Тема: «Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ломакина Галина Михайловна

Урок математики для 1 класса. Материал подобран для детей специального коррекционного класса 4 вида (слабовидящие) для формирования умения составлять задачи по одному рисунку на "+" и "-" и развития познавательной активности на уроке. Урок построен в форме игрового путешествия с героями мультяшек "Смешарики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1_klass-2014_preemstvennost.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку»

Цель: формировать умение составлять задачи на «+» и «-» по одному рисунку и решать их.

Задачи:

- формировать универсальные учебные действия на уроке;

- совершенствовать вычислительные навыки вида   □ +  1, □ +  2;

- развивать познавательные способности, математическую речь учащихся;

- активизировать внимание, воображение, логическое мышление;

- развивать ориентацию в пространстве;

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать умение работать в микро-группах, умение преодолевать трудности.

Оборудование:

  1. Учебник.
  2. Печатная тетрадь №1.
  3. Карточки: «условие», «вопрос», «решение», «ответ».
  4. Карточки для физкультминутки:

  1. Рисунки смешариков с шариками, на обратной стороне буквы: МОЛОДЦЫ !
  2. Магнитофон со спокойной музыкой, Моцарт «Симфония № 40».
  3. Цифры большие.
  4. Мяч.
  5. Индивидуальные карточки-рисунки с примерами (раскраски).
  6. Замок.
  7.  Математический набор: с цифрами и счетными палочками…
  8.  Магнитики.
  9.  Карточки с примерами типа домино.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности (орг. момент):

   1). Психологический настрой: 

     - настроение у нас хорошее, улыбнитесь друг другу и гостям, тихо сели.

                   Ну-ка, посмотри, дружок,

                   Ты готов начать урок?

                   Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

                   Ручка, книжка и тетрадки?

                   Начинаем наш урок…

                                                                   Проверим вашу готовность:

                             - Руки?

                                  - На месте!

                                  - Ноги?

                                  - На месте!

                                  - Локти?

                                  - У края!

                                  - Спинка?

                                    - Прямая!                      

Учащиеся:

 Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем

И решать и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного..

Учитель: Ребята постараются показать, чему они научились…

2). Сегодня у нас необычный урок математики, мы отправимся в ПУТЕШЕСТВИЕ в Математическое королевство. А чтобы путешествие было гладким и приятным, нам поможет музыка. Звучит симфония № 40 Вольфганга  Амадея  МОЦАРТА – это великий композитор, который очень увлекался и  математикой. Он исписывал пол, стены, выполняя сложные математические вычисления..  

3). В путешествие по сказочно-мультяшной стране МЫ полетим на воздушном шаре. Давайте его надуем дружно:

Дыхательная гимнастика: вдох - выдох, вдох – выдох порциями, вдох - выдох с задержкой.  Готово….                                          Мы подлетаем…..

  1. Актуализация знаний:

1). Но двери Математического королевства на замке.

На двери весит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили, потянули  и  не открыли…

2). На замке КОД. Отгадайте загадки о цифрах (выставляются отгадки из больших цифр):

●Ноль подставил спинку брату,

Тот взобрался не спеша –

Стали новой цифрой братцы,

Не найти нам в ней конца.

Повернуть её ты можешь,

Головой поставить вниз.

Цифра будет всё такой же.

Ну,  подумай, разберись…        (8)       (цифры ставятся на дверь-место КОДА)

●Отгадайте – ка, ребята,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на 3 меньше станет…       (9)

 

●Вид её, как запятая,

Хвост  крючком, и  не  секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи  её – нет…                      (2)

● Эта цифра, как замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек…  (6)

● Вот так цифра – кочерга,

У неё одна нога….                         (7)

● Я двойку в 20 превращу…        (0)                        Вышло:   8 9 2 6 7 0

- Каких цифр нет? (1, 3, 4, 5)

- Поставьте  их  в  порядке  увеличения: КОД   (0 2 6 7 8 9)

- Назовите: - самое  маленькое  число,

                      -  самое  большое  число,      

                      - соседей числа 2,

                      - какое  число  предшествует числу 6,

                      - какое число следует  за числом 9?

                                                                             (ДОСКА ОТКРЫВАЕТСЯ)

3).  Вот  мы  и  попали  в  математическую  сказку. Здесь  нас  встречают  её жители  –  СМЕШАРИКИ.  Они  подготовили  для  вас  задания,  но  что-то их  испугало,  и  они  разбежались.  Поможем  им  встретиться  и  быть вместе,  выполним  задания:

4).           ☼   М ЛОСЯШ         Тропинка – лабиринт  

       

            а).    фигуры со с.91 на полях)

   

            б). СЧЁТ  (хлопками)  по +  1,   по +  2.

            в). СОБЕРИ, РЕШИ.   На пути  ЛОСЯША болото, нужен мостик из примеров.  Найти их по классу, собрать и поместить на доску (типа круговых примеров).

9=5+3        8=3+1         4=

            г). Он любит играть.   Игра «МЯЧ»  (Назвать друг другу пример на  

                                                                                +  1   или    +  2).

5).           Играя, Лосяш  вышел к домику на курьих ножках.      Там был

☼   О – КОПАТЫЧ     Выложите такой домик на парте  вместе с соседом. И переложите 2 палочки ТАК, чтобы домик повернулся к КОПАТЫЧУ передом, а к лесу задом…

6).                   Их из леса услышала

☼   Л СОВУНЬЯ.  Ей  пришло письмо от героя, который НИЧЕГО не знает. Кто  это? (Незнайка). Он просит  помочь решить задачи. Записать решения на доске.

● Мишка Винни рано встал,

Бочки с мёдом сосчитал.

Оказалось 10 их.

Только что ж смотреть на них?

Два  бочонка с мёдом съел, прогуляться захотел.

В полдень Винни наш пришёл.

Сколько бочек он нашёл?                            10 – 2 = 8 (б.)     Ответ: 8 б.

Беложнежка вырастила 9 цветов.

Семь подарила гномикам.

Сколько цветов осталось расти?                  9 – 7 = 2 (ц.) Ответ: 2 ц.

● У Хаврошечки в саду на берёзе выросло 6 яблок. Два упали на землю. Сколько яблок осталось расти?   (Нисколько. На берёзах не растут яблоки)

● Красная Шапочка шла по тропинке.

Семь пирожков было в корзинке.

Бабушке внучка на праздник несла,

Но по дорожке часть раздала…

Сколько гостинцев осталось у девочки?     (Неизвестно число розданных)

- Поясним Незнайке. Что же такое задача? Какие ее составные части?

(На доску вывешиваются таблички: условие, вопрос, решение, ответ)

7).     ☼    О - БАРАШ  от поиска  друзей и  решил отдохнуть:      

           

                                       ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (под спокойную музыку):

- изобрази фигуру,

- и попал на птичий двор. Вспомните, как двигаются утки (вперевалочку), лебеди (грациозно – красиво), воробьи (прыгают).

  1. Постановка УЗ:

По двору пробегал                     ☼       Д  - КРОШ  

1). - Сегодня мы продолжим говорить о задаче.

    - Будем составлять их по рисункам, вспомним составные части задачи.

2).  – Вспомним:

УСЛОВИЕ – это то, что нам известно. То, о чём говорится в задаче.

ВОПРОС – это то, о чём спрашивается в задаче. Без вопроса нет задачи.

РЕШЕНИЕ – это математическое выражение (пример).

ОТВЕТ – это результат, полученный при решении задачи.

  1. Открытие нового знания:
  1. Подготовка к восприятию нового:

На доске рисунок – дерево, на нем 3 синички и 1 снегирь.  

- Составьте по рисунку 4 равенства:

      3син. + 1сн. = 4п.,           1сн. + 3син. = 4п.,    

      4п.  - 1сн. = 3син,         4п. – 3син. = 1сн.

- Как вы думаете, а сколько ЗАДАЧ можно составить по одному рисунку? Ответ найдем в конце урока

2).    Учебник с.90 № 1 (1 и 2)  коллективно.

         На доске:    4 + 2 = 6 (ц.)      Ответ: 6 цыплят.

                             7 – 2 = 5 (ут.)   Ответ: 5 утят.                 В тетрадь.

   

                ( к 3 )                         2 + 3 = 5 (л.)                   5 – 2 = 3 (м.л.)

                                                   3 + 2 = 5 (л.)                   5 – 3 = 2 (б.л.)

3). Работа в парах. По карточке на партах составить задачу, рассказать друг другу и  (из математического набора) составить  решение к задаче на партах:    

                                                   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

- для глаз: вверх, вниз, окно, дверь. Поморгать…

- Игра «Как живёте?»

(На каждый вопрос дети хором отвечают: “Вот так!” и жестом показывают нужное действие.)

- Как живёте?
- Вот так! (
Показать большой палец)
- Как идёте?
- Вот так! (
Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)
- Как бежите?
- Вот так! (
Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
- Ночью спите?
- Вот так! (
Руки “ лодочкой” под щёку и положить на них голову)
- Как берёте?
- Вот так!
- А даёте?
- Вот так!
- Как шалите?
- Вот так! (
Произвольные движения)
- А грозите?
- Вот так! (
Погрозить пальчиком)
- Как сидите?
- Вот так! (
Руки на стол)
- А математику как знаете?
- Вот так! (
Показать большой палец)

  1. Закрепление:  Самостоятельная работа.

   1).     ☼ Ц – ЁЖИК  (проходил мимо). Он предлагает  вам  С/Р 

                            в печатных тетрадях с. 34.  Проверка.

                          а). записать решения задач по схеме: 5 – 1 = 4, 4 + 1 = 5

                          б). примеры дополнить.

  1.  Закрепление изученного:

1).    ☼ Ы – КАР   КАРЫЧ (увидел  друзей  и был рад, что нашел их)

       -  Он приготовил вас ваше ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ - раскраска

                                          (решение примеров) на листочках.                Д/З

2).   - Вспомните  сказки, в названии которых есть число:

                           «3 поросенка»

                           «Волк и 7 козлят»

                           «3 медведя»

                           «12 месяцев» С.Я.Маршак

                           «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

                           «Белоснежка и 7 гномов»                     

  1. Рефлексия:

 !  - НЮША     (Ей понравилась ваша работа на уроке и  она просит):

         

1). Оценить свою работу ( на дерево прикрепить листок):

желтый  -    было легко, интересно;

зеленый  – было немного сложно;

красный  – было трудно

2). Что получилось и запомнилось? Над чем надо поработать?

3).  Цели достигли,  научились составлять по рисунку задачи?    

       Сколько задач можно составить по одному рисунку? (3)

               4). Все смешарики встретились, перевернуть у них шарики:                  

                                                                           МОЛОДЦЫ!

Спасибо за старание.

Ведь главное – желание,

А навыки и знания

С годами к вам придут.

Прозвенел звонок с урока,

Поиграть пришла пора.

Что узнали на уроке,

Не забывайте НИКОГДА.

                            Спасибо всем за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме «Составление задач на сложение и вычитание по рисунку».

Урок математики в 1 классе по теме «Составление задач на сложение и вычитание по рисунку»....

Урок математики в 1 классе по теме "Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку"

На этом уроке можно через сравнение и наблюдение познакомить учащихся с задачами на сложение и вычитание и  использовать вместо физкультминутки структуру Сингапурской технологии....

Математика 1 класс Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.

Математика 1 класс Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ"Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ "Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку". Учебник, с. 90–91....

Конспект урока по математике "Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку." Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. Цели деятельности учителя: познакомить с з...

Технологическая карта урока математики "Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку"

Технологическая карта урока математики попрограмме Школа России 1 класс  "Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку"...

«Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку»

laquo;Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку»...