Конспект урока на тему: Деление с остатком и деление нацело. 4 класс.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

 Туравинина Ирина Владимировна

Деление с остатком и деление нацело. 4 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_s_ostatkom_i_delenie_natselo._4_klass.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 95                                                                                                                                                       Методист: Дрокина М.В.

Класс: 4-4                                                                                                                                                       Студентка: Туравинина

Кабинет: 107                                                                                                                                                      Ирина, 44 группа

Учитель: Гайбулина Г.З.

Дата: 20.10.17

Тема: «Деление с остатком и деление нацело»

Тип урока: изучение нового

Цели деятельности учителя: Сформировать  представление о делении нацело и делении с остатком

Планируемые результаты:

  1. Предметные: создание условий для самостоятельной учебной деятельности учащихся, направленной на открытие приёма деления с остатком.
  2. Личностные: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Оборудование: презентация, учебник: Чекин «Перспектива» Математика 4 класс 1  часть

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный

- словесный

-подводящий диалог

1 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня я у вас проведу урок математики.

Я вам сегодня хочу подарить правило хорошего настроения. Наше настроение зависит от наших мыслей. Если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, подумай о хорошем, и будет хорошо. Помните: от вашего хорошего настроения зависит успех в учебе.

Приветствовать учителя

Включаться в деловой ритм

Слушать правило хорошего настроения

Р.- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

II.Мотивационный

-словесный (ответы на вопросы)

-беседа

2 мин

-Ребята, вспомните какой раздел вы изучали ранее? (Цена, количество, стоимость)

-А чему научились? (решать задачи )

Отвечать на вопросы

Вспоминать пройденный матери

Л.-  умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

 

III.Актуализация знаний

-интеллектуальная разминка

- словесный (ответы на вопросы)

-состав числа

5 мин

Минутка каллиграфии.

- Запишите число, которое содержит 6 тыс. единиц.

- Какое число записали?

- Сколькизначное это число?

- Объясните, почему вы так считаете?

- Какие разряды есть в этом числе? Назовите их.

- Сколько в этом числе содержится единиц? Сколько десятков?  Сотен? Тысяч?

-Уменьшите это число на 20, запишите результат.

- Какое число получили? Представьте его в виде суммы разрядных с

Устный счёт.

Цена

Кол-во

Стоимость

тетради

 ? руб.

8 шт.

40 руб.

блокноты

32 руб.

 2 шт.

? руб.

ручки

7 руб.

? шт.

 63 руб.

ластики

? руб.

5 шт.

15 руб.

Отвечать на вопросы интеллектуальной разминки

Решать устно

Вспоминать состав чисел

П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

IV.Постановка учебной задачи и ее решение

-наглядный метод

-работа с презентацией

-выполнение заданий

-коллективное проговаривание

-практический метод

-самостоятельная работа

-работа с презентацией

-выполнение заданий

-коллективное проговаривание

-практический метод

-самостоятельная работа

-работа с презентацией

-выполнение заданий

-коллективное проговаривание

-практический метод

-самостоятельная работа

20 мин

Задание №148 (стр. 51)

  -Прочитайте задание.

 -О чем говорится в задаче.

  Записываем на доске равенство показывающий действия деления с остатком, выполненный Мишей и Машей 15 :6 =2 (ост. 3)

 Просим объяснить что, означает каждое число в записи деления с остатком.

 Ожидаемый ответ: делимое 15 обозначает количество конфет ромашка, делитесь 6 означает число гостей, между которыми можно разделить конфеты, значение частного 2 означает, что каждому гостю досталось по 2 конфеты, число 3 означает остаток, то есть количество конфет которая осталась.

Предлагаем прочитать словарную статью ОСТАТОК стр. 117.

На примере 15 : 6 =2 (ост.) 3 объясняем учащимся каждое положение этого определения:

 1. Остаток - это число, которое получается в результате деления с остатком и показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель, то есть если число 3 вычесть из делимого 15, получим число 12, которое делится на делитель 6 нацело.

 2. Остаток показывает, на сколько делимое больше того ближайшего к нему числа, которое делится на делитель нацело, то есть делимое 15 на 3 больше, чем число 12 ближайшее число к 15, которое делится на делитель 6 нацело.

3. Остаток всегда больше или равен 0. Если остаток равен нулю, то деление выполнено нацело, то есть при делении число конфеты «Васильки» на 6 (12 / 6 = 2)  остаток равен 0, значит деление выполнено нацело.

Делаем вывод, что число конфет «Ромашка» разделили на число  6 с остатком, а число конфеты «Васильки» «Юбилейный» разделили на  число 6 без остатка, то есть на целом.

 Просим учеников еще раз прочитать правила на глубок голубой плашки: действие деление без остатка называются делением на цело. предлагаем ученикам

Предлагаем ученикам привести примеры деление на целое деление с остатком.  Ответы записываю на доске примеры деления нацело –

 22:6;  45:9 примеры деления с остатком -  45 :8 ;  23 : 6…

- Кто может объяснить, что такое остаток? В результате чего он получился?

(это число, полученное в результате деления чисел, лишние единицы)

- Какое число разделилось бы без остатка? (24)

- Деление без остатка называют делением нацело.

- Какое число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело? (2) 

- Как вы думаете, остаток должен быть больше или меньше делимого?

(остаток всегда меньше делимого)

- Если остаток равен 2 (как в нашем случае), то делитель насколько больше того числа которое делиться нацело?

- давайте обобщим понятие «остаток» (учебник с.117)

- Опираясь на данное определение, попробуйте составить пример на деление с остатком.

Кто может назвать тему урока:

«Деление с остатком и деление нацело»

Какие поставим цели на урок:

  • Научиться выполнять деление нацело и деление с остатком.

  Задание №149 (стр.52)

Учащиеся читают задачи выполняет первую часть задания, записывая  ее решение в виде одного выражения.  Мы записаны на доске под диктовку  один из учеников решение задачи:  3 * 4 + 2.

Дополнительно предлагаем вычислить ответ задачи : 3*4+2= 14

Просим разделить число 14 остатком на числа 4 выполнить соответствующую запись 14 : 4 =3 (ост.

 Воспроизводит текст задачи с другой формулировкой:  14 сосисок положили в четыре тарелки. Когда на каждой тарелке  по 3 сосиски, осталось 2 сосиски.

- Что известно в задаче? (взяли по 3 сосиски 4 раза, в кастрюле осталось ещё 2)

    - Что требуется узнать? (Сколько всего сосисок сварила мама)

   - Запишите решение задачи.

    3 • 4 + 2 = 12 + 2 = 14 (сос.)

   - Давайте теперь попробуем 14 разделить на 4.  

     14 : 4 = 12 (ост. 2)         (14 на 4 не делиться,

      ближайшее число, которое делиться на 4 это 12,

     12 делим на 4, получаем 3 остаток 2 )

Задание №150 (стр.52)

 Учащие читают первую часть задания: выполни деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления. Записано на доске действия деления 1 столбика:  24 : 6 =   27 :6 =  

Задаем вопросы из учебника:

1. Какое действие деления является табличным случаям деление? ( 24 : 6 = 4, так как 6 * 4 = 24.)

2. На сколько одно деление отличается от другого? ( выполняем разностное сравнение чисел: 27- 24 =23; 27 >2 4 на 3.)

 3. Будем ли будет ли это число совпадает с остатком? (Да, так как остаток - это минимальное число, которое нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось на цело на данный делитель, то есть если из делимого 27 вычесть делим на 24, которое делится нацело на 6,то  получим число 3 ,которое является остатком.)

Продолжаем запись на доске: 24 : 6 =4  27:6 =4 (ост. 3).

 Записываем  на доске действия деления 2 столбика сначала выполняем делении нацело:  27 : 3 = 9.

 При выполнение деления с остатком 29 : 3 рассуждаем так: наибольшее число, которое делится на целое на 3 и  которое не превосходит число 29,- это число 27. Можно утверждать, что делитель (число 3) максимальная содержатся в делимом (числе 27)  9 раз при этом в остатке остается число 2(29-27=2), значит 29 : 3 = 9 (ост. 2)

Далее ученики самостоятельно выполнять деление с остатком в третьем четвертом столбиках. Проверяем на доске:  32 :8=4   39: 8=4 (ост. 7)     81: 9 =9   85 :9 =9 (ост. 4)

Читаем последняя часть задания: вычислили, на сколько отличается делимого остальных столбиках, и  совпадает ли каждое из этих чисел в соответствующим остатком.

 Предлагаем ученикам выполни разностное сравнение делимых 2 и 3, 4 столбиков.

 Записано на доске в три столбика диктовку учеников:

 29 - 27 =2  29 : 3 = 9 (ост. 2)  39 - 32 =7    39 : 8=4 (ост. 7)  85 - 81 =4   85 : 9= 9 (ост. 3)

 Делаем вывод: каждое число,  получившееся в результате разностного сравнения делимых, совпадает соответствующим ему осадком.

Задание №151(стр.52)

Читаем источником беру часть здания (1-й абзац), записываем на доске 42 :7 =6 и просим объяснить, почему с помощью табличного случая можно разделить с остатком число 45 на число 7.

Ожидаемый ответ: наибольшее число, которое делится нацело на 7 и которое не превосходит 45,- это число 42( 42 :7 =6).

 Можно утверждать, что делитель( числа 7) максимально содержится в делимом ( числа 45)  6 раз, при этом в остатке остается ещё числу 3 (45 - 42 = 3), значит 45 : 7= 6 ( ост. 3)

 Читать вторую часть задания (2-3-й абзацы) объясняю, что по результатам деление с остатком 45 : 7 = 6 (ост.3)  всегда можно получить соответствующие случаи деления нацело.  Например, при вычитании остатка (3) из делимого (45) получается  число (42), которое делится нацело на делитель (7).

 Далее ученики запись в тетради  выражения (45 - 3) : 7= 42:7=6.  подчеркни число 6 оной чертой, а число 3- двумя чертами.

Самостоятельная работа.

 

Работать с примером

Отвечать на вопросы

Решать вместе  с проговариванием

Выполнять самостоятельно

Проверять задание по цепочке

Выполнять задание

Рассказывать алгоритм выполнения задания

Выполнять задание

Сравнивать выражения

Проводить анализ сравнения между примерами

Решать примеры по алгоритму

П:узнавание новой темы при взаимодействии с детьми;

К. :Слушать и понимать речь других;

К:уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

П:умение работать по учебнику.

Умение высказывать свое мнение;

Л: умение сравнивать;

П:узнавание новой темы при взаимодействии с детьми;

К. :Слушать и понимать речь других;

К:уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

Умение высказывать свое мнение;

Л: умение сравнивать;

К. :Слушать и понимать речь других;

К:уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

V.Рефлексия

-словесный(ответы на вопросы)

-анализ своей деятельности на уроке

3 мин

-Ребята  о чем сегодня шла речь на уроке?

(Деление с остатком и деление нацело)

( на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Спасибо за урок!

Анализировать свою

деятельность на уроке.

К.: Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

П.: Осуществлять анализ.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал.Конспект урока по теме: "Деление с остатком. Закрепление."

Конспект урока математики: "Деление с остатком. Закрепление." УМК по системе развивающего обучения л.В.Занкова.  Обобщение знаний и умений алгоритма выполнения деления числа с остатком.Разв...

Конспект урока по теме: "Деление с остатком" 3 класс

Конспект урока по математике. 3 класс ФГОС...

Конспект урока по теме "Деление с остатком методом подбора" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока: знакомство и умение выполнять деление с остатком методом подбора; закрепление умения решать задачи на деление с остатком; закрепление приема деления с остатком.Планируемые результаты:Предм...