Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Рабочая адаптированная программа ручной труд  1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_fgos_ovz_1_klass_2017.docx46.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Ручной труд» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

    Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» в первом классе заключается в формировании у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.    

Задачи:

  развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;

  получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;

  формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в

нём человека;

  формирование интереса к разнообразным видам труда;

  формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;

  обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

   развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать союработу с помощью учителя;  

  развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных

представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);  

  развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения,

классификации, обобщения);

  развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через  формирование

практических умений;

  формирование информационной грамотности, умения работать с различными

источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;  

  развитие речи;

  коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их  возрастных

особенностей, которая предусматривает:  

-  коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и

целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,

строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в

трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между

предметами;

- развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);  

-  коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем

использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением

разнообразного трудового материала.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)   учебный предмет «Ручной труд» относится  к

обязательной предметной области «Технология». На его изучение в первом классе отводится 66 часов, по два часа в неделю.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).  

      Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

«Человек и труд». «Урок труда».

      Рукотворный предметный мир, как результат трудовой деятельности человека. Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.  

«Работа с глиной и пластилином»

      Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.    

     Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.  

    Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей;   пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина;  комбинированным  -   объединяющим лепку из отдельных частей  и целого куска.  

     Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую,

конусообразную и шарообразную форму.  

     Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из

пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара  до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).    

     Комбинированные работы: бумага и пластилин.

«Работа с природными материалами»

     Организация рабочего места  работе с природными материалами.

     Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды

природных материалов).  

    Способы соединения деталей (пластилин).  

Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия).

Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья  -  хрупкие). Соединение деталей (с

помощью пластилина).

Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).

Работа с тростниковой травой.  Способы работы (аппликация, объемные изделия).

Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.) Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.  

«Работа с бумагой»

    Организация рабочего места при работе с бумагой.  

    Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).  Цвет,форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.  

    Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).

    Виды работы с бумагой:

Складывание фигурок из бумаги  (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание

треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».    

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.      

   Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.  

   Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».  

   Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам

орнаментальных и предметных изображений.

    Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.

Сминание и скатывание бумаги  в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях

бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги.  Плоскостное конструирование из вырезанных полосок

(плетение из полос); Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра). изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».  

   Разметка бумаги.  Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).  

    Соединение деталей изделия.  Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.  

Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей

(щелевой замок).

«Работа с нитками»

   Элементарные сведения  о  нитках(откуда берутся нитки).  Применение ниток. Свойства

ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.  

   Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).  

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы  вышивания: вышивка  прямой строчкой «в два приема».

Формы и методы работы с обучающимися

Ведущей формой работы с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

 Применяются следующие методы обучения:

- демонстрация,

- наблюдение,

- объяснение,

- сравнение,

- упражнение,

- беседа,

- работа с учебником,

-  самостоятельная работа и др..

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Ручной труд 2ч. в неделю – 66 часов)

№п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

план

факт

1

Вводное занятие. «Человек и труд».  

1

2

Вводное занятие. «Урок труда».

3

Работа с глиной. Что надо знать о глине и пластилине. Как работать с пластилином.

1

4

Работа с глиной. Что надо знать о глине и пластилине. Как работать с пластилином.

Изделие: «Аппликация из пластилина  «Яблоко».

1

5

Работа с природными материалами. Где используют природные материалы. Где находят природные материалы.

1

6

Работа с природными материалами. Что надо знать о природных материалах. Экскурсия в парк.

«Коллекция из листьев».

1

7

Работа с природным материалом. Как работать с засушенными листьями.

Изделие: «Аппликация «Бабочка».

1

8

Работа с природным материалом. Как работать с засушенными листьями.

Изделие: «Аппликация «Бабочка».

1

9

Работа с бумагой. Что надо знать о бумаге.

«Коллекция образцов из бумаги»

1

10

Работа с бумагой. Что надо знать о треугольнике. Как сгибать бумагу треугольной формы.

Изделие: «Складывание бумаги «Елочка».

1

11

Работа с бумагой. Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы.

Изделие: «Складывание из бумаги «Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу»».

1

12

Работа с бумагой. Что надо знать о прямоугольнике. Как сгибать бумагу прямоугольной  формы.

Изделие: «Складывание из бумаги «Наборная линейка».

1

13

Работа с глиной и пластилином. Как работать с глиной и пластилином. Приемы работы с пластилином.

Изделия: «Домик».

1

14

Работа с глиной и пластилином. Как работать с глиной и пластилином. Приемы работы с пластилином.

Изделия:  «Елочка».

1

15

Работа с глиной и пластилином. Лепка предметов шаровидной  и овальной формы. Приемы работы с пластилином.

Изделия: «Помидор».

1

16

Работа с глиной и пластилином. Лепка предметов шаровидной  и овальной формы. Приемы работы с пластилином.

Изделия:  «Огурец».

1

17

Работа с бумагой.  Инструменты для работы с бумагой.

Что надо знать о ножницах.

1

18

Работа с бумагой.  Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии).

Изделие: «Геометрический орнамент из квадратов».

1

19

Работа с бумагой. Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии).

Изделия: «Парусник из треугольников».

1

20

Работа с бумагой. Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии).

Изделия: «Орнамент из треугольников».

1

21

Работа с глиной и пластилином. Как работать с пластилином. Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика).

Изделия: «Морковь».

1

22

Работа с глиной и пластилином. Как работать с пластилином. Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика).

Изделия:  «Свекла».

1

23

Работа с глиной и пластилином. Как работать с пластилином. Приемы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика).

Изделия: «Репка».

1

24

Работа с глиной и пластилином. Как работать с пластилином (сплющивание шара).

Изделие: «Пирамидка из четырех колец».

1

25

Работа с глиной и пластилином. Как работать с пластилином (сплющивание шара).

Изделие: «Грибы».

1

26

Работа с природными  материалами. Что надо знать о природных материалах. Как работать с еловыми шишками.

Изделие: «Ежик».

1

27

Работа с бумагой (с применением клея). Как работать с бумагой. Аппликация из обрывных кусочков бумаги.

Изделие: «Осеннее дерево».

1

28

Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги.

Изделие: «Открытка со складным цветком».

1

29

Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги.

Изделие: «Открытка со складной фигуркой кошечки».

1

30

 Работа с глиной и пластилином. Как работать с пластилином (приемы работы с пластилином).

Изделие: «Цыпленок».

1

31

Работа с глиной и пластилином. Как работать с пластилином (приемы работы с пластилином).

Изделие: «Цыпленок».

1

32

Работа с бумагой. Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии). Конструирование.

Изделие: «Игрушка «Бумажный фонарик»».

1

33

Работа с бумагой. Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной линии). Конструирование.

Изделие: «Декоративная веточка».

1

34

Работа с бумагой. Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям. Конструирование.

Изделие: «Флажки».

1

35

Работа с бумагой. Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым  длинным линиям. Конструирование.

Изделие: «Бумажный цветок».

1

36

Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные.

Изделие: «Котик».

1

37

Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные.

Изделие: «Котик».

1

38

Работа с бумагой. Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям.

Изделие: «Листочки».

1

39

Работа с бумагой. Приемы работы с бумагой (сминание и скатывание бумаги). Аппликация.

Изделие: «Ветка рябины».

1

40

Работа с бумагой. Как работать с ножницами. Приемы резания ножницами по кривым  линиям – скругление углов прямоугольных деталей. Аппликация.

Изделие: «Цветы в корзине».

1

41

Работа с нитками. Что надо знать о нитках. Наматывание ниток.

Изделие: «Клубок ниток».

1

42

Работа с нитками. Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток.

Изделие:  «Бабочка».

1

43

Работа с нитками. Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток.

Изделие: «Кисточка».

1

44

Работа с бумагой. Вырезание из бумаги предметов округлой формы. Аппликация.

Изделие: «Фрукты на тарелке».

1

45

Работа с бумагой. Вырезание из бумаги круга. Аппликация.

Изделия: «Снеговик».

1

46

Работа с бумагой. Вырезание из бумаги круга. Аппликация.

Изделия: «Гусеница».

47

Работа с бумагой. Вырезание из бумаги овала. Плоское конструирование.

Изделие: «Цыпленок  в скорлупе» (из четырех овалов).

1

48

Работа с бумагой. Вырезание из бумаги овала. Плоское конструирование.

Изделие: «Цыпленок  в скорлупе» (из четырех овалов).

1

49

Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. Приемы сгибания бумаги.

Изделие: «Пароход».

1

50

Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. Приемы сгибания бумаги.

Изделие: «Стрела».

1

51

Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование.

Изделие: «Плетеный коврик из полос  бумаги».

1

52

Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование.

Изделие: «Плетеный коврик из полос  бумаги».

1

53

Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование.

Изделие: «Птичка».

1

54

Работа с бумагой. Симметричное вырезание орнаментов  из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование.

Изделие: «Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом».

1

55

Работа с бумагой. Симметричное вырезание орнаментов  из бумаги, сложенной пополам. Аппликация.

Изделие: «Самолет в облаках».

1

56

Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина.

Изделие: «Макет Снегурочка в лесу».

1

57

Работа с природными  материалами. Что надо знать о природных материалах. Травы и пластилина.

Изделие: «Ежик».

1

58

Работа с природными  материалами. Что надо знать о природных материалах. Травы и пластилина.

Изделие: «Ежик».

1

59

Работа с бумагой. Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз.

Изделие: «Букет цветов».

1

60

Работа с бумагой. Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз.

Изделие: «Букет цветов».

1

61

Работа с бумагой. Складывание из бумаги.  Приемы сгибания. Конструирование.

Изделие: «Декоративная птица со складными крыльями».

1

62

Работа с нитками. Как работать с нитками. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья.

Изделие: «Шитье по проколам».

1

63

Работа с нитками. Как работать с нитками. Приемы шитья.

Изделие: «Шитье по проколам».

1

64

Работа с нитками. Как работать с нитками. Приемы шитья.

Изделие: «Шитье по проколам».

1

65

Работа с нитками. Как работать с нитками. Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания.

Изделие: «Вышивание по проколам».

1

66

Работа с нитками. Как работать с нитками. Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания.

Изделие: «Вышивание по проколам».

1

Итого

66

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП

направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные

качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые

ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости;  понимание

красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;  осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности,

порядку, аккуратности.

   Предметные результаты  освоения АООП общего образования включают освоенные

обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области,

готовность их применения.    

   Программа «Технология. Ручной труд»  в первом классе определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

 Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, включающий следующие знания и умения:

   К концу первого года обучения  ручному труду  обучающиеся с легкой умственной

отсталостью  должны  знать:  правила организации рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе,  правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и  нитками).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для

всех обучающихся первого класса.

     К концу первого года обучения ручному труду  обучающиеся с легкой умственной

отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь:  самостоятельно  находить необходимую для выполнения работы информацию в

материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для первоклассников

наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

Лист внесения  изменений в рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1.         формирование элементов...

Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ

Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа ручной труд 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа ручной труд 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

КТП. Адаптированная программа .Ручной труд . 3 класс. 8 вид.

Календарно- тематическое планирование по предмету "Ручной труд". 3 класс. 8 вид....