Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)
статья по математике (3 класс) на тему

Киреева Эльвира Салаватовна

Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdp_umk_pz.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода  на уроках математики по УМК «Планета Знаний»

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход (далее СДП), который предполагает: ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Основная педагогическая задача создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников. Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Планета знаний» на уроках математики.  

Дидактическая система УМК «Планета знаний» реализует ряд положений работ Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской в части развивающего образования, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и коммуникативного подходов к обучению.

В комплекте всё подчинено:

— формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;

— созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.

Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно - деятельностного подхода, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию мини-исследования,

— технологию организации проектной деятельности,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Сегодня я остановлюсь на реализации системно – деятельностного подхода на примере урока математики.

Тема урока

Единицы массы. Тонна. Центнер.

Тип урока

Урок  усвоения новых знаний.

Формы, приемы, методы:

Урок-исследование; фронтальная, парная; метод сравнения, работа в паре, наблюдение

Педагогические технологии

Технология деятельностного метода; проблемно-диалоговое обучение; технология обучения в сотрудничестве.

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о новых единицах измерения массы (тонна, центнер); установить взаимоотношения между ними.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

Научатся преобразовывать единицы массы (тонна, центнер); получат возможность научиться сравнивать, складывать, вычитать единицы массы; решать текстовые задачи.

Познавательные УУД:

Различают обоснованные и необоснованные суждения; определяют этапы решения учебной задачи; производят анализ и преобразование информации (используя при решении разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания);

Регулятивные УУД:

Самостоятельно определяют цель своей деятельности; планируют её достижение; самостоятельно двигаются по заданному плану; оценивают и корректируют полученный результат.

Коммуникативные УУД:

Высказывают суждения с использованием математических терминов и понятий; формулируют вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия; обосновывают этапы решения учебной задачи.

Личностные УУД:

Самостоятельно определяют и высказывают простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности / организационный момент – время (5 мин)

Задай вопрос

- проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;

На слайде эпиграф к уроку «

-Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная и разноплановая работа.

Показывает фрагмент мультфильма «38 попугаев»

-Вспомните, о какой величине идёт речь в данном мультфильме?

-Как измеряли длину удава?

-Какую величину мы изучали на прошлом уроке?

-обеспечивает мотивацию учения, создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

-Можете ли вы предложить сюжет для следующей серии мультфильма, связав с нашей темой?;

Записывает на доске тему урока: «Единицы измерения массы»

-приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

Смотрят отрывок мультфильма.

-настраиваются на предстоящую работу в классе, выдвигают гипотезы по предполагаемой проблеме;

-формулируют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы.

-О длине.

-Выбирали новую мерку: попугая, слонёнка или мартышку – и узнавали , сколько раз мерка укладывается в длине удава.

Массу, новую единицу измерения массы – грамм.

-Как измерить массу слонёнка?

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения; составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: выкладывают свою точку зрения и пытаются его обосновать, приводя аргументы.

Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества опираются на общие для всех правила поведения; делают выбор , какой поступок совершить.

- самооценка готовности к уроку

II. Актуализация опорных знаний - время (5 мин)

Знаю – Вспоминаю-Применяю

- организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог;

- выявляет знания учащихся по данной  теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению;

- создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта;

- организует деятельность по  выполнению пробного учебного действия и  фиксирует индивидуальные  затруднения;

- организует повторение знаний, закрепление умений;

- обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»;

- организует и координирует работу учащихся по определению темы урока. Вместе с учениками определяет цель урока.

-Какие арифметические действия помогают нам переводить одни именованные числа в другие?

-Когда выполняем умножение, а когда деление?

-Между какими единицами измерения можно установить соотношение, опираясь на эти равенства.

60000г =60кг      543000мм=54300см

60000мм=60м      543000см=54300дм

60000м=60км      543000дм=54300м    

-В какие единицы измерения переводили числа -  в большие или меньшие?

-выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

-Умножение и деление.

-При переходе к меньшим единицам измерения выполняем умножение, а при переходе к большим - деление.

Называют соотношения.

-В большие, так как выполняли деление.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения; составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; соблюдают простейшие нормы речевого этикета..

Личностные: проявляют познавательный интерес к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценочное суждение, коррекция ответов учащихся;

III. Постановка учебной задачи – время (10 мин)

Облака мыслей

Организует ситуацию решения учебной задачи;

-создает учебную проблему.

- организовывает обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем);

организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы / решение проблемы; организует работу учащихся в парах; организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Создаёт условия для реализации построенного проекта; организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности; выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения.

-Уточните, какое задание мы выполняли?

-Чем вас не устраивает имеющийся эталон?

-Поставьте перед собой цель.

-Давайте уточним тему урока.

формулируют проблему, принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия;

- участвуют в обсуждении темы и целей урока, формулируют личные цели урока;

- высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке;

- проговаривают проблему, отделяют знания от незнания, самостоятельно формируют проблему, цель и тему для изучения, предлагают свои действия;

- разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).

- Переводили единицы массы в другие единицы измерения

 -По условию, надо перевести массу слона в более крупные единицы измерения, а мы таких не знаем.

-Нам надо узнать большие единицы измерения массы, чем килограмм и установить между ними соотношение.

Высказывают свои предположения.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении

- оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)

До и после.

Что я знаю?

- создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач;

- организует работу учащихся для определения средств и способов  решения  проблемной ситуации;

Индивидуально помогает тому, кому это необходимо;

-проводит контроль выполненной работы.

-Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используют при взвешивании очень больших предметов: животных, машин, зерна и т.д.?

-Какой литературой надо пользоваться, чтобы проверить наши предположения?

-Откройте учебник, прочитайте текст, сделайте вывод.

-Запишите соотношения между всеми известными единицами измерения массы.

Открывает таблицу соотношений массы.

-Сможем ли мы с помощью данного вывода выполнить или проверить правильность выполнения самостоятельной работы?

ЧТО Я ЗНАЮ?

А я знаю сколько тонн весит слон:

Слон индийский –двадцать тонн,

Африканский – десять,

А не веришь - сам поймай

И попробуй взвесить!...

Удав весит 123кг400г =…

Слон весит 4 680кг = …

-Потренируемся выполнять действия с новыми единицами массы.

- составляют план достижения цели и определяют средства решения проблемной ситуации;

- исправляют ошибки и сверяют решение с эталоном;

-Тонна и центнер.

-Учебником, энциклопедией и т.д.

Читают текст учебника.

-Используют две единицы массы –тонна, равная 1 000кг, и 1центнер=100кг.

Делают записи в тетради.

Сравнивают свои выводы с таблицей.

-Да.

Выполняют задание на доске с комментированием:

123кг400г =1ц23кг400г

4 680кг =4т 6ц80кг

Пользуясь опорной схемой, выполняют задания в тетрадях с комментированием по цепочке.

Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке; отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений; анализируют текст учебника; выявляют соотношения между единицами массы.

Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные: дают оценку ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

- самоконтроль, самооценка;

V. (Первичное закрепление) – время (10 мин)

«?»

«+»

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний; организует самостоятельную работу с учебником; организует самопроверку учащимися своих решений по эталону.

-Ребята, где вы можете использовать полученные знания?

-Прочитайте и проанализируйте задачу (устно). Выполните её самостоятельно.

-Выполните действия с именованными числами.

-Выполните задание самостоятельно.

Открывает на доске эталон для самопроверки.

Кто допустил ошибку, поставьте знак «?».

Кто выполнил правильно «+».

Изучают задания и выполняют; самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата; выполняют задание, работают в парах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат; осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль.

Двое учащихся решают на обратной стороне доски, остальные самостоятельно в тетради. После этого проводится взаимопроверка по образцу.

По очереди выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

Выполняют задание.

Проводят самопроверку, исправляют найденные ошибки, оценивают свою деятельность.

Регулятивные: адекватно оценивают правильность своих учебных действий.

Познавательные: сравнивают различные единицы массы; выполняют с ними математические действия.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве.

Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и незнания.

Рефлексия деятельности (оценка успешности);результаты выполнения заданий сопоставляются с предложенным учителем образцом; самостоятельная работа; оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов.

VI. (Рефлексия учебной деятельности)– время (3 – 5 мин)

Шкала успеха

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока; фиксирует новое содержание, изученное на уроке; фиксирует неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

организует рефлексию и самооценку учащихся;

анализирует и оценивает успешность достижения цели.

Подводит итог.

-Вспомните тему урока.

-Зачем нужно уметь делать перевод единиц?

-Сколько килограммов в 1 т,     в 1 ц ?

-Какие действия надо выполнять при переходе к большим или меньшим единицам измерения?

-Как вы работали на уроке?

-Изобразите собой шкалу успеха (сидят за партами – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх –отлично)

Соотносят цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; анализируют и осмысливают свои достижения, выявляют перспективы развития; совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке; оценивают результаты своей деятельности и всего класса;

осуществляют самоконтроль.

Отвечают на вопросы, анализируют активность во время урока, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке

Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные: дают оценку своей работе на уроке и деятельности одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Оценка эмоционального состояния; рефлексия деятельности (оценка успешности);самоконтроль, самооценка.

  1. Блок целеполагания

1.1 Определён планируемый результат; компетенции УУД на формирование которых рассчитан урок, разработана стратегия их достижения.

       1.2.Постановка цели урока

        Эффективно подобраны приёмы, средства для создания условия включения каждого ученика в процесс целеполагания организована деятельность по приёму целей учащихся. Цель соответствует формируемым УУД. Достижение согласованности целей учителя и учащихся происходит через постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, ситуаций.

  1. Блок «Технологизация»
  1. Структура урока

Структура урока соответствует типу, поставленным целям, дидактическим задачам этапов, прослеживаются межэтапные связи, их последовательность, дозировка, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока.

  1. Содержание учебного материала

Практическая направленность содержания, проблемность, целесообразность, соответствие особенности класса, уровню подготовки, теме, целям и задачам урока, правильный подбор материала на всех этапах урока для достижения планируемых результатов.

  1. Формы, приёмы, методы.

Логичность организационной структуры урока, формы, приёмы, методы обучения адекватны поставленным целям урока и единице содержания, основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечили деятельностный характер обучения.

  2.4.Применение современных образовательных технологий.

               Использовала  технологию «Проблемно – диалоговое обучение» (соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии).

  1. Блок «Познавательная деятельность учащихся»
  1. Учебная деятельность учащихся.

Сознательность и активность учащихся на уроке, систематичность и преемственность, учебная деятельность разнообразная по содержанию и форме, оптимальный для учащихся темп урока, широкий спектр заданий развивающего характера адекватных поставленным целям.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

На уроке была организована активная самостоятельная работа учащихся с использованием КОЗ, организованы дополнительные задания для сильных учеников.

  1. Блок «Результативность урока»
  1. Оценивание.

Оценка эмоционального состояния; рефлексия деятельности (оценка успешности); самоконтроль, самооценка.

  1. Рефлексия.

Рефлексивный анализ проводится в течении всего урока ( на разных этапах урока).

  1. Результат урока.

Адекватность полученных результатов целям и задачам урока. Результат достигнут.

Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход в образовании – это не столько совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия преподавания, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода  (из опыта работы)...