Программа для подготовки детей к школе "Первые шаги в математику"
календарно-тематическое планирование по математике на тему

Цигичко Ольга Дмитриевна

Программа для подготовки детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_matematiku.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»

Пояснительная записка

       

        Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей.      Готовность к школе не заключается в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.

        Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 5,5-7 лет, занимающихся в группах наполняемостью от 15 до 20 человек. Срок реализации программы – 9 месяцев (с сентября  по май).

        Программа рассчитана на  2 занятия в неделю.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

использование игровых методов преподавания;

смена видов деятельности;

положительная оценка личных достижений каждого учащегося;

отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

         Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах подготовки к школе ведётся предметное преподавание.

         Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.         

         Задачами программы подготовки к школе являются:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.

       

           Организация предшкольного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений развития школы, выполняет функцию обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, является в структуре общего образования предшкольной ступенью.

          Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются: 
• личностно-эмоциональная готовность;
• интеллектуальная готовность;
• физиологическая готовность.
     
Личностно-эмоциональная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
     
Общение. В программе  используются коллективные игры, позволяющие детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей.
     
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
     
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.
      Начать обучение в школе ребенку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи, иными словами,
интеллектуальная готовность.
     
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы занятий включены игры и программы развития произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и пространственного мышления, творческого воображения.
     
Обучение математике начинается с дочислового изучении математики. Формирование математических понятий проходит в увлекательных играх, практических опытах, с использованием загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поисковых задач.
     
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому цель занятий - научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу.
Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
       Частью
физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
       Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.

Основные знания и умения, обучающихся по окончании курса

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающихся будут уметь:

         соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

свободно считать в пределах 10;

сравнивать числа в пределах 10;

знать «соседей» числа;

решать простые задачи (в одно действие);

на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);

составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

пересказывать небольшие тексты;

правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

выполнять на слух инструкции для обучающегося;

правильно писать печатные буквы;

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

копирование рисунка;

ориентировка в межклеточном пространстве;

решение простых математических задач с графическим изображением ответа;

тест на развитие фонематического слуха;

выделение главного признака предмета.

Содержание курсса

    Содержание и структура курса «Первые шаги в математику» строится в соответствии с возрастными особенностями детей, их интересами и возможностями. Материал по данному курсу выстроен в строгой системе: от простого к сложному. Это позволяет ознакомить детей с явлениями окружающего мира и родного языка в доступной для них форме. Все задания представлены в виде игр, что облегчает усвоение учебного материала и обеспечивает устойчивый интерес к занятиям. С этой целью также введены главные герои (Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова), которые сопровождают ребёнка в его «путешествиях» по станциям пособия.

       В рамках каждого занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.

      Ко времени завершения курса дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, овладевают сложным звуковым и слоговым анализом, усваивают грамматические нормы родного языка, владеют обширным словарём, связной речью, умением читать слоги.

      Основные упражнения в системе подготовки руки к письму – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

      Учебно-методическое пособие К.В.Шевелева «Готовимся к школе» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособии предложено большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

урока

Основные виды

учебной

деятельности

1-2

Счет предметов.

Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов).

3-4

Признаки предметов                    (размер, цвет, форма)  Большой, маленький.

Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов.

5-6

 Высокий, низкий. Большой , маленький.  Справа, слева.

Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

7-8

 Длинный, короткий. Длиннее, короче.

Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов.

8-10

 Больше? Меньше? Столько же?

Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов.

11-14

Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке.

15-16

Справа, слева, вверху, внизу. Позже. Раньше.

Выполнение задания творческого и поискового характера.

17-18

 Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку.

19-20

Много. Один. Письмо цифры 1.

Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа.

21-22

Число 2. Письмо цифры 2.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов.

23-24

Число 3.

Письмо цифры 3.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и

числа.

25-26

Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть»,

«получится».

Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

27-28

Число 4. Письмо цифры 4.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4.

29-30

 Число и цифра 0. Свойства 0.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте.

31-32

Число 5. Письмо цифры 5.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел.

33-34

Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

35-36

Знаки «больше», «меньше»,

«равно».

Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «>», «<», «=».

37-38

Равенство.

Неравенство.

Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов.

39-41

 Сложение и вычитание в пределах 5.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

42-43

Число 6.

Письмо цифры 6.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек.

44-45

Число 7. Письмо цифры 7.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте.

46-47

Число 8.

Письмо цифры 8.

Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек.

48-49

Число 9. Письмо цифры 9.

Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

50-51

Число 10. Запись числа 10.

Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел.

52-54

Числа от 1 до 10. Закрепление.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

55-57

Числа от 1 до 10.

 Закрепление.

Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки).

58-60

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач.

61-63

Состав чисел в пределах 10.

Закрепление.

Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение нестандартных задач.

64-66

Повторение

изученного.

Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного.

«Согласовано»

Руководитель МО учителей начальных классов

_____________ Титова С.А.

Протокол _____ от ____ августа 2015 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ Кульпина Е.С.

_____ августа 2015 года


Информационно – методическое обеспечение

1. К.В. Шевелев « Прописи по математике» рабочая тетрадь для дошкольников №1, 2.

2. Образцы цифр.

3. Графические диктанты

4. Штриховка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для подготовки детей к школе.

Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...

программа по подготовке детей к школе "АБВГДейка"

Программа разработана для детей 6-7 лет, не посещающих детский сад. Она включает подготовку руки к письму, знакомство с буквами русского языка и звуками, которые они обозначают, знакомство с цифрами, ...

Программы по подготовке детей к школе

Представлены 2 программы (полный год обучения и полугодовой)....

Программа по подготовке детей к школьному обучению.

Цель данной программы: повысить психологическую готовность детей 6-7 лет к школьному обучению и интеллектуальное развитие детей.Задачи:- развивать визуальное, аудиальное, так­тильное восприятие, памят...

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «Филиппок»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ...