Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_fgos_ovz_1_klass_2017.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Цель курса состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции

недостатков психофизического развития обучающихся.

- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;  

- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных  умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии  зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в  пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;  

- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

  Воспитание интереса к изобразительному искусству.  

  Раскрытие  значения изобразительного искусства в жизни человека  

  Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего

мира, художественного вкуса.  

  Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного

искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;  

  Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения

анализировать их  содержание и формулировать своего мнения о них.

  Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

  Обучение изобразительным техникам и приёмам с  использованием различных

материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и

работа в нетрадиционных техниках.

  Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,

лепке).

  Обучение правилам  и законам композиции, цветоведения, построения орнамента

и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.  

  Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и

по образцу, по памяти, представлению и воображению.  

  Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

  Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,

выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной

деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Освоение предмета «Изобразительное искусство» предусмотрено при 5-дневной учебной неделе по 1 часу в неделю для 1 класса, что составляет 33 часа за учебный год.

В 1 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели. Продолжительность урока составляет 35 минут.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Подготовительный период обучения планируется для обучающихся 1 дополнительного класса и предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами.  В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.  

Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного

восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.  

Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме

изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника,

квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно

рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги.  Соотношение изображаемого предмета с

параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).  Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.  

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением.

Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение

выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими

объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво,

правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и

декоративном рисовании (узор в полосе).

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию  

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей

действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник  –  это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение

предметов простой и сложной формы.  

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры.

Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).  

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе

(повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,

аппликации, рисунке.    

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в

живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.  

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый,  фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.  

Эмоциональное восприятие цвета.  Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно  – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.  

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:  

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

 «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.  

Формы и методы работы с обучающимися

-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка,...);

-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские,…);

-использование ИТК;

-использование игровых форм;

-диалогическое взаимодействие;

-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации,..);

-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие,  коллективные,..);

-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий…);

-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;

-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…);

-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные..);

-деятельностный подход в обучении.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Изобразительное искусство  1ч. в неделю – 33 часа)

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения уроков

план

факт

В мире волшебных линий

9

1

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

1

2

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

1

3

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

4

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

1

5

Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

6

Изображаем лист сирени. Рисование

1

7

Лепим лист сирени

1

8

Лепим. Матрешка

1

9

Рисуем куклу- неваляшку.  

1

От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке

7

10

Деревянный дом в деревне. Лепка

1

11

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация

1

12

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

1

13

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация.

Лепка

1

14

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки.

Рисование. Аппликация

1

15

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо

человека

1

16

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку:

слепи и нарисуй

1

От замысла к воплощению

9

17

Рассматривание картин художников

1

18

Пирамидка. Рыбка. Аппликация

1

19

Ваза с цветами. Аппликация

1

20

Колобок. Нарисуй картинку

1

21

Дома в городе. Аппликация

1

22

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

1

23

Многоэтажный дом. Аппликация

1

24

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

1

25

Весна. Почки на деревьях. Рисование

1

Замысел плюс опыт равно творчество

8

26

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет

кораблик. Рисование

1

27

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

1

28

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для

куклы. Узор в полосе. Аппликация

1

29

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и

дорисуй ее

1

30

Изобрази дом  в деревне. Деревья рядом с домом.

Рисование

1

31

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

1

32

Придумай свой рисунок.  

(Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

1

33

Придумай свой рисунок

(Учитывай понятия: «над», «под», «посередине», «в центре».)

1

Итого

33

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты обучения  

в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:

  положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

  понимание красоты в окружающей действительности и возникновение

эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;  

  адекватные представления о собственных возможностях;  

  осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;

способность к самооценке;

  умение выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой

деятельности «нравится» или «не нравится»

  проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

  привычка к организованности, порядку, аккуратности;

  стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и

изобразительной деятельности;

  установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по

различным видам изобразительной и творческой предметно-практической

деятельности.

  овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной

жизни;  

  овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия;  

  элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;  

  принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально

значимых мотивов учебной деятельности;  

  сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях;  

  развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление

сопереживания к чувствам других людей.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой

предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и

достаточный.  

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.  

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения (IV класс):

Минимальный уровень:

  знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений;

их свойств, назначения, правил хранения, обращения и  санитарно-гигиенических

требований при работе с ними;

  знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы

предмета и др.;

  знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

  пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  знание названий некоторых народных и национальных промыслов,

изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная

организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;

осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических

действий и корректировка хода практической работы;

  владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,

отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению

предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных

произведений в соответствии с темой;  

  применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с

целью передачи фактуры предмета;

  ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы

предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;  

  адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности

цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных

предметов и действий.

Достаточный уровень:

  знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,

пейзаж и др.);

  знание названий некоторых  народных и национальных промыслов (Дымково,

Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в

рисовании, лепке и аппликации;

  знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная

поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

  знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,

стилизации формы предмета и др.;

  знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах

учебника, рабочей тетради;  

  следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,

представленным в других информационных источниках;  

  оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников

(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);  

  использование разнообразных технологических способов выполнения

аппликации;

  применение разных способов лепки;

  рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача

всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;  

  различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения

к природе, человеку, семье и обществу;

  различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и

декоративно-прикладного искусства;

  различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,

сюжетное изображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1.         формирование элементов...

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа ручной труд  1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....