ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по математике на тему

Методический материал для работы с ГУО по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ»

Выполнила:

учитель  индивидуального

обучения на дому

Булатова Е.Ю.

                                                                   

г. о.г. Выкса 2016 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

          Задача специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы  создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно - развивающего обучения  направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание.

Практика школьного обучения и наблюдения за математическими навыками учащихся с особыми образовательными потребностями свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности математических знаний, что выражается в типовых ошибках, бедном и зачастую, недифференцированном словаре, слабых вычислительных навыках и т.д.

Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие высших психических функций детей с нарушением интеллекта, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приёмов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей.

Урокам математики   принадлежит  особая роль в решении этой задачи.  

Структура урока определенного типа не является статичной. Набор структурных элементов, их порядок и количество может меняться. Важно, чтобы это многообразие, динамичность были целенаправленны, обоснованы, взаимосвязаны и давали высокие результаты в развитии учащихся, в восприятии у них базисных знаний по математике, которыми они могли бы пользоваться в изменяющихся условиях повседневной жизни и трудовой деятельности.

  Рассмотрим виды коррекционно-развивающих заданий, нацеленных на формирование различных приемов умственных действий.

Задания на развитие внимания.

 Внимание – это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и творчески исследует его. Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры,

требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.

  1. Игра «Веселый счет».

Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.

  1. Игра «Мальчики».

 В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа. Коля – самый высокий, Толя – самый толстый, Миша – самый тонкий, Сережа – самый низкий.

Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?

  1. Найди все цифры от 1 до 20

8CEDC9F1

  1. Раскрась стрелочки, повернутые направо синим цветом, налево красным, вверх – зеленым, а вниз - желтым

F3285CC

  1. Расставь значки в соответствии с цифрами

AE45A82

Задания на развитие памяти.

Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.

  1. Игра «Память на числа».

В жизни нам приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.

  1. Игра «Сколько?»

Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).

  1. Игра «Память на фигуры».

Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.

  1. Игра «Запоминай мгновенно».

Давайте поиграем. Я буду ставить точки в фигуры, а вы должны запомнить, как я это делаю, и повторить за мной.

  1. Рассмотри и запомни. Закрой. Ответь на вопросы.

Сколько деревьев на картинке?

Сколько животных изображено?

Кто сидит на пеньке?

Сколько грибов на картинке?

Что растет справа от березы?

Сколько пеньков на рисунке?

430DD5B2

Задания на развитие мышления.

Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, ориентирующие школьников на получение нового продукта. Задания подобного вида наиболее ярко показывают уровень развития творчества каждого ребенка, так как учащиеся пробуют создать что-то новое, свое, неповторимое, используя для этого усвоенные ранее знания и умения. К упражнениям такого вида можно отнести такие задания: составление задач и выражений, нахождение своего способа действия, постановка дополнительных вопросов к заданию учебника, придумывание предметов на основе заданных геометрических фигур.

  1.  «Думай и составляй».

С числами 15 и 4 составьте два задания так, чтобы одно из них было задачей, а другое – нет.

  1. «Убери кружки».

Нужно из всех кружков убрать белые. Как это можно изобразить на рисунке? Я это сделала так:

Нарисуй свой способ.

  1. «Составь задачу».

Составь задачу по её решению: 9 – 2. Если можете, то запишите все возможные вопросы к условию задачи так, чтобы решение не изменялось.

  1. «Художники».

Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал – стал зайчик, был овал – стала ложка и т.д.

Задания на развитие воображения.

Здесь необходимо фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.

1. Игра «Кто лучше?»

3-4 ученика, зажмурившись, чертят одновременно на доске одну и ту же геометрическую фигуру:        

                                         

Выбывает из игры то, кто начертил хуже других. (аналогично с усложняющимися фигурами).

  1. Игра «Веселый человечек».

Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:

  1. Игра «Петушок».

Из одних кругов и овалов разного размера нарисуйте петушка.

  1. Игра «Салфетка».

        В начале ряда нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырех готовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения.

4. Игра «Угадай».

Как вы думаете, что получится на Машином рисунке, если все треугольники раскрасить, а оставшиеся четырехугольники – зеленым? Проверь свою догадку.

Задания на смекалку.

Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д.  Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.

  1. «Летели гуси».

Летели гуси: один гусь впереди, а два – позади; один – позади, два – впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.

  1. «Загадочные контуры».

Учитель расставляет на листе бумаги несколько предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обычно находятся. После этого вызывает детей, которые должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Те из играющих, кто правильно закроет большее число контуров, считается победителем.

Задания на нахождение альтернативных вариантов.

В жизни человеку часто приходится искать несколько путей решения одной проблемы. Но он не задумывается о том, что тем самым участвует в творческом процессе. Учащимся нужно овладевать приемами альтернативы, чтобы суметь увидеть различные подходы к решению математических задач и выражений. Здесь же можно предлагать ребятам выбрать один или несколько правильных вариантов из множества предложенных или способы их решения.

1. Расположите цифры 1, 2, 3 в разном порядке. Найдите 6 способов.

2. «Смекай».

Миша получил в школе задание: провести в треугольнике две линии. Он выполнил задание.

А теперь задание для вас. Как по-другому можно провести две линии внутри треугольника?

3. «Шесть стульев».

Миша готовил класс к утреннику. А Маша решила, пользуясь случаем, дать ему выполнить задание. Она попросила его расставить шесть стульев у четырех стен комнаты по-разному. Как Миша мог бы выполнить задание Маши?

4. «Раскрась».

Раскрась квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.

5. «Разноцветные шарики».

В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Миша взял 4 шарика. Сколько шариков каждого цвета могло быть у Мальчика? Найди три ответа. Сколько шариков осталось в коробке?

6. «Найди все дороги».

Представьте, что это кружок – ваш велосипед и вам надо проехать из левого нижнего угла в правый верхний. Но одно условие – каждый раз вы должны ехать по разным дорожкам.

 

Задания на использование анализа.

Умение анализировать – одна из главных особенностей творческой деятельности. Анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. Он может быть мыслительным, мысленно-зрительным. Ребятам можно предлагать задания на нахождение недостающей фигуры, определение последовательности, на зрительное восприятие точечного рисунка, на нахождение закономерности между рисунком и записью и др.

1. «Логическая задача».

У девочки было три мяча – красный, синий и зеленый. Красный был больше, чем синий, а синий  больше, чем зеленый. Какой мяч самый большой? Какой самый маленький? Нарисуй мячи в порядке увеличения их размеров и закрась нужным цветом.

2. «Раскрась кубики».

Надо раскрасить большие кубики так, чтобы маленький кубик был между желтым и зеленым, а черный был рядом с желтым.

3. «Недостающая фигура».

Нарисуй недостающую фигуру и закрась её нужным цветом.

4. «Точечный рисунок».

                .   .   .   .   .   .             Нарисуй по точкам такую же фигуру.

                .   .   .   .   .   .

                .   .   .   .   .   .

                .   .   .   .   .   .

                .   .   .   .   .   .

                .   .   .   .   .   .

Задания на нахождение или выбор удобного способа действия.

Суть упражнений на выбор удобного способа действия заключается в том, что учащиеся ставятся в трудное положение: им нужно из нескольких верных ответов выбрать наиболее удобный. В рамках этого вида творческого задания дети пытались находить удобное направление движения, удобное решение, самый легкий и удобный путь до поставленной цели.

1. «Раздели яблоко поровну».

Раздели яблоко 6 ребятам, чтобы никого не обидеть.

2. «Удобный способ вычисления».

Найдите значения выражений удобным способом:

30 + 2 + 40 + 5 =              9 + 7 + 1 =                (98 + 98) – 98 =

10 + 7 + 2 =                      8 + 2 + 5 =                 (26 + 76) – 26 =

6 + 30 + 20 =                    2 + 7 + 8 =                 (37 + 43) – 43 =

70 + 9 + 10 =

3. «Поднимись по лестнице».

Мише надо подняться по лестнице, которая  состоит из 9 ступенек. Когда быстрее Миша доберется до площадки, если не будет пропускать ступенек? Будет прыгать через одну, через две ступеньки? Почему?

4. Вы находитесь в зрительном зале. Вам нужно место № 4. В ряду 9 мест:

 

С какой стороны (слева или справа) вы найдете быстрее свое место?

Задания на умение классифицировать.

Классифицировать – это значит суметь распределить по группам, разрядам или классам. Основой этого типа задания является умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различия. Можно предлагать детям разные варианты формулировки подобных упражнений. В одних на основание классификации указывает учитель, в других – дети сами выделяют эти основания. Детьми классифицируются предметы по признакам: размер, форма, цвет; числа: двузначные и однозначные, четные и нечетные; геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; линии: кривые, ломаные, отрезки. В более трудных случаях основание на классификацию содержит в себе 2 и более признака.

4. «Фигуры».

По какому признаку все фигуры можно разбить на 2 группы, 3 группы, 5 групп?

Задания на умение сравнивать.

На первый взгляд простая операция сравнения включает в себя несколько ступеней:

  1. Мысленное выделение признаков предметов и расчленение их на существенные и несущественные.
  2. Выделение основания для сравнения.
  3. Выявление сходства по данным признакам.
  4. Выявление различия.
  5. Объяснение выявленного сходства и различия; вывод.

Задания на умение сравнивать, это такие, где надо дорисовать недостающие части предмета, сравнить записанные выражения, не вычисляя их значения, найти схожее и отличительное в записи того или иного упражнения, сравнить выполненные на доске рисунки.

1. «Хватит ли?»

3 девочки и 4 стула. Хватит ли стульев?

7 учеников и 6 ручек. Хватит ли ручек?

5 малышей и 7 пар варежек…

8 петель и 9 пуговиц…

2. «Сравни».

Сравните два рисунка, дорисуйте второй рисунок так, чтобы он стал одинаковым.

3. Сравните выражения в каждой строке. Поставьте между ними знаки сравнения, не находя значений выражений.

2 + (1 + 7)          2 + (7 + 1)

2 + (6 + 2)           (2 + 6) + 2

6 + (3 + 1)           (6 + 3) + 1

4. «Сравни выражения».

Выполните действия и скажите, чем все выражения слева отличаются от всех выражений справа?

5 + 2 + 1 =                         5 + 2 + 2 =

4 + 1 + 2 =                         4 + 1 + 3 =

1 + 2 + 1 =                         1 + 3 + 1 =

2 + 2 + 1 =                         2 + 2 + 2 =

Задания на умение обобщать.

            Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить «лишнее». Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого дела выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор.

1. Игра «Назовите одним словом».

четыре               квадрат

два                     треугольник

один                   круг

пять                   прямоугольник

2. Игра «Лишнее слово».

Выпишите лишнее слово: семь, два, пять, три, декабрь, восемь.

3. Игра «Какая фигура лишняя».

Среди изображенных пяти фигур четыре имеют в чем-то сходство, а одна от них отличается. Найдите эту «лишнюю» фигуру. Чем она отличается от остальных?

Задания на установление взаимосвязей и соответствий.

Этот тип заданий – один из наиболее сложных для детей с нарушением интеллекта. Найти соотношение, выражающее согласованность, равенство в каком-либо отношении довольно трудная задача порой даже для взрослых. Учащиеся предлагается в рамках этого вида заданий найти соответствие между парами выражений, частями предмета, найти недостающую часть изображения, раскрасить по аналогии предметы и т.д.

1. «Загадки веселого карандаша».

Прочитайте слоги по порядку и отгадайте загадку.

   2           1            4            3           6           5          8           7           9

маль      пять       ков         чи         чу       пять      чи        лан       ков

3. «Составь домик».

Найдите к каждому домику его крышу. При каким признакам вы ориентировались?

Задания на установление последовательности и использование зачатков планирования.

Творческие задания на установление последовательности очень редко встречаются в методической литературе. Чтобы научить детей находить логически обоснованные, закономерно вытекающие пути решения данных упражнений, учителю надо потрудиться самому, составляя и находя эти задания, посильные для детей. Это задания, где учащимся надо расставить картинки в определенном порядке, заполнить «шведскую стенку», постепенно выполняя действия, подняться по математической лесенке с «секретом», определить порядок действий, найти последовательность перехода по лабиринту.

1. «Расположи шарики в последовательности увеличения размера» (в последовательности изменения цвета: красный, коричневый, синий, оранжевый).

Сколько шариков всего? Менялось ли количество шариков от того, что мы по-разному их размещали?

2. «Интересное задание».

Используя данную закономерность, продолжи ряд чисел:

1, 3, 5, 7….

3. «Ромашки».

Расположи ромашки по порядку.

          Использование коррекционно - развивающих упражнений  в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.

          В заключении хочется отметить, что изучение математики должно обогащать ум и душу ребенка, помогать нашим маленьким гражданам жить полноценной, богатой духовно и успешной жизнью сейчас и быть способным в будущем найти свое достойное место в этом сложном, меняющемся мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки на уроках математики в коррекционной школе

Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития обучаю...

Умножение и деление на 6. Урок математики для коррекционных школ 8 вида

На уроке продолжается формирование умения решать задачи, закрепляются знания  правил о порядке действий табличного умножения и деления. Развивается логическое мышление, произвольное внимание, реч...

Использование групповых и дифференцированных технологий на уроках математике в коррекционной школе VIII вида

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на групп...

«Использование метода проектов на уроках математики в коррекционной школе"

  Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь детей с ОВЗ для воспитательных и образовательных целей. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемам...

Презентация к докладу "Использование современных образовательных технологий на уроках математики в коррекционных классах"

Презентация к докладу "Использование современных образовательных технологий на уроках математики в коррекционных классах"...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ

Статья - "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ"...

Подборка предметных нейропсихологических упражнений для уроков математики в коррекционных классах.

Данная подборка предназначена для использования в классах для детей с умственной отсталостью на уроках математики. Упражнения напрвлены на коррекцию памяти, внимания, межполушарное взаимодействие. В р...