш вместе в 2 раза больше, чем в Конду. Сколько рек впадает в Иртыш, если их количество составляет половину от общего числа притоков Оби и Иртыша?

-Что значит половину?

-Какой план решения  подходит?

I.1) Узнаю количество притоков Оби.

 2) Узнаю количество притоков Конды  и Иртыша.

 3) Узнаю количество притоков Оби и Иртыша.

II.1) Узнаю количество притоков Оби.

    2) Узнаю количество притоков Иртыша.

III.1) Узнаю количество притоков Оби и Иртыша вместе.

      2) Узнаю количество притоков Иртыша.

Реши задачу и проверь решение. Оцени себя.

УЭ – 5 «Выходной контроль».

Цель: проверить знание таблицы умножения.

3 ·7 =                   г                  7 · 2 =        ч               5 ·3 =             м

63 : 7 =               о                  5· 8 =        и               7 ·6 =              е

5 · 7  =                 д                                   с                                     с

6· 5 =                                                        л                                     я

                                                                о                                     ц

Реши и проверь себя. Оцени.

Лист контроля

УЭ -1

Уровень 1

14 : 2 = 7             42 : 6 = 7                          

21 : 3 = 7             49 : 7 = 7                            

28 : 4 = 7             56 : 8 = 7                                

35 : 5 = 7             63 : 9 = 7                                                

         

Оцени себя:

                 Если ты решил все примеры верно, поставь 3.

                 Если ты сделал  1 или 2 ошибки, поставь прочерк.

-------------------------------------------------------------------------------

Уровень 2.

42 : 6 = 49 : 7                

35 : 7 = 40 : 8

4·  3 = 6·  2                    

           

Оцени себя:

                      Если ты составил всё верно, поставь 4.

                      Если ты сделал  1  ошибку, поставь 3.

                       Если ты сделал  2  ошибки, поставь прочерк.

--------------------------------------------------------------------------------

                     

Уровень 3.

Обратись к учителю

УЭ – 2 «Решение уравнений». 

1 уровень -  х : 4 = 7                      

                     х = 7· 4

                     х = 28

                    28 : 4 = 7

                       7 = 7  

 Оцени себя:

                      Если ты решил всё верно, поставь 3.

                       Если ты сделал  1  ошибку, поставь прочерк.

-----------------------------------------------------------------------------

2 уровень -  х : 6 = 7

                     х = 7· 6

                     х = 42

                    42 : 6 = 7

                       7 = 7  

 Оцени себя:

                      Если ты решил всё верно, поставь 4.

                      Если ты сделал  1  ошибку, поставь 3.

                       Если ты сделал  2  ошибки, поставь прочерк.

-------------------------------------------------------------------------------

3 уровень -  210 : х = 3  + 4

                     210 : х = 7

                     х = 210 : 7

                     х = 30

                    210 : 30  = 7

                         7 = 7

Оцени себя: Если ты решил всё верно, поставь 5.

                      Если ты сделал  1  ошибку, поставь 4.

                       Если ты сделал  2  ошибки, поставь прочерк.

УЭ-3  «Порядок действий». 

1 уровень – 8· 5 + 44 =  84                  

                    6 ·8 + 3 ·4 =  60                                      

                    8· 7 – 10 : 2= 51                                        

Оцени себя:

                      Если ты решил всё верно, поставь 3.

                      Если ты сделал  1  ошибку, поставь прочерк..

--------------------------------------------------------------------------------

2 уровень – 4 + (100- 4· 5) =84

                   15 : 3· 6 + (90 – 60) = 60

                   9 ·7 +  6 ·4  – 6 ·6 = 51

Оцени себя:

                      Если ты решил всё верно, поставь 4.

                      Если ты сделал  1  ошибку, поставь 3

                      Если ты сделал 2 ошибки, поставь прочерк.

--------------------------------------------------------------------------------

3 уровень – Вычисли:

                     9 ·7 + 8· 5 = 103

                     9 ·3 – 5· 4 = 7

                     4 ·7 + 3· 4 = 40

                     56 : 8 ·5 – 5 · 5 = 10

           Сумма равна 170.

Оцени себя:

                      Если ты решил всё верно, поставь 5.

                      Если ты сделал  1  ошибку, поставь 4

                      Если ты сделал 2 ошибки, поставь 3.

 

УЭ -4 «Решение задач».

1 уровень –

2 · 5 = 10 (л.)

Ответ: хвоинки ели живут 10 лет.

Оцени себя:

                      Если ты решил всё верно, поставь 3.

                      Если ты сделал  1  ошибку, поставь прочерк.

2 уровень –

1 ) 2 · 5 = 10 (л.)

2)10 · 3 = 30 (л.)

Ответ: ягелю необходимо 30 лет для восстановления.

Оцени себя:

                      Если ты решил всё верно, поставь 4.

                      Если ты сделал  1  ошибку, поставь 3

                      Если ты сделал 2 ошибки, поставь прочерк.

3 уровень –

1) 6 · 2 = 12 (р.)

2) 12 : 2 = 6 (р.)

Ответ: В Иртыш впадает 6 рек.

УЭ – 5 «Выходной контроль».

Цель: проверить знание таблицы умножения.

3· 7 =          21      г                  7 · 2 =  14       ч               5 ·3 =   15  м        

63 : 7 =        9      о                  5· 8 = 40        и               7· 6 =  42    е        

5 · 7  =          35    д                                        с                                 с        

6· 5 =          30                                                л                                 я      

                                                                      о                                 ц    

Оцени себя: Если ты решил всё верно, поставь 5.

             Если ты сделал  1   ошибку, поставь 4.

             Если ты сделал 2 ошибки, поставь 3.

             Если ты сделал 3 и более ошибок, поставь прочерк.

Самоанализ урока математики в 3 б классе по теме «Табличное умножение».

Урок в разделе «Табличное умножение» связан с предыдущими и опирается на знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления, определение порядка действий в выражениях, умение решать задачи.

Тип урока- применение знаний и способов действий.

Цели урока: -совершенствовать знания табличного умножения;

- создать условия для применения этих знаний при выполнении разноуровневых заданий;

- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Для каждого учебного элемента определена частная дидактическая цель.

Достижение каждой такой микроцели в совокупности обеспечило достижение интегрирующей цели модуля.

При планировании данного урока были учтены типичные индивидуальные особенности учащихся, темп работы, уровень обученности.

Форма организации учебной деятельности-  Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Такая форма организации обеспечила включение каждого ученика в активную работу по достижению образовательных целей и использовалась в соответствии с методами обучения и содержанием учебного материала.

Применялись методы: практический (разноуровневые задания), словесный.

Для организации самостоятельной работы учащихся использовались средства обучения – учебный материал с указанием задания, с методическими указаниями, лист контроля, самооценки, карточки с примерами( для игры в «Снежки»).

Содержание материала, методы, приёмы и средства обучения  выбраны с учётом темы, цели урока, возможностей класса.

Все этапы взаимосвязаны, логично последовательны.

1 этап урока – организационно- мотивационный. Был направлен на организацию внимания школьников, настрой их на работу. Деятельность учащихся была мотивирована, цели понятны и приняты детьми.

2 этап – актуализация знаний в виде входного контроля. Целью этого этапа было выявление уровня знаний учащихся по табличному умножению, Работа организована в виде игры « Снежки».

3 этап- самостоятельное применение  знаний в типичной и новой ситуациях. Данный этап включал в себя  УЭ-1 «Равенства и неравенства»,

УЭ-2 «Решение примеров на порядок действий», УЭ-3 «Решение составных задач».На этом этапе учащиеся работали таким образом:

  1. Знакомились с заданием 3 уровней сложности.
  2. Выбирали задание по силам.
  3. Сигналили светофором, какой уровень выбрали: на 3- зелёный, на 4- жёлтый, на 5- красный.
  4. После окончания работы  с каждым УЭ осуществлялся самоконтроль по листу контроля или контроль учителем.
  5. В маршрутном листе дети сами выставляли соответствующую отметку за выполнение каждого УЭ.

Это позволило организовать активную учебную деятельность учащихся.

В течение всего урока обеспечивалась высокая работоспособность, хорошая психологическая атмосфера, создавалась ситуация успеха, так как дети выбирали и выполняли задания по силам, с которыми могли справиться удачно.

Всё, что было запланировано, реализовано. Урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по технологии модульного обучения. Закрепление по теме «Умножение»

Данный урок позволит: -закрепить табличные случаи умножения и деления:-закрепить умение решать уравнения;      -закрепить умения решать выражения со скобками, с порядком ...

Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.

Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...

Урок математики по технологиии модульного обучения по теме "Единицы времени" 4 класс

Урок математики по технологиии модульного обучения по теме "Единицы времени"...

Применение технологии модульного обучения в курсе математики начальной школы

Рассмотренны основные принципы технологии модульного обучения на примере урока по теме "Пересечение множеств", изучаемой по программе "Школа 2100" в третьем классе....

Мастер - класс технология модульного обучения.

Реализация технологии модульного обучения в начальной школе....

Технология модульного обучения как средство формирования и разноуровневого оценивания предметных результатов учащихся

Методологическая основа стандартов II поколения сводится к следующей модели: Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: познание мира (в сп...

Технология модульного обучения в начальной школе

Ребята работают в группах по определенному заданию...