Компетентностно-ориентированные задачи (для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных организаций)
тренажёр по математике (3, 4 класс) на тему

Габриелян Марина  Эдуардовна

 

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.

Данные задания формируют коммуникативную компетентность:

-формирование умений действовать в социально-значимой ситуации;

-написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении;

-умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Самоорганизационную компетентность :

- планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма;

Информационная компетентность:

  • обработка информации и классификация информации по заданному основанию;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komp.z.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Компетентностно-ориентированные задачи   

                            (для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных организаций)                                                                  

                                 

                                                                      Автор -составитель  Габриелян Марина Эдуардовна

                                                                                МАОУ СОШ №5 им.А.К.Ерохина г.Томска

                                                                                         учитель начальных классов

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.

Данные задания формируют коммуникативную компетентность:

-формирование умений действовать в социально-значимой ситуации;

-написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении;

-умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Самоорганизационную компетентность :

- планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма;

Информационная компетентность:

  • обработка информации и классификация информации по заданному основанию;

                                 1.«Единицы измерения массы. Грамм»

  • Компетентность: информационная
  • Аспект: Извлечение информации.
  • Задачная формулировка. Мама попросила тебя приготовить манную кашу.
  • Запиши, как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для неё надо 45 граммов манной крупы, 5 граммов сливочного масла и 5 граммов сахара.
  • Источник:
  • Название продуктов
  • Масса в граммах
  • Столовая ложка
  • Чайная ложка
  • Сахар
  • 25
  • 10
  • Манная крупа
  • 30
  • 15
  • Овсяная крупа
  • 15
  • 5
  • Масло
  • 20
  • 5
  • Бланк ответа:
  • Для приготовления манной каши необходимо взять __________________________________________________________манной крупы
  • __________________________________________________________ масла
  • ____________________________________________________________ сахара
  • Инструмент проверки (модельный ответ):
  • Нужно взять 1 столовую и 1 чайную ложку манной крупы
  • (допускается ответ: 1столовую и ½ столовой ложки манной крупы),
  • 1 чайную ложку сливочного масла,
  • пол - чайной ложки сахара (допускается ответ: ½ чайной ложки сахара) – 3 балла.
  • 2 балла – если верно указаны только 2 компонента
  • (например, манная крупа и масло).
  • 1 балл – если верно указан только один компонент.
  • 0 баллов – ответ не соответствует модельному ответу

                                           

                                             2. Задание с альтернативным ответом.                                                                                Инструкция: Если Вы согласны с утверждением, то в графе «Да» ставите знак «+», если не согласны, то в графе «Нет» ставите знак « - ».                                                                       Задание     Верны ли утверждения?                                                                                                                                  

Утверждение

Да

Нет

1

Чтобы найти скорость надо расстояние разделить на время

2

Чтобы найти время надо скорость умножить на расстояние

3

Чтобы найти расстояние надо скорость умножить на время

4

Производительность труда – это объем работы, выполненный за единицу времени

5

Чтобы найти  объем выполненной работы надо производительность труда  разделить на время  работы

6

Чтобы найти производительность труда надо объём работы умножить на время работы

7

Чтобы найти  время, за которое выполнена работа,  надо объём работы разделить на производительность труда

8

Чтобы найти цену, нужно стоимость товара разделить на количество товара

9

Чтобы найти стоимость товара, нужно цену  умножить  на количество товара

10

Чтобы найти количество товара, надо стоимость умножить на цену

Правильный ответ:   1; 3; 4; 7; 8; 9 – «Да»;   2; 5; 6; 10 – «Нет».                                                    

Модельный ответ

Утверждение

Да

Нет

1

Чтобы найти скорость надо расстояние разделить на время

+

2

Чтобы найти время надо скорость умножить на расстояние

    –

3

Чтобы найти расстояние надо скорость умножить на время

+

4

Производительность труда – это объем работы, выполненный за единицу времени

+

5

Чтобы найти  объем выполненной работы надо производительность труда  разделить на время  работы

    –

6

Чтобы найти производительность труда надо объём работы умножить на время работы

    –

7

Чтобы найти  время, за которое выполнена работа,  надо объём работы разделить на производительность труда

+

8

Чтобы найти цену, нужно стоимость товара разделить на количество товара

+

9

Чтобы найти стоимость товара, нужно цену  умножить  на количество товара

+

10

Чтобы найти количество товара, надо стоимость умножить на цену

    –

Критерии оценивания:  за правильный ответ – 3 балла, за одну ошибку – 2 балла,                             за две ошибки - 1 балл, за 3 и более ошибок – 0 баллов.    

                                        3.  Задание с противоречивыми данными.

Инструкция:  Установите верность или ложность суждений.                                                  Задание:      В какой школе учатся мальчики?                                                                                  Три ученика различных школ города Новгорода приехали на отдых в один летний лагерь. На вопрос вожатого, в каких школах Новгорода они учатся, каждый дал ответ:  Петя: «Я учусь в школе №24, а Лёня – в школе №8»   Лёня: «Я учусь в школе №24, а Петя - в школе №30».                                                             Коля: «Я учусь в школе №24, а Петя – в школе №8»                                                             Вожатый. Удивлённый противоречиями в ответах ребят, попросил их объяснить, где правда, а где ложь.  Тогда ребята признались. Что в ответах каждого из них одно утверждение верно, а другое – ложно.                                                                                                                                                 В какой школе учится каждый из мальчиков?

Правильный ответ: Лёня учится в школе №8, Петя – в школе №30, а Коля – в школе №24

 (Решение.  Предположим, что верно первое утверждение Пети: «Петя учится в школе №24». Тогда, будут ложными второе утверждение Пети и первые утверждения Лёни и Коли. Но при этом истинными оказываются утверждения Лёни и Коли «Петя учится в школе №30» и «Петя учится в школе №8»

В результате мы пришли к противоречию: Петя оказался учеником трёх школ. Значит, наше предположение об истинности первого утверждения неверно.

Предположим теперь, что верно второе утверждение Пети: «Лёня учится в школе №8». Тогда ложны первые утверждения Пети и Лёни и второе утверждение Коли. Но при этом оказывается истинным второе утверждение Лёни «Петя учится в школе №30» и первое утверждение Коли  «Я учусь  в школе №24. они не противоречат друг другу. Значит, Лёня учится в школе №8, Петя – в школе №30, а Коля – в школе №24).

Критерии оценивания:   правильно определили недостающие данные, дополнили их и решили – 2 балла; правильно определили недостающие данные – 1 балл, не выполнили – 0 баллов.            

Литература:

1. А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова “Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова”, М., Издатель Рассказов А.И., 2004г.

2. Аммосова.Н.В. , А.М.Черкасова «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики»//Начальная школа плюс до и после.2010 №3.с 42-44.

3. Остер Г. Задачник « Вредные советы»; изд. Москва «Спарк-М» 1992г.

4.Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.

5.Тихомирова Л.Ф. Логика для младших школьников. - Ярославль, 2001

6.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. //Народное образование. 2003. №2.С.58-64.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса

Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок.         КОЗ включается на этапе з...

Компетентностно-ориентированные задания по предмету: «Окружающий мир». 2 класс.

Предлагаются  варианты тестов компетентностно-ориентированного характера по окружающему миру для 2 класса. Тесты составлены с учетом требований образовательного стандарта начального общего образо...

Компетентностно- ориентированные задания по литературному чтению во 2 классе.

КОЗы, создающие условия для развития коммуникативной и читательской компетенции....

Сборник компетентностно-ориентированных заданий РП(М)О учителей начальных классов

Компетентностно-ориентированное (КОЗ)– задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует в...