Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kultura_fgos_ovz_1_klass_2017.docx105.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

 Примерная адаптированная основная  общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далееПАООП) в качестве  цели изучения физической культуры в(I¹)  I–IVклассах определяет всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей,  социальную адаптацию.

Целью примерной рабочей программы по физической культуре для 1 класса

является формирование основ физической культуры личности.  Физическая культура личности как часть общей культуры человека включает мотивационно

-  ценностные ориентации,  культуру образа жизни, психофизическое здоровье (включая

оптимальное физическое состояние) и знания.   Данная цель конкретизируется в виде

последовательного решения следующих задач: 

1.  Образовательные задачи включают: овладение техникой основных движений,

гимнастических, легкоатлетических упражнениях, подвижных, коррекционных игр и

формированием основ знаний в области физической культуры.

2.  Воспитательные задачи направлены на формирование мотивационно-ценностного

отношения к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.  

3.  Развивающие задачи решаются путем целенаправленного развития спектра физических

способностей ребенка.

4.  Оздоровительные задачи связаны с развитием возможностей систем организма, а так же профилактикой и коррекцией соматических заболеваний и нарушений здоровья.  

5.  Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие

волевой сферы.  

Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от остальных. Решение каждой из задач возможно только в комплексе.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

   Учебный предмет физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В примерном годовом учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I¹)  I–IV классы ПАООП для первого класса предусмотрено 99 часов в год.  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ключевым ориентиром построения процесса физического воспитания в 1 классе является

широкое использование подводящих упражнений для освоения двигательных действий при освоении основного содержания разделов программы. Предлагаемые подводящие упражнения составляли основное содержание обучения в 1 подготовительном классе. Таким образом, во-первых, соблюдаются все дидактические принципы физического воспитания, а во-вторых, это дает возможность обучающимся, которые не обучались в 1 дополнительном  освоить содержание обучения и 1 дополнительного и 1 класса путем постепенного включения в процесс.  

Рис. 1 – Сочетание основного содержания обучения 1 подготовительного и 1 класса.

Для тех обучающихся, которые зачислились в 1 класс после 1 подготовительного можно

использовать содержание уроков без включения в него подводящих упражнений или с их

выборочным включением, в зависимости от уровня подготовленности школьников.

Содержание примерной рабочей программы отражено в четырех разделах: «Знания о

физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры».  

Таблица 2 – Освоение разделов примерной рабочей программы в течение учебного года

Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний». Освоение легкой

атлетики предусмотрено в первой и четвертой четвертях, так как занятия по этому разделу

могут проводиться на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по

опосредованному закаливанию учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй

четверти и начале четвертой, а подвижные игры осваиваются в третьей четверти.  

В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих упражнений (далее -  ОРУ) отводится три урока, при этом необходимо использовать самый разнообразный инвентарь и оборудование.

Коррекционные игры имеют следующую направленность:

  развитие способности ориентирования в пространстве;

  развитие тактильно-кинестетической способности рук;  

  формирование способности вести совместные действия с партнером;

  развитие точности движений, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;  

  развитие мелкой моторики рук;  

  активизация речевой деятельности.

Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования

двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и закрепления техники

разучиваемого движения.  

Примерной рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:  

  беседы,  

  выполнение физических упражнений,

  тестирование.  

При подборе тестов необходимо исходить из задачи комплексной оценки развития

двигательных способностей ребенка: силовых, скоростных, координационных, гибкости и

общей выносливости. Поэтому, необходимо отдавать предпочтение таким тестам, которые

наименее зависимы от сформированности двигательного умения. К тестам, результаты

которых наименее зависимы от уровня овладения техникой выполнения можно отнести:

кистевую динамометрию (силовые способности), бег с ходу (скоростные или общая

выносливость в зависимости от дистанции), наклон вперед из седа (гибкость) и т.д.    

Формы и методы работы с обучающимися

Основные методы, используемые на уроках:

- Фронтальный;

- Поточный;

- Посменный;

- Групповой;

- Индивидуальный.

Методы обучения, воспитания двигательных качеств:

- Равномерный метод;

- Переменный метод;

- Повторный метод;

- Интервальный метод;

- Соревновательный метод;

- Игровой метод;

- Круговой метод.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Физическая культура 3 ч. в неделю – 99 часов)

№п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

план

факт

Раздел программы основы знаний

1

1

Сообщение теоретических сведений.  

1

Раздел программы легкая атлетика

26

2

Ходьба и бег в колонне.

1

3

Ходьба и бег в колонне.

1

4

Ходьба и бег в колонне.

1

5

Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу

1

6

Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу

1

7

Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу

1

8

Непрерывный бег с изменением темпа

1

9

Непрерывный бег с изменением темпа

1

10

Непрерывный бег с изменением темпа

1

11

Прыжки на двух ногах

1

12

Прыжки на двух ногах

1

13

Прыжки на двух ногах

1

14

Подпрыгивание вверх

1

15

Подпрыгивание вверх

1

16

Подпрыгивание вверх

1

17

Прыжки с высоты с мягким приземлением.

1

18

Прыжки с высоты с мягким приземлением.

1

19

Прыжки с высоты с мягким приземлением.

1

20

Метание с места в горизонтальную цель

1

21

Метание с места в горизонтальную цель

1

22

Метание с места в горизонтальную цель

1

23

Метание с места в горизонтальную цель

1

24

Метание с места в вертикальную цель

1

25

Метание с места в вертикальную цель

1

26

Метание мяча из седа из-за головы

1

27

Метание мяча из седа из-за головы

1

Раздел программы основы знаний

1

28

Сообщение теоретических сведений.

1

Раздел программы гимнастика

21

29

Коррекция  нарушений здоровья

1

30

Коррекция  нарушений здоровья

1

31

Коррекция  нарушений здоровья

1

32

Ползание по гимнастический скамейке

1

33

Ползание по гимнастический скамейке

1

34

Ползание по гимнастический скамейке

1

35

Ползание по наклонной  гимнастический скамейке

1

36

Ползание по наклонной  гимнастический скамейке

1

37

Ползание по наклонной  гимнастический скамейке

1

38

Упражнения в равновесии

1

39

Упражнения в равновесии

1

40

Упражнения в равновесии

1

41

Упражнения в равновесии

1

42

Упражнения в равновесии

1

43

Упражнения в равновесии

1

44

Лазание по гимнастической стенке

1

45

Лазание по гимнастической стенке

1

46

Лазание по гимнастической стенке

1

47

Лазание по гимнастической стенке

1

48

Лазание по гимнастической стенке

1

Раздел программы основы знаний

1

49

Сообщение теоретических сведений.

1

Раздел программы подвижные игры

26

50

Подвижные игры с бегом

1

51

Подвижные игры с бегом

1

52

Подвижные игры с прыжками

1

53

Подвижные игры с прыжками

1

54

«Школа мяча»

1

55

«Школа мяча»

1

56

«Школа мяча»

1

57

«Школа мяча»

1

58

«Школа мяча»

1

59

«Школа мяча»

1

60

«Школа мяча»

1

61

«Школа мяча»

1

62

«Школа мяча»

1

63

«Школа мяча»

1

64

«Школа мяча»

1

65

«Школа мяча»

1

66

«Школа мяча»

1

67

«Школа мяча»

1

68

«Школа мяча»

1

69

«Школа мяча»

1

70

«Школа мяча»

1

71

«Школа мяча»

1

72

«Школа мяча»

1

73

«Школа мяча»

1

74

«Школа мяча»

1

75

«Школа мяча»

1

Раздел программы основы знаний

1

76

Сообщение теоретических сведений.

1

Раздел программы гимнастика

12

77

Корригирующие упражнения

1

78

Корригирующие упражнения

1

79

Корригирующие упражнения

1

80

Корригирующие упражнения

1

81

Корригирующие упражнения

1

82

Корригирующие упражнения

1

83

Ползание  

1

84

Ползание  

1

85

Ползание  

1

86

Упражнения в равновесии

1

87

Упражнения в равновесии

1

88

Упражнения в равновесии

1

Раздел программы легкая атлетика

11

89

Медленный бег

1

90

Медленный бег

1

 91

Медленный бег

1

92

Чередование бега и ходьбы на расстоянии

1

93

Чередование бега и ходьбы на расстоянии

1

94

Чередование бега и ходьбы на расстоянии

1

95

Быстрый  бег.

1

96

Быстрый  бег.

1

97

Быстрый  бег.

1

98

Метание с места на дальность

1

99

Метание с места на дальность

1

Итого

99

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные и предметные результаты освоения физической культуры

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с

умственнойотсталостью  (интеллектуальными  нарушениями)ведущее место отводит

личностным результатам, которые  включают индивидуально-личностные качества,

жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия. В п. 4.2. Стандарта дан перечень личностных результатов:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;  

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;  

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно

необходимом жизнеобеспечении;  

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;  

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;  

7) способность к осмыслению  социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых

мотивов учебной деятельности;  

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;  

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;  

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-

нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;  

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Что касается предметных результатов, то они связаны с овладением обучающимися

содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.  

Согласно п. 4.3. Стандарта предметные результаты освоения АООП по предмету физическая культура должны отражать:

1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим

дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);  

2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;  

3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;  

4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.  

 Определены уровни предметных результатов, которые являются обязательными для всех

учебных предметов: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является

обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет.  

Предметные результаты по Физической культуре:

Минимальный уровень:

  представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического

развития и физической подготовки человека;

  выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

  знание основных  правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их

применение;

  выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

  ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

  взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

  знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение

требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных

мероприятиях.

Достаточный уровень:

  практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной  подготовки,

спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

  самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

  владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития

мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

  выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег,

ходьба, прыжки и др.;

  подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении

общеразвивающих упражнений.

  совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

  оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;  

  знание спортивных традиций своего народа и других народов;  

  знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах

двигательной активности и их применение в практической деятельности;  

  знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных

правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

  знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в

повседневной жизни;  

  соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-

спортивных мероприятиях.

Предметные результаты являются тем базисом, на который  «наращиваются» личностные

результаты и жизненные компетенции. В области физической культуры это триединство

технической, физической теоретический подготовленности  (сформированность знаний в

области физической культуры) обучающихся.  

Лист внесения  изменений в рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ

Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа ручной труд  1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....