Конспект урока по математике для 3 класса. Сутки. Время от 0 до 24 часов.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Плотникова Марина Михайловна

Данный урок разработан для 3 класса, по учебнику математики Н.Б. Истоминой.На данном уроке реализована технология проблемно-диалогического обучения, внедрены приемы мотивации учащихся. Урок был представлен на конкурс "Молодой педагог года-2008г, где я стала финалисткой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Место проведения: городской конкурс «Молодой педагог года-2008»

Плотникова Марина Михайловна,

учитель начальных классов

I квалификационной катеории,

МАОУ-Гимназии №47,

г. Екатеринбурга, Свердловской обл.

Тема урока: «Сутки. Время от 0 до 24 часов».   3 класс

Учебник:  Н.Б. Истомина «Математика»

Тип: урок изучения нового материала

Вид: урок - путешествия

Цель: формировать представления о сутках как единице времени, закрепить представления о временной последовательности событий посредством игровой ситуации на уроке и организации мини-исследования.

Задачи:

1.познакомить детей с понятием «сутки», актуализировать знания о понятиях: год, месяц, минута, секунда;

2.развивать математически грамотную речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

3.воспитывать бережное отношение к собственному времени и времени других, пунктуальность.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связь теории с практикой.

Оборудование: разноцветные наборы циферблатов, отрывной календарь, карточки, модели механических и электронных часов.

Список использованной литературы:

1. Е.М. Минскин От игры к знаниям: пособие для педагогов и родителей.-М.: Мозаика-Синтез, 2003.-264с.

2. Н.Б. Троицкая Нестандартные уроки и творческие занятия:учебно-методическое пособие/Н.Б.Троицкая.-3-е изд., -М.: Дрофа,2006.-139с

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, формы работы

Организационно-технологический блок

Организационно-мотивационный

-Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас необычный урок математики. Мы с вами отправимся в будущее с помощью машины времени.

Сначала проверим готовы ли мы: «дыхательная гимнастика»: дышим носом-вдох на 4 счета-выдох на 4 счета.

Итак, к запуску все готово, пристегнуть ремни и мы начинаем полет…

Приветствие учителя

Выполняют дыхательную гимнастику

Слушают

Методы: словесный

Формы: фронтальная работа с классом, индивидуальная работа по дыхательной гимнастики

Прием:«привлекательная цель»

Задача этапа:

Организовать учащихся на уроке и смотивировать на изучение учебного материала.

Актуализация

Устный счет: на доске запись: 2х6,12х2, 6х10,24х0

Решите примеры и запишите ответыв строчку через запятую.Все эти числа имеют отношение к теме урока. Кто-нибудь может сформулировать о чем мы будем говорить на уроке математики?

Ребята, а какие единицы измерения времени вы знаете?

Скажите, из чего состоит месяц?

Если месяц состоит из дней, тогда где же ночи?

Ребята, вы знаете, в народе есть такое высказывание : «День, ночь-… прочь»

Какое слово пропущено?

Это слово-«сутки». Верно!

Какое получилось высказывание? О чем оно? Почему так говорят?

Мы с вами даже и не заметили, что уже переместились во времени на 3 часа вперед.

(на модели циферблата часов передвигаются стрелочки на 3 часа вперед - на доске)

Считают и записывают числа в тетрадь.

Высказывают гипотезы:

«о двузначных числах, о составе чисел, о часах, об умножении чисел и т.д.»

Го, день, час, секунда, минута…

Из дней

???

Заботы, дела, сутки!

День, ночь-сутки прочь.

Высказывания детей.

Методы: словесный:беседа,

наглядный: демонстрация модели часов,

практический: сматематические вычисления.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Задача этапа: заинтересовать учащихся в ходе этапа изучением новой темы, актуализировать знания по усвоению ранее изученного материала

Постановка учебной проблемы

Итак, мы сегодня с вами будем говорить о чем?

О сутках. Верно!

И цель нашего урока понять, что же такое сутки, из чего они состоят и в чем особенность  этой единицы измерения времени.

(Стрелки передвигает учитель или ученик еще на 3 часа)

Ученики могут сформулировать тему и цель сами.

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Задача:

вместе с детьми сформулировать тему урока и поставить учебную задачу

Открытие новых знаний

Ребята, а как мы узнаем время?

Верно.

Вот, посмотрите, у меня есть часы, на них только 12 делений (механические часы), а в сутках 24 часа.

Хорошо. Верно.

А вот по календарю сегодня продолжительность дня 11 часов 4 минуты? И в разное время года продолжительность дня разная.

Можем сейчас это вместе проверить!!!

(мини-исследование)

У вас на столе у каждого лежит листочек из отрывного календаря.

Посмотрите, одинаковая ли продолжительность дня?

Сравните с календарем соседа.

22.06 и 23.10-дни равноденствия.

Что это за дни?

Значит, если день и ночь не всегда равны 12 часам, то надо иметь 2 циферблата:

на одном бы показывали продолжительность дня, а на другом продолжительность ночи.

Удобно было бы нам, как вы думаете?

Значит, можно сделать вывод: деление на день и ночь условно.

Вывод: первый круг стрелка проходит ночь, еще один круг-день=24 часа.

Мы называем это …

Появляется табличка - «помогайка»

1сутки=24 часа

(передвигаем стрелки на 3 часа вперед)

Мы научились с вами пользоваться часами?

Вы уверены?

Давайте потренируемся.

По часам.

12-день

12-ночь

???

Рассматривают листки календаря и сравнивают продолжительности дней и ночей, выясняется, что день по-разному.

Разная продолжительность  на каждый день.

Ответы детей.

(когда день=ночь)

Нет, неудобно. Это долго.

Вывод формулируют сами дети. Учитель обобщает ответы.

Сутки

-да!

-да!

Метод: проблемный

Форма: парная работа, коллективная беседа

Задача: способствовать развитию познавательной сферы через различные виды заданий, познакомиться с новыми понятиями.

Физ.минутка

По кабинету развешаны карточки с записью определенного  времени.

Ваша задача:

найти карточку, на которой изображено определенное время.

Готовы?

Начали: 12:30, час дня, полпятого, 18:55, 21:00, 09:00.

(на карточках время написано на электронных и механических часах).

Как вы думаете, нам пригодятся эти знания и умения в жизни?

Дети находят карточки

(повороты туловища, головы, глаз позволяет провести динамическую паузу)

-Да!

Задача: переключить и сконцентрировать внимание детей на наглядных объектах, дать возможность подвигаться, отдохнуть.

Первичное закрепление

А давайте вместе проверим как новые знания нам помогут в решении задач.

Прочитайте задачу.

О чем эта задача?

Какие единицы времени нам встретились в задаче?

Какой вопрос в задаче?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос в задаче?

Какое математическое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос.

Запишите решение в тетрадь

(стрелки передвигаются еще на 3 часа вперед)

Какие ответы получились?

Оцените свою работу (по шкале самооценки)

А как вы думаете можно ли определить время без часов?

Перед приземлением мы свяжемся с оператором на Земле и проведем пресс-конференцию. Задайте свои вопросы, которые у вас есть по этой теме мне или нашим гостям.

Два судна находились в море. Первое судно находилось в море 72 часа, а второе 2 суток 5 часов. На сколько больше часов было в море первое судно?

О суднах?

Сутки, часы.

На сколько больше часов было в море первое судно?

Нет. Надо перевести сутки в часы.

-Вычитание.

Записывают.

Варианты ответов.

Сравнивают затем с образцом на доске.

Самооценка работы.

Да, нет…(ответы детей)

Метод:

Практический

Формы: работа с учебной книгой, практическая, индивидуальная работа, устный опрос.

Прием: «Пресс-конференция»

Задача:

Применить полученные знания при решении задачи

Физ.минутка

Упражнение:

«субъективная минута». Для выполнения упражнения необходимо встать.

Сейчас я засеку 1 минуту (на песочных часах). Как только вы будете уверены, что минута уже закончилась, вы садитесь за парту. Так мы определим самого пунктуального человека, который  точно знает, сколько времени прошло. Начинаем.

Дети встают.

По очереди садятся.

(Предполагается, что у всех должно быть не одновременно, т.к. ощущение времени у всех разное)

Метод: игровая ситуация

Форма: коллективная игра

Задача: восстановить внимание детей, дать возможность подвигаться, сменить вид деятельности.

Инструктаж по домашнему задачу

Нужно оценить свое время, не тратя ни секунды на бесполезные дела. Каждый из нас по-разному чувствует время и по-своему его использует. А д/з я тоже хотела бы задать вам разное задание:

Для всех-№6 на стр.88

Те, кто хочет заработать дополнительную отметку, может сам дома придумать задачу с единицей времени «сутки», записать условие и решение в тетради.

И творческое задание (по желанию):

Подумать, как разделить циферблат часов на 2 части, чтобы сумма чисел в одной части циферблата = сумме чисел в другой части. Оформить на отдельном макете часов.

Выполненное задание необходимо отправить мне по современной машине  времени- по интернету.

Запись д/з.

Комментирование, вопросы детей по заданию (если есть)

Метод: словесный, наглядный.

Прием: «Необычная обычность»

Задача:

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания

Итог урока

Итак,  наше путешествие с вами заканчивается.  Мы с вами хорошо поработали, а теперь пора оценить свою работу на уроке.

Зеленый циферблат поднимают те, кто считает, что он работал активно и все понял.

Желтый - кто очень старался, но остались вопросы.

Красный - кому было многое непонятным, но ему натерпится выяснить все вопросы до конца.

Поднимают циферблат соответствующего цвета, чтобы оценить свою работу после «внутреннего самоанализа»

Метод: словесный, наглядный.

Прием: «Светофор»

Задача: подвести итог урока, дать качественную характеристику деятельности всех учащихся на уроке, а также провести этап самооценки работы каждого ученика на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

урок по математике 2 класс "Определяем время"

Данный урок проводился во 2 классе. Предполагает, что обучающиеся умеют определять время по часам....

Конспект урока по математике 3 класс. Тема "Единицы времени. Сутки".

Урок математики в 3 классе. УМК "Школа России"...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока по математике 3 класс "Работа, производительность, время"

На уроке вводится понятия «производительность», «работа», «время работы» Дети знакомятся с новым видом задач на производительность. Совершенствуется  умение понимать соотношение между работой, вы...