Конспект урока математики. Тема: "Деление с остатком"
план-конспект занятия по математике (3 класс) по теме

Горнеева Дарья Александровна

Конспект урока математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Математики

Выполнила студентка 41 гр. Горнеева Дарья

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: 5.03.2018

Челябинск, 2018

Предмет:  математика

Класс: 3Г

Тема урока: «Деление с остатком»

Цель урока:  

- формировать навыка  выполнения действия   деления  с остатком.

Планируемые результаты:

  • личностные: 

-сформировать учебную мотивацию;

-оценивать результаты своей работы.

  • предметные:

- уметь выполнять деление числа с остатком;

- уметь пользоваться таблицей умножения и деления.

Тип урока: открытие нового

Оборудование урока:  учебник :математика  3 кл. 2 ч. «Школа России».

Этапы урока

Хронометраж

Содержание

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

Деятельность

учителя

1.Мотивационный

2-3 мин

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения на весь день.

С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень

На уроках не зевать

И друг другу не мешать

А работать и писать

 Настраиваться на урок

 

Личностные: 

широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и  способность  к организации своей деятельности

Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.

2.Постановка учебной задачи.

Слов.: устный счет

Практич.: решение примеров

Практич.: проблемное действие

Слов.: постановка темы и целей урока

6-7 мин

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Решите примеры

21 : 7 =

45 : 9 =

36 : 6 =

35 : 5 =

36 : 9 =

18 : 3 =

15 : 5 =

81 : 9 =

10:5=

17:2=                                 

-Вы смогли полностью выполнить задание?

- Почему? В чём было затруднение? 17:2

-Чем похожи примеры и чем отличаются?

( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно  получить делимое)

-Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)

-Так какая  тема  урока? (Деление с остатком)

-Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)

Определим цель:

-Научится выполнять действие деление с остатком.

-Как разделить число с остатком?   (Найти ближайшее наибольшее число,    которое разделится без остатка)

-Как найти остаток? ( Из числа вычесть разделившееся )

Решать примеры

Рассуждать

Формулировать тему и цели урока

 

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУДуметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.

3.Решение частных задач.

Слов.: беседа по теме урока

Слов.: открытие нового

Слов.: составление памятки «Как разделить число с остатком»

Практич.: работа над упражнением

Практич.: работа над задачей

Практич.: решение задачи

Практич.:работа над задачей

-А если все же попытаться разделить, опираясь на  предметные действия.

-Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Ване и предлагаю разделить поровну между двумя учениками. 

- Попробуем.

-  Разделили? 

- Делаем вывод.

-Сколько получит каждый?(по 8)

-Все ли тетради разделили? (нет)

-Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну) 

-Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток)

Давайте запишем это выражение.

-Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 17 : 2= 8 (ост. 1) 

-Сколько разделили без остатка?(16) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу ×) 

-Так ск-ко раз по 2содержится в 17? (8 ост. 1)

-Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

Памятка

                           Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

-Выполним №2. Выполни деление сделав рисунки.

-Один у доски, остальные в тетради.

7:3=2 (ост.1)

10:4=2 (ост.2)

10:6=1 (ост.4)

-Дальше выполняем сами.

11:4=2 (ост.3)

12:3=4

-Решим задачу №3.

В трех одинаковых тетрадях 54 листа бумаги. Сколько таких тетрадей получится из 90 тостов? Из 72?

Норм л. в 1 т

Кол-во тет.

Всего

?

3тет

54л

?

90л

?

72л

  1. 54:3=18 (л)- в одной тетради
  2. 90:18=5 (т)- из 90 листов бумаги
  3. 72:18=4 (т)- из 72 листов бумаги

Ответ: 5 и 4 тетрадей

-Читаем задачу номер 4.

Прямоугольник разрезали на 8 равных частей. Найди площадь прямоугольника, если площадь одной восьмой его части равна 5 см.2

5*8=40 (см2) – площадь прямоугольника

Ответ: 40 см2.

Рассуждать

Анализировать материал

Составлять памятку по теме урока

 

Решать упражнение

Решать задачу

Решать задачу

Решать задачу

Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;

Личностные: 

учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные:

владение диалогической формой речи.

Познавательныеуметь осознано и произвольно строить  устные речевые высказывания.

Физминутка  

1-2 мин

Видеофрагмент

  Повторять движения

4.Первичное закрепление.

Практич.: самостоятельная работа

Практич.: самопроверка

Какая тема нашего урока?

Какое открытие вы для себя сделали?

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

    56 : 9 =                          45 : 8 =                    96 :16 =

    60 : 5 =                          83 : 40 =                  63 : 5 =

Выполни деление с остатком:

    9 : 4        =                 50 : 9 =              48 : 7 =

  15 : 6 =                 84 : 9 =

- Сейчас проверим как, вы, справились с работой.

(критерии оценки) 

«0» ошибок – 3 балла

 «1» ошибка – 2 балла

 «2» ошибки – 1 балл

 «3 и более» - 0 баллов

А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке?

 

Выполнять деление с остатком

Проверять

Личностные: 

способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок.

5.  Подведение итогов, рефлексия.

- Что нового мы сегодня изучили?

-Необходимо ли вам это новое открытие? 

-Для чего? 

-Достигли мы поставленной цели?

-Оцените свою работу по 5 бальной шкале и запишите оценку на полях.          

- Давайте подсчитаем баллы,  выставим отметки. 

 1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!

Домашнее задание: с 26 №5, примеры под чертой

Подводить итоги урока

Записывать домашнее задание

Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.

Познавательные:

уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Математики

Выполнила студентка 41 гр. Горнеева Дарья

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: 7.03.2018

Челябинск, 2018

Предмет:  математика

Класс: 3Г

Тема урока: «Деление с остатком»

Цель урока:  

- формировать навыка  выполнения действия   деления  с остатком.

Планируемые результаты:

  • личностные: 

-сформировать учебную мотивацию;

-оценивать результаты своей работы.

  • предметные:

- уметь выполнять деление числа с остатком;

- уметь пользоваться таблицей умножения и деления.

Тип урока: открытие нового

Оборудование урока:  учебник :математика  3 кл. 2 ч. «Школа России».

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

(Проверка готовности к уроку)

- Откройте  тетради и запишите  сегодняшнее число.  

Готовиться к уроку

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний

Словесный: устный счет

- Начнем  урок  с повторения.

-Откройте страницу 28.

- Выполним № 3. Какое самое большое число до 23 делится без остатка на №3 (21), на 4?  (20) на 6? (18) на 8? (16) на 9? (18)

-№7. Как из каждого числа первой строки получено записанное под ним число во второй строке?

Продолжи ряд чисел.

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
  2. 7, 10, 13, 16, 19, 22, …, … .

Выполнять устный счет

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

П: овладение основами логического и  алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Решение частных задач

Практический: решение примеров

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: повторение правила

Практический: составление краткой записи

Практический: запись решения в тетрадь

Практический: выполнение задания

Практический:

решение задач

Практический: составление краткой записи

- Сегодня мы продолжим эту тему, будем учиться выполнять деление разными способами.  Но сначала немного потренируемся и вспомним.

Посмотрите на слайд, какие примеры решены не правильно, почему?

30 : 5 = 6 (ост. 1)

23: 7 = 3 (ост. 2)

32 : 5 = 6 (ост. 2)

27 : 5 = 5 (ост. 6)

18 : 3 = 5 (ост. 7)

- Выполним № 1 с рассуждением.

17 : 4 =

17 не делится на 4 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 17 делится на 4 без остатка. Это 16.

Найдем частное: 16:4 = 4

Найдем остаток: 17 – 16 = 1

17 : 4 = 4 (ост. 1)

- Что подсказывает, что мы решили пример верно? (остаток меньше делителя)

Молодцы.

- Выполним № 2. Прочитайте задачу. О чем она? Что известно? (брат собрал 18 стаканов клюквы, а сестра 6. Мама брала на каждый стакан ягод по два стакана сахара)

- Что нужно узнать? (сколько стаканов сахара понадобилось маме)

- Можем ли мы записать краткую запись?

Брат -?, ст., 18 ст. к.- 2 ст. сах.

Сестра -?, ст., 6 ст. к.- 2 ст. сах.       ?ст. сах.

2*18+2*6=48

Собрали -? ст., 18 ст. и 6 ст.

Сахара - ? ст., по 2 ст. сах. На 1 ст.к.

  1. 18+6=24 (ст.) – клюквы
  2. 2*24=48 (ст.) – сахара

Выр. 2*(18+6)=48

- Что мы можем узнать первым действием? (сколько всего стаканов ягод собрали) Каким действием ? (сложением)

- Зная, сколько ягод собрали и то, что на каждый стакан ягод потребуется по 2 стакана сахара, что мы можем узнать? (Сколько сахара потребуется всего) Каким действием? (умножением)

Ответили ли мы на вопрос задачи? (да)

- Сколько будет действий в решении задачи? (2)

- Запишите решение, потом проверим.

- Запиши решение на доске. Кто не согласен, у кого получилось не так?

- Какими знаниями пользовались при выполнении этого задания? (знание таблицы умножения)

- Выполним № 4. Прочитайте первую задачу. Что нам известно? (Длина одной шестой отрезка АВ равна 15 мм.) Что значит одной шестой? Изобразим это на схеме. Как узнать чему равен весь отрезок? (15*6 = 90 (мм) Начертите этот отрезок.

Прочитайте вторую задачу. Что известно? (длина отрезка СД равна 28 мм) Что нужно узнать? (сколько мм в одной седьмой этого отрезка)

- Что значит одна седьмая? Изобразим это на отрезке.

- Каким действием узнаем сколько мм в одной седьмой этого отрезка? (делением 28 : 7 = 4)

Решим задачу № 5 . Прочитайте ее.

- Что известно из условия задачи? (с двух ульев за год собрали 78 кг меда. С одного из них получили 43 кг. )

- Что нужно узнать? (на сколько кг меда получили  больше с одного меда, чем с другого)

Составим кр. Запись: 

I – 43 кг         78 кг   на ? кг.

II - ?

- Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи? (сколько меда собрали из второго улья)

- Каким действием узнаем? (вычитанием)

- Зная, сколько меда в первом и во втором улье, можем ли мы ответить на вопрос задачи? Каким действием? (вычитанием)

- Сколько будет действий в задаче? (2)

- Запишите решение в тетрадь.

- Проверим. Настя, запиши решение на доске. У кого получилось не так?

Предлагаю вам решить такую задачу:

Скоро праздник 8 Марта.  На уроке технологии для мамы каждый из вас  изготовит открытку. На ней будет цветок.    

        «Для изготовления такого цветка нужно 8 кружков .   Сколько     цветов получится из одного листа цветной    бумаги, если на ней  помещается 35 кружков ?»

35 : 8 = 4 (ост. 3)

Ответ: 4 цветка получится и останется еще 3 кружка.

Анализировать примеры

Рассуждать

Отвечать на вопросы

Составлять краткую запись

Отвечать на вопросы

Решать задачу

Составлять кр.запись

Анализировать задачу

Записывать решение

Проверять

Выполнять задание

Решать задачу

П:ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация, для решения учебной задачи.

К: строят устные речевые высказывания

К: Донести свою позицию до других; высказать свою точку зрения и попытаться ее обосновать, приводя аргументы.

П:

поиск, фиксация,

извлечение

информации.

К: Строят речевые высказывания.

П: анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);

Р: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий;

Р: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий;

Итог урока. Рефлексия

- Чему учились сегодня на уроке?

- Что нужно помнить при проверке деления с остатком?

Домашнее задание:

С 28 № 1 (4,5), №5, №6 (2,3 столбик)

- Оцените свою работу на уроке.

- Какое задание понравилось?

- Поднимите руки те, кому было  трудно?  

- В чем испытывали трудности?

- Молодцы! Спасибо всем!

Подводить итоги урока

Записывать домашнее задание

Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

Актуализация знаний

Практический: математический диктант

Словесный: ответы на вопросы  

Постановка учебной задачи:

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, -

Всё для нас

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час!

- Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но это путешествие будет не обычным. Путешествие в город «Профессий»!

Мы с вами узнаем, какие бывают профессии и что в каждой профессии необходима математика. Что без математики – не куда! А что бы нам с вами узнать какая профессия нас встречает первая в городе «Профессий» надо решить примеры.

- У каждого на парте лежат карточки, необходимо решить примеры. Под каждым правильным ответам спрятана буква, так мы узнаем, какая профессия нас встречает. (ответ Повар)

На карточках примеры.

1 вариант

84:9=

61:7=

70:8=

32:20=

56:10= 2 вариант

30:9=

48:20=

12:9=

50:8=

76:10=

-Молодцы ребята. И так первая профессия, которая нас встречает Повар.

(Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает определенное количество кругов: 18, 19, 25 и чистую карточку.)

- Вы работаете в кафе. Повар испек блины. Разложите блины на порции так, чтобы в каждой порции было по три блина. Запишите, сколько порций получилось и сколько блинов осталось.

18:3=6

19:3=6 (ост. 1)

25:3= 8 (ост. 1)

- Сколько порций блинов получилось? (6 и 8)

- Какой остаток может получиться при делении на три? (1 или 2)

- Как вы решили задачу? (Мы раскладывали блины по 3, посчитали, сколько порций получилось, и смотрели, остались ли еще блины.)

- Мы с вами помогли повару. Ребята как я говорила, что в каждой профессии присутствует математика. Нам надо сформулировать тему урока.

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Решать задачи на деление с остатком)

- Какие цели вы ставите перед собой?

-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

- Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие!

Готовиться к уроку

Рассуждать

Решать примеры

Решать примеры

Рассуждать

Решать задачу

Записывать действия в тетрадь

Ставить тему и цели задачи

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

П: овладение основами логического и  алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Решение частных задач

Практический: решение примеров

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: повторение правила

Практический: решение задачи

Практический: запись решения в

И так, что бы узнать какую профессию мы встретим дальше на нашем пути, необходимо решить задание.

Работа по учебнику. Слайд 5

№2 с. 30

- Как поступить, если трудно вспомнить самое большое число до 53, которое делится на данное число без остатка? (методом подбора)

Выполните задания. Работа в парах.

- Отлично, мы с вами справились с заданием! И нас встречает профессия Библиотекарь. Слайд 6

- Мы с вами оказались в библиотеке, необходимо решить задачу.

№ 4 с. 30

- Прочитайте задачу.

- Назовите опорные слова для краткой записи.

- Составим краткую запись.

- Объясните, что означает приведенные выражения.

- Какое выражение может быть решением задачи? (Второе.)

Отвечать  на вопросы

Читать текст учебника

Решать с объяснением

Отвечать на

П:ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация, для решения учебной задачи.

К: строят устные речевые высказывания

тетрадь

Практический: выполнение задания

Практический:

решение задач

- Каким будет вопрос задачи? (Сколько человек посетило библиотеку в пятницу.)

- Запишите выражения и найдите их значение.

- Ну что, мы с вами побывали в библиотеки и нам пора продолжать наше путешествие. Посмотрите ребята, мы с вами оказались на спортивной площадке. Какая профессия нас тут встретится? (спортсмен)

- Молодцы! Посмотрите, кто нас с вами здесь ждет? Крош предлагает вам стать спортсменами и сделать с ним разминку.

- Ну что, мы с вами побыли спортсменами. И наше путешествие по городу «Профессий» подходит к концу.

- Но для того, что бы вернутся обратно в школу. Надо выполнить задание, которое нас в вами перенесет в класс.

Работа по учебнику

№5 с. 30

- Прочитайте задание.

- Как найти выражения с одинаковыми значениями в первых двух столбиках? Какой

вопросы

Решать задачу

Составлять кр.запись

Записывать решение

Проверять

Выполнять задание

Решать задачу

К: Донести свою позицию до других; высказать свою точку зрения и попытаться ее обосновать, приводя аргументы.

П:

поиск, фиксация,

извлечение

информации.

К: Строят речевые высказывания.

П: анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);

Р: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства

Итог урока. Рефлексия

математический закон необходимо вспомнить для этого? (От перестановки множителей произведение не меняется.)

- Что нужно вспомнить, чтобы найти выражения с одинаковыми значениями в третьем и четвертом столбиках? (Смысл действия умножения: произведением можно заменить сумму одинаковых слагаемых и наоборот.)

- Выполните задание.

- Мы справились с заданием и оказались снова в нашем классе.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Что нужно помнить при проверке деления с остатком?

Домашнее задание:

1. стр. 30  № 6 – решение запишите столбиком.

2.  Составить  задачу  на деление с остатком.

- Следующий урок мы с вами начнем с ваших интересных задач.

- Оцените свою работу на уроке.

- Какое задание понравилось?

- Поднимите руки те, кому было  трудно?  

- В чем испытывали трудности?

- Молодцы! Спасибо всем!

Решать задачу

Подводить итоги урока

Записывать домашнее задание

арифметических действий;

Р: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий;

Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал.Конспект урока по теме: "Деление с остатком. Закрепление."

Конспект урока математики: "Деление с остатком. Закрепление." УМК по системе развивающего обучения л.В.Занкова.  Обобщение знаний и умений алгоритма выполнения деления числа с остатком.Разв...

Конспект урока математики. Тема: «Деление на двузначное и трехзначное число.»

Урок закрепления деления на двузначное и трехзначное число....

Конспект урока на тему: Деление с остатком и деление нацело. 4 класс.

Деление с остатком и деление нацело. 4 класс....

КОНСПЕКТ УРОКА (математика) Тема: Деление на однозначное число 3 класс УМК "Школа XXI века"

КОНСПЕКТ УРОКА (математика)Тема: Деление на однозначное число...