Проектные задачи по математике в 1-ом классе
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Жиркова Татьяна Викторовна

1. Проектная задача по математике « Путешествие напланету Математикус. Город Признакус.»

2. Проектная задача по математике « Город Относитикус»

3. Проектная задача по математике « Город Величиния»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_zadachi_po_matematike_1_klass.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектные задачи по математике 1 класс»

1. Проектная задача по математике « Путешествие напланету Математикус. Город Признакус.»

Учащиеся, поступая в 1 класс, уже имеют некоторый математический опыт. В связи с этим возникает необходимость перед началом систематического изучения курса математики выявить стартовые возможности школьника,

 взаимотношения детей. На достижение этой цели направлены данные проектные задачи.

    В основе задачи лежит квазиреальная ситуация общения учащихся со сказочными персонажами -  жителями планеты Математикус. Помогая инопланетянам в решении ряда задач, учащиеся  демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями, изучаемые в 1 классе, -  с различными признаками объектов, их  взаимное расположение, некоторыми величинами (длина, площадь, количество) и отношениями между ними (равно, больше, меньше).

   Представляя результаты своей работы, учащиеся впервые изготавливают карточки  -  помощники - одно из важных средств формирования « умения учиться»; такие карточки дети будут использовать на протяжении всей начальной школы. Итогом  работы над проектной задачей станет « карта  движения». По мере продвижения в предмете эта карта будет достраиваться и корректироваться.

   Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Каждую группу сопровождают 2 пятиклассника, один из которых является внешним экспертом, а другой -  консультантом  - организатором.

       Цель: выявить умения различать фигуры по их признакам (цвет, форма, размер), развивать навыки совместной работы в малой группе

      - Дорогие ребята! Маленькие и жизнерадостные  космические создания далекой планеты Математикус просят вас помочь им в решении некоторых сложных проблем. Чтобы вам было легче общаться с ними по межпланетной сети Космонет, запомните: жители Математикуса называют себя счетоводами.

   1. День первый - город Признакус.

 - Дорогие жители Земля! Мы живем в городе Признакус. Мы любим собирать разные предметы и составлять из них коллекции, но часто не можем решить, в какую коллекцию нужно поместить тот или иной предмет. Без вашей помощи нам не обойтись! Помогите нам решить эту проблему! Заранее благодарны. Счетоводы города Признакус.

   Задание. У одного счетовода набралось много разных фигур. Для будущей коллекции счетовод уже разложил часть фигур на две кучки и оставил на всякий случай место для третьей кучки. В третью кучку он решил складывать фигуры, которые не подходят ни к первой, ни ко второй кучке. Он показал это на рисунке. Помогите счетоводу разложить остальные фигуры в эти же кучки. Приклейте их на лист в соответствующих местах.

Комментарий к заданию.

Каждой группе учащихся выдается:

1.карточка -  помощник -  лист бумаги формата А4, разделенный на 3 части. В первой части нарисованы желтый круг и желтый треугольник, во второй  - черный круг и красный круг;

2.конверт с набором фигур: синий круг, красный треугольник, желтый квадрат, синий прямоугольник, желтый овал, зеленый круг. Все фигуры на листе и в конверте должны быть примерно одинакового размера.

( Учащиеся должны разложить фигуры из конверта по кучкам и наклеить на соответствующую часть листа. В  одной  кучке должны оказаться все  желтые фигуры, а в другой -  все круги, в третьей  - красный треугольник и синий прямоугольник.)

2. Проектная задача по математике « Город Относитикус»

Цель: выявить умения определять взаимное расположение предметов, развивать навыки совместной работы в малой группе  

   - Четверо  счетоводов:  Бим, Бом, Тип и Топ, которые живут в городе Признакус, поехали на экскурсию в город Относитикус. В этом городе местные счетоводы постоянно произносят слова « слева» и « справа», а счетоводы из других городов не всегда правильно понимают смысл этих слов из -  за этого попадают впросак. Вы должны сначала сами как следует разобраться в смысле этих слов, а потом помочь счетоводам.

     Задание. Приезжие счетоводы проголодались и решили пообедать. В кафе они уселись за круглый стол своего любимого цвета: Бим -  на желтый, Бом  -  на зеленый,  Тип -  на красный, Топ  - на синий. Оказалось, что Топ сидит слева от Бима, а Тип -  напротив Топа. Раскрась стулья на рисунке.

Место Бима

 (Это задание на  взаимное расположение предметов. Здесь пока не  акцентируется внимание на относительности понятий « справа»,  « слева». Это будет сделано в следующих заданиях. В то же время задание не такое  простое для первоклассников, каким может показаться на первый взгляд.)

3. Проектная задача по математике « Город Величиния»

  Цель: выявить навыки сравнения величин, развивать навыки совместной работы в малой группе

  - Жители города Величиния на планете Математикус интересуются, умеют ли люди на Земле сравнивать. А считать?  Ваша задача  - показать, что земляне кое -  что понимают в этих математических задачах.

  Задание. Ниф, Наф и Нуф решили застелить полы в своих комнатах коврами. Ковер должен покрывать весь пол к комнате. Разрезать ковры на части, отрезать лишние куски не разрешается. Помогите Нифу, Нафу и Нуфу выбрать подходящие ковры для своих комнат.

комната Нифа

комната Нуфа

комната Нафа

( Группе выдается конверт с разноцветными бумажными прямоугольниками - коврами (10 - 12 штук), из которых учащиеся должны выбрать подходящие, т. е. такие, которые можно полностью совместить с изображениями комнат ( желательно, чтобы дети сами выбрали такой способ. Можно, но необязательно создать ситуацию неоднозначного выбора так, чтобы к какой, то из комнат подходили два ковра. Консультант сообщает  учащимся, что в каждом случае площадь выбранного ковра равна площади пола.)

    - Дорогие ребята! Помогая вашим друзьям -  жителям планеты Математикус, вы и сами узнали много нового. Наверное, не все задания вам удалось выполнить хорошо и правильно. Не беда: ведь вам предстоит изучать математику на протяжении всех лет вашей школьной жизни. Чем же мы будем заниматься на уроках математики в 1 классе?  А помогут нам в этом карточки, которые вы сделали на предыдущих уроках. Это карточки -  помощники. ( На доске вывешиваются карточки  - помощники, изготовленные группами) Мы  специально не сразу отправили их счетоводам, чтобы вы еще раз могли  вспомнить и обсудить. Отметим это на « карте движения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача по математике

Проектная задача по математике...

Проектная задача по математике.

Предмет: МатематикаКласс: 3 классТип задачи: предметная  проектная...

Проектная задача по математике.

^ Название проектной задачи Танграм Предмет Математика Класс 3 ^ Тип задачи Предметная, может использоваться в ка­честве составной части рефлек...

Проектная задача по математике "Танграм"

Проектная задача по математике....

Проектная задача по математике «Закупка наградной атрибутики для спортивных соревнований»

Целью проектной задачи является составление сметы расходов на более выгодную закупку наградной атрибутики для спортивных соревнований, с последующим обоснованием. Учащиеся демонстрируют усвоение предм...

Проектная задача по математике 1 класс

Проектная задача по математике 1 класс...