Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_fgos_ovz_1_klass_2017.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП,  обозначенной в Целевом разделе ПрАООП, и заключается в создании условий для  максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,  обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1).

Задачи:                                                                                                                                                         -  овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;  

-  формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их  личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;  

- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

   Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).                                                                                        

   В соответствии с Примерными годовыми учебными планами  образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов и для

дополнительного первого (I')-IV классов, курс математики в 1 классе рассчитан на 99 ч (33

учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на изучение математики в 1 классе, определено

Примерными недельными учебными планами  образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов и для дополнительного

первого (I')-IV классов, и составляет 3 ч в неделю в обоих случаях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Свойства предметов

Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

Сравнение предметов

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по  длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).  

Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).

Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).  

Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих

Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.

Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.

Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше,меньше, одинаково, равно, столько же.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в  одной емкости до и после изменения объема.

Положение предметов в пространстве, на плоскости

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу,  выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Геометрический материал

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.  

Нумерация

Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0.

Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.

Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.

Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.  

Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.  

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.  

Единица измерения (мера) длины  –  сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для  измерения длины  –  линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.

Единица измерения (мера) массы  – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы  – весы.  

Единица измерения (мера) емкости  –  литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.

Единицы измерения (меры) времени  –  сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.

Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.

Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности  в виде двух составных частей.  

Арифметические действия

Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть).

Составление числового выражения (1 + 1, 2  –  1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.

Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания.

Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания  (5 – 5 = 0).  

Арифметические задачи

Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.  

Простые  арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

Геометрический материал

Шар, куб, брус: распознавание, называние.  Предметы одинаковой и разной формы.

Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.

Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах).

Построение отрезка заданной длины.

Овал: распознавание, называние.  

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).

Нумерация

Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел 6, 7, 8, 9. Число и цифра 0.

Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.

Формы и методы работы с обучающимися

  

- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

- Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

- Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Математика 1 класс 8 вид 3 ч. в неделю 99 часов)

№п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

план

факт

Подготовка к изучению математики

(24 ч)

1

Цвет, назначение предметов.

1

2

Круг.

1

3

Большой – маленький. Одинаковые, равные по величине.

1

4

Слева – справа. В середине, между.

1

5

Квадрат.

1

6

Вверху  –  внизу, выше  –  ниже, верхний  – нижний, на, над, под.

1

7

Длинный  – короткий. Внутри  –  снаружи, в, рядом, около.

1

8

Треугольник.

1

9

Широкий – узкий. Далеко  –  близко, дальше – ближе, к, от.

1

10

Прямоугольник.

1

11

Высокий – низкий.

1

12

Глубокий – мелкий.

1

13

Впереди  –  сзади, перед, за. Первый – последний, крайний, после, следом,

следующий за.

1

14

Толстый – тонкий.

1

15

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

16

Быстро – медленно. Тяжелый – легкий.

1

17

Много  –  мало, несколько.

Один  –  много, ни одного.

1

18

Много  –  мало, несколько.

Один  –  много, ни одного.

1

19

Давно – недавно.

Молодой – старый.

1

20

Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

1

21

Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

1

22

Сравнение объемов жидкостей,

сыпучих веществ.

1

23

Сравнение объемов жидкостей,

сыпучих веществ.

1

24

Повторение, обобщение пройденного

1

Первый десяток

(24 ч)

25

Число и цифра 1.

1

26

Число и цифра 1.

1

27

Число и цифра 2.

1

28

Число и цифра 2.

1

29

Число и цифра 2.

1

30

Число и цифра 2.

1

31

Шар.

1

32

Число и цифра 3.

1

33

Число и цифра 3.

1

34

Число и цифра 3.

1

35

Число и цифра 3.

1

36

Число и цифра 3.

1

37

Куб.

1

38

Число и цифра 4.

1

39

Число и цифра 4.

1

40

Число и цифра 4.

1

41

Число и цифра 4.

1

42

Число и цифра 4.

1

43

Брус.

1

44

Число и цифра 5.

1

45

Число и цифра 5.

1

46

Число и цифра 5.

1

47

Повторение, обобщение пройденного.

1

48

Резерв.

1

Первый десяток (продолжение)

(48 ч)

49

Число и цифра 5.

1

50

Число и цифра 5.

1

51

Число и цифра 5.

1

52

Точка, линии.

1

53

Овал.

1

54

Число и цифра 0.

1

55

Число и цифра 0.

1

56

Число и цифра 6.

1

57

Число и цифра 6.

1

58

Число и цифра 6.

1

59

Число и цифра 6.

1

60

Число и цифра 6.

1

61

Число и цифра 6.

1

62

Построение прямой линии через одну, две точки.

1

63

Число и цифра 7.

1

64

Число и цифра 7.

1

65

Число и цифра 7.

1

66

Число и цифра 7.

1

67

Число и цифра 7.

1

68

Число и цифра 7.

1

69

Сутки, неделя.

1

70

Отрезок.

1

71

Число и цифра 8.

1

72

Число и цифра 8.

1

73

Число и цифра 8.

1

74

Число и цифра 8.

1

75

Число и цифра 8.

1

76

Число и цифра 8.

1

77

Построение треугольника, квадрата,

прямоугольника.

1

78

Число и цифра 9.

1

79

Число и цифра 9.

1

80

Число и цифра 9.

1

81

Число и цифра 9.

1

82

Число и цифра 9.

1

83

Число и цифра 9.

1

84

Число и цифра 9.

1

85

Мера длины  –сантиметр.

1

86

Число 10.

1

87

Число 10.

1

88

Число 10.

1

89

Число 10.

1

90

Число 10.

1

91

Число 10.

1

92

Число 10.

1

93

Меры стоимости.

1

94

Мера массы  – килограмм.

1

95

Мера ёмкости  – литр.

1

96

Резерв

1

97

Итоговое повторение

1

98

Итоговое повторение

1

99

Итоговое повторение

1

Итого

99

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- умение соблюдать правила поведения на уроке математики при организации отдельных видов образовательной деятельности;  

-  положительное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);

- умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;

-  доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать

помощь одноклассникам в учебной ситуации;

- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане,

на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;

- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на

вопросы учителя;

- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение на странице  учебника

задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в

качестве образца для организации практической деятельности с предметами или  выполнения задания в тетради;  

-  понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в

учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для

выполнения практических упражнений (с помощью учителя);

-  умение с помощью учителя отразить в собственной речи предметные отношения с

использованием математической терминологии (на основе анализа реальных предметов,

предметных совокупностей или их иллюстраций);

- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные

отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);  

-  умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в

соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;

- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;

- умение с помощью учителя рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с

использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии);

- оценка результатов своих действий по выполнению учебного задания (правильно  –

неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;

-  начальные умения использования математических знаний при ориентировке в

ближайшем социальном и предметном окружении;

-  начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и

доступных видах  хозяйственно-бытового труда;

- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к

природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень

-  знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер, форму

предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей, положение

предметов в пространстве, на плоскости; умение с помощью учителя сравнивать предметы по величине, форме, количеству, определять с помощью учителя положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение; знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);

- знание количественных числительных в пределах 10, умение записать числа с помощью цифр, откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала (с помощью учителя);

- знание числового ряда в пределах 10 в прямом порядке; месте каждого числа в  числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя);

- осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 10, обозначение числом

количества предметов в совокупности;

-  выполнение сравнения чисел в пределах 10 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей (с помощью учителя);  

- умение с помощью учителя разложить числа 2-10 на две части (два числа) с опорой на

предметно-практические действия с предметными совокупностями;

- умение с помощью учителя назвать, записать и прочитать единицы измерения (меры)

стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см);  

- узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к.),, называние их достоинства; осуществление

с помощью учителя замены и размена монет в пределах 10 р.;  

-  знание количества и названий суток в неделе; умение с помощью учителя воспроизвести порядок дней недели;

-  знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий  

(«+» и «-»); составление числового выражения (2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);

- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 5; выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями с помощью учителя;

- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования

(вопроса); выполнение с помощью учителя решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями;

-  различение с помощью учителя плоскостных (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал) и объемных (шар, куб, брус)  геометрических фигур; определение

формы знакомых предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными

геометрическими фигурами;

-  знание названий линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать с помощью

учителя; построение с помощью учителя прямой линии (произвольной), отрезка с помощью линейки; измерение с помощью учителя длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении (с помощью учителя);  

- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам)

с помощью учителя.

Достаточный уровень

-  знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер,

форму предметов, их массу,  количественные отношения предметных совокупностей,

положение предметов в пространстве, на плоскости; умение сравнивать предметы по

величине, форме, количеству; определять положение предметов в пространстве и  на

плоскости; перемещать предметы в указанное положение (с помощью учителя); умение с

помощью учителя увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; установление и называние с помощью учителя порядка следования предметов; знание частей суток, порядка их следования, использование элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно) в собственной речи при описании событий окружающей жизни (с помощью учителя);

-  знание количественных,  порядковых числительных в пределах 10; умение записать

числа с помощью цифр; откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного

материала;

-  знание числового ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке; месте каждого

числа в числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя);

-  осуществление счета в пределах 10; обозначение числом количества предметов в

совокупности;  

-  выполнение сравнения чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление

взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;  

- знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел) (с помощью учителя);

- умение назвать, записать и прочитать единицы измерения (меры) стоимости (1 р., 1 к.),

длины (1 см), массы (1 кг), емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.);

- узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в

пределах 10 р.;

- знание названий, порядка дней недели, количества суток в неделе.

-  знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий  

(«+» и «-»); составление числового выражения (2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);

-  выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10  с опорой на предметно-

практические действия с предметными совокупностями;

-  выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования

(вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; выполнение решения задач на

нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с

предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования; составление с помощью

учителя задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с

использованием иллюстраций;

-  различение плоскостных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и  объемных  (шар, куб, брус)  геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами;

-  знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать; построение прямой

линии (произвольной; проходящей через одну, две точки), отрезка с помощью линейки;

измерение с помощью учителя длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении; построение отрезка заданной длины (с помощью учителя);

- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).

Лист внесения  изменений в рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по математике

Рабочая адаптированная программа по математике составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального об...

рабочая адаптированная программа по математике для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

рабочая адаптированная программа разработана для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...

Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ

Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по математике 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике

Рабочая адаптированная программа по математике для обучающихся с ОВЗ (УО)...

Рабочая адаптированная программа по математике (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по математике (вариант 70.2) 1 класс составлена в условиях реализации новых ФГОС....

Рабочая адаптированная программа по математике (вариант 80.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по математике (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...