"Решение задач с косвенными вопросами"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Зайцева Светлана Анатольевна

Цели:1) Познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос;

продолжить работу над составной задачей, повторить

решение выражений изученных видов.

2) Развивать мыслительные операции, внимание, речь

3) Воспитывать чувство взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_reshenie_sostavnyh_zadach_v_kosvennoy_forme.docx238.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С КОСЕННЫМИ ВОПРОСАМИ

Цели:1) Познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос;

продолжить работу над составной задачей, повторить

решение выражений изученных видов.

2) Развивать мыслительные операции, внимание, речь

3) Воспитывать чувство взаимовыручки.

ХОД УРОКА:

Запланированная деятельность на уроке

  1. ( 3 минуты) 

Позитивный настрой

ПОЖМЕМ ДРУГ ДРУГУ РУКИ,

УДАЧИ ПОЖЕЛАЕМ

С ПРЕКРАСНЫМ НАСТРОЕНИЕМ

УРОК НАШ НАЧИНАЕМ!!!

-Ребята, какое животные вы видите на рисунке? Вы уверенны? А если перевернуть?

ЭТО C:\Users\Светлана\Desktop\rebus_14.png

Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (Решение задач с косвенными вопросами)

  1. (3 минуты) Заполнить схему. Расставить знаки арифметических действий.

Алгоритм решения задач

   1 Прочитать задачу.

   2 Выделить ключевые слова.

   3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

   4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

   5 Выбрать действие.

   6 Решить задачу.

   7 Записать ответ.

  1. (10 минут) Сейчас попробуем заполнить схему, в которой слова предлог НА поменяли на предлог В.

Для этого решите задачу с помощью алгоритма и заполните схему.

ГРУППОВАЯ РАБОТА

В сентябре было 9 дождливых дней, а в октябре – на 8 больше. Сколько дождливых дней было в октябре?

  ________________________________________

В сентябре было 9 дождливых дней, это на 8 больше, чем в октябре. Сколько дождливых дней было в октябре?

   ____________________________________________

В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, что в 2 раза больше , чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

120 : 2 = 60 (д)- девочек

120 + 60 = 180 (д)- всего

ДОПИШИ ЗНАК  что в … б (:)- косвенная форма

В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

120 * 2 = 240 (д)- девочек

120 + 240 = 360 (д)- всего

ДОПИШИ ЗНАК  в … б (*)- прямая форма

Прямые вопросы

Косвенные вопросы

НА … БОЛЬШЕ (   )

ЧТО (ЭТО) НА … БОЛЬШЕ (  )

Прямые вопросы

Косвенные вопросы

В … БОЛЬШЕ (   )

ЧТО (ЭТО) В … БОЛЬШЕ (   )

В сентябре было 9 дождливых дней, а в октябре – на 8 меньше. Сколько дождливых дней было в октябре?

  ________________________________________

В сентябре было 9 дождливых дней, это на 8 меньше, чем в октябре. Сколько дождливых дней было в октябре?

   ____________________________________________

В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, это в 2 раза меньше , чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

120 * 2 = 240 (д)- мальчиков

240 + 120= 360 (д)- всего

ДОПИШИ ЗНАК  что в … м (*)- косвенная форма

В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

120 : 2 = 60 (д)- девочек

120 + 60 = 180 (д)- всего

ДОПИШИ ЗНАК  в … м (:)- прямая форма

Прямые вопросы

Косвенные вопросы

НА … МЕНЬШЕ (  )  

ЧТО (ЭТО) НА … МЕНЬШЕ (  )

Прямые вопросы

Косвенные вопросы

В … МЕНЬШЕ (   )

ЧТО (ЭТО) В … МЕНЬШЕ (   )

ВЫВОД: В ЗАДАЧАХ С ПРЯМЫМ ВОПРОСОМ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ, ТАК КАК ГОВОРИТСЯ. ВЗАДАЧАХ С КОСВЕННЫМИ ВОПРОСАМИ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ НАОБОРОТ.

Прямые вопросы

Косвенные вопросы

НА … БОЛЬШЕ ( +  )

НА … МЕНЬШЕ ( - )  

ЧТО (ЭТО) НА … БОЛЬШЕ ( - )

ЧТО (ЭТО) НА … МЕНЬШЕ ( + )

Прямые вопросы

Косвенные вопросы

В … БОЛЬШЕ ( *  )

В … МЕНЬШЕ (  : )

ЧТО (ЭТО) В … БОЛЬШЕ ( :  )

ЧТО (ЭТО) В … МЕНЬШЕ ( *  )

  1.  (5 минут) Закрепление. ВИДЕОУРОК (в тетради)

  1. (5 минут) Решение задач по учебнику стр 56 № 4.

Самостоятельная проверка по эталону

Вид задачи _________________________________

В летнем лагере группа из 64 человек отправилась в поход в горы, это в 4 раза меньше, чем количество детей, оставшихся в лагере. Сколько всего детей отдыхало в лагере?

Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.

КРАТКОЕ УСЛОВИЕ

_______________________

_______________________

ВЫРАЖЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

   _____________________________

 

   _____________________________

ОТВЕТ

Вид задачи _________________________________

В летнем лагере отдыхают 156 мальчиков, что в 2 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.

КРАТКОЕ УСЛОВИЕ

_______________________

_______________________

ВЫРАЖЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

   _____________________________

 

   _____________________________

ОТВЕТ

Вид задачи Составная задача в косвенной форме

В летнем лагере группа из 64 человек отправилась в поход в горы, это в 4 раза меньше, чем количество детей, оставшихся в лагере. Сколько всего детей отдыхало в лагере?

Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.

КРАТКОЕ УСЛОВИЕ

Отправились- 64 ч

                                                                ? ч

Остались- ? ч, это в 4 р меньше

ВЫРАЖЕНИЕ

64 + 64 : 4 = 80 (ч)

РЕШЕНИЕ

  1. 64 : 4 = 16 (ч)- остал.
  2. 64 + 16 = 80 (ч)- всего

 

   

ОТВЕТ

Всего в лагере отдыхало 80 детей

Вид задачи Составная задача в косвенной форме

В летнем лагере отдыхают 156 мальчиков, что в 2 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.

КРАТКОЕ УСЛОВИЕ

Мальчиков- 156 д, что в 2 р больше

                                                                            ? д

Девочек- ? д

ВЫРАЖЕНИЕ

156 + 156 : 2= 234 (р)

РЕШЕНИЕ

  1. 156 : 2 = 78 (д)- девочек
  2. 156 + 78 = 234 (р)- всего

ОТВЕТ

Всего в лагере отдыхает 234 ребенка

  1. (10 минут) Задания для самостоятельной работы у доски на повторение стр 56 № 5 (у доски)

Х = 865                        а = 50

Х = 72                        х = 348

Х = 15                        х = 845

  1. (2 минуты) Дополнительное задание стр 55 № . Вырази в указанных единицах измерения. (устно)

  1. РЕФЛЕКСИЯ

(1 минута) Что нового узнали?

Какие задачи решали?

Всем понятно решение составных задач в косвенной форме?

СИНКВЕЙН- ЗАДАЧА (по цветам)

Зеленый- все получилось

Желтый- еще нужно поработать

Красный- ничего не понятно

Рефлексия- ТЕСТ

ИМЯ __________________________

Задачи с вопросами в косвенной форме

Задание 1 Укажи неверные высказывания.

1) Если в задаче говорится: "это на ... больше ...", то неизвестное находится действием сложения.

2) Если в задаче говорится: "он на... меньше ...", то неизвестное находится действием вычитания.

3) Если в задаче говорится: "что на ... больше ...", то неизвестное находится действием вычитания.

4) Если в задаче говорится: "он на... меньше ...", то неизвестное находится действием сложения.

5) Если в задаче говорится: "это на ... меньше ...", то неизвестное находится действием сложения.

Задание 2 К каждой из данных задач подбери ответ.

1) 65

2) 237

3) 356

4) 55

5) 168

__ Андрей и Сергей соревновались в беге на 1000 м. Сергей пробежал дистанцию за 5 мин 27 с. Он на 29 с опередил Андрея. За сколько секунд пробежал дистанцию Андрей?

__ Грибники нашли 36 подберёзовиков, а боровиков на 7 меньше. Сколько всего грибов нашли грибники?

__ В школьную столовую привезли 96 кг картофеля, а моркови на 24 кг меньше. Сколько картофеля и моркови привезли в школьную столовую?

__ Галя и Света прыгали через скакалку. Галя прыгнула без остановки 128 раз подряд, что на 19 раз больше, чем Света. Сколько всего прыжков сделали обе девочки?

__ В 4 "А" классе  29 учеников. Это на 3 ученика больше, чем в 4 "Б" классе. Сколько всего учеников в 4 "А" и 4 "Б" классах?

Задание 3 Реши задачу.

Для приготовления крема взяли 250 г сахара. Его взяли на 150 г меньше, чем сметаны. Сколько получилось сметанного крема?

Запишите число:

 ___________________________

Задание 4 Прочитай задачу. Выбери верное решение этой задачи.

В огороде собрали 94 кг огурцов. Их было на 76 кг меньше, чем помидоров. Сколько помидоров собрали в огороде?

1) 94 + 76 = 170 (кг)

2) 94 - 76 = 18 (кг)

Задание 5 Среди данных задач найди задачи с вопросами в косвенной форме.

1) Андрей и Сергей соревновались в беге на 1000 м. Сергей пробежал дистанцию за 5 мин 27 с. Он на 29 с опередил Андрея. За сколько секунд пробежал дистанцию Андрей?

2) В 4 "А" классе  29 учеников. Это на 3 ученика больше, чем в 4 "Б" классе. Сколько учеников в  4 "Б" классе?

3) В школьную столовую привезли 96 кг картофеля, а моркови на 24 кг меньше. Сколько моркови привезли в школьную столовую?

4) Грибники нашли 26 подберёзовиков, а боровиков на 7 меньше. Сколько боровиков нашли грибники?

5) Галя и Света прыгали через скакалку. Галя прыгнула без остановки 128 раз подряд, что на 19 раз больше, чем Света. Сколько раз прыгнула через скакалку без остановки Света?

Задание 6 Посмотри на краткое условие задачи. Какая из данных задач подходит к этому краткому условию?

1) В лесничестве было высажено 96 саженцев ели, а саженцев сосны - на 34 меньше. Сколько всего саженцев хвойных деревьев было высажено в лесничестве?

2) В лесничестве было высажено 96 саженцев ели. Их посадили на 34 саженца меньше, чем саженцев сосны. Сколько всего саженцев хвойных деревьев было высажено в лесничестве?

Задание 7 Прочитай задачу. Выбери краткое условие, которое составлено верно по условию этой задачи.

В соревнованиях по плаванию принимало участие 46 учеников начальных классов. Их было на 36 больше, чем старшеклассников. Сколько всего учащихся принимали участие в соревнованиях по плаванию?

Задание 8 Реши задачу.

Высота берёзы 45 м. Она на 12 м ниже тополя. Какова высота тополя?

Запишите число:

 ___________________________


Ответы:

1) (4 б.) Верные ответы: 1; 2;

2) (5 б.) Верные ответы:

        3;

        1;

        5;

        2;

        4;

3) (4 б.): Верный ответ: 650.;

4) (3 б.) Верные ответы: 1;

5) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;

6) (4 б.) Верные ответы: 2;

7) (3 б.) Верные ответы:

8) (4 б.): Верный ответ: 57.;

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

Изучение данной темы представляет известную трудность....

Урок математики 2 класс УМК «Гармония» по теме: Задачи с косвенным вопросом

Урок математики 2 класс УМК «Гармония» Тема: Задачи с косвенным вопросомЦели: познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос; продолжить работу над составной задачей, повтор...

Задачи с косвенными вопросами. Объяснение и материал для закрепления .

Задачи с косвенными вопросами вызывают затруднения у учащихся. В материале приводится пример решения и даны 8 задач на закрепление....

Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

Материал предназначен для учителей начальных классов....

Решение задач в косвенной форме в 4 классе

Урок математики .Тема Решение задас на разностное сраувнение.Закрепление 1 класс...

«Решение задач в косвенной форме»

Класс: 4Цель урока: формирование умения решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Задачи урока:Дидактические:познакомить учащихся с решением задач но...