Конспект урока "Проверка сложения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Бизяева Валентина Петровна

проверка сложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока Проверка сложения50.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики

по УМК « Школа России»

Тема:  « Проверка сложения»

                                                                 Провела:  учитель начальных классов 

                                                                  МБОУ Леньковской основной  школы

                                                                             Бизяева В.П.

Тема: Проверка сложения

Тип урока: изучение нового материала

Цели: учить проверять вычисления, выполнение при сложении; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать познавательную деятельность.

Задачи: расширить знания учащихся о приеме проверки сложения вычитанием через знание компонентов сложения; учить применять полученные знания в решение текстовых задач и задач, обратных данной, развивать познавательную активность детей, интерес к предмету; воспитывать активную личность, умеющую работать в коллективе и самостоятельно.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять сложение вычитанием; понимать цели и задачи учебной деятельности и находить средства и способы их достижения; работать индивидуально, в парах; оценивать себя и товарищей.

Универсальные  учебные действия

Предметные: знание формулировки проверки вычитания, опираясь на знание компонентов сложения.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение работать по алгоритму и овладение приёмами самоконтроля.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, умение определять тему урока; умение производить простые логические действия; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативныепланирование учебного сотрудничества с учителем, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами, аргументировать.

Личностные :формирование интереса к математике; желания выполнять учебные действия в содружестве, мотивация к учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.

Основные понятия и термины: сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, 1 часть, 2 часть, Целое, задача, краткая запись, геометрические фигуры, математические знаки.

Оборудование: опорные слова: слагаемое, значение суммы; проверка; планшеты, геометрический и математический материал, сигнальные карточки; карточки с математическими заданиями (примеры и задачи). Интерактивная доска.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I.Организационный момент.

  1. Приветствие гостей.

-Дорогие дети! У нас сегодня гости! Повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь!

  1. Эмоциональный настрой детей.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Ребята к нам сегодня на урок пришёл Снеговичок, и обратился к нам за помощью. Ему надо помочь найти ёлочку. Но он пришёл к нам не с пустыми руками, а с картой, на которой указан путь к этой ёлочки.

(Открываю карту)

Ой, посмотрите это математическая карта, на ней изображены задания которые вам необходимо выполнить.

Поможем Снеговичку!

-Дети приветствуют гостей

(Дети поворачиваются к гостям и кивают головой.)

-Эмоциональный настрой детей, готовность к уроку, проявляют  отзывчивость на слова учителя.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята посмотрите внимательно  на доску ! (На доске два выражения.)

         22+6 =28       33+35=70 ?

-Что вы заметили?

- В каком выражении допущена ошибка?

 -А как проверить, мы узнаем сегодня на уроке, и когда мы познакомимся со способами проверки, мы вернёмся к этому выражению.

-Кто догадался какая тема сегодняшнего урока?

А также будем продолжать учиться решать задачи и выражения. Но чтобы справиться со всеми заданиями нужно быть очень внимательным, уметь быстро и правильно считать и тогда всё получится.

- Определяют что во втором выражении была допущена ошибка.

- Определяют пути исправления данной ошибки.

- Формулируют задачу урока – способы проверка сложения.

III.Актуализация знаний.

       -Ребята, сей час мы проведём математический диктант. У вас на столах лежат планшеты, на которых вы должны написать маркером ответ.

Итак, начнём!

  1. Логическая разминка.

( Математический диктант.)

- Найдите значение суммы чисел 40 и 50 ……(90)

- На сколько 30 меньше 37 на… (7)

-Найдите значение  разности чисел 46 и 40 равна..(6)

-Если 8 увеличить на 40, то получится….(48).

Если к 30 прибавить столько же, то получится….(60.)

-Первое слагаемое 20, второе слагаемое 5. Найдите значение суммы. (25.)

- Уменьшаемое 14, вычитаемое 8. Найдите значение разности. (6.)

-Найдите значение суммы чисел 50 и 5 …….(55.)

       Давайте проверим наш математический диктант. Сделаем взаимопроверку, вы меняетесь планшетами вашими с ответами с соседом по парте и проверяете друг друга.( На доске  правильные ответы)

       Для того , чтоб оценить ответ соседа вам нужно обратить внимание на доску, где находятся смайлики – оценивания.

( На доске смайлики оценивания – расшифровка )

       Если ваш сосед допустил решил верно  он справился и вы ему рисуете весёлого смайлика. (Хлопает в ладоши.)

       Если ваш сосед допустил 2-3 ошибки , то вы ему рисуете серьёзного смайлика. (Почесывает затылок)

       Если ваш сосед допустил 4-5 ошибок, вы ему рисуете грустного смайлика. (Тихонько топает ножками)

                              Проверим ваши ответы.

У кого все ответы верные, тот  хлопает в ладоши.

У кого 2-3 ошибки, тот почесывает затылок.

 У кого 4-5 ошибки, тот топает тихонько ножками.

- Готовят планшеты и маркеры.

- Выполняют арифметические действия сложения и вычитания.

- Слушают учителя, записывают ответы на планшет.

-Проверяют по образцу.

- Контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников; овладение приёмами самоконтроля.

Картинки по запросу смайлик - хлопают в ладоши.

Картинки по запросу смайлик- почесывает затылок.

Картинки по запросу смайлик- топают тихонько ножками.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

  - Ребята обратите внимание у вас на столах лежат конверты.

Давайте посмотрим, что находится в этих конвертах.

- Так что вы нашли ?

         Обратите внимание , что фигуры состоят из квадратов!

-Давайте  разложим  фигуры и посмотрим!

( Учитель на доске, выкладывает фигуру из4 красных квадратов и фигуру из 5 синих квадратов.)

- Ребята 1 варианта выкладывают выражение из красных и синих  фигур пользуясь математическими знаками + и =.

- А ребята 2 варианта должны из этих частей собрать одну фигуру..

- Давайте красную фигуру обозначим 1 частью, а синюю 2 частью, а фигуру 2 варианта обозначим целое.

                   (Учитель делает запись на доске.) 

1 часть +2 часть = Целое

1часть – кранная фигура.

2часть – синяя фигура.

Целое –все фигуры.

- Закройте  планшетом синюю фигуру. Какая фигура осталась ?

- Как мы найдём эту часть?

(Ц-1часть=2 часть) ( От целого вычитаем первую часть и получаем вторую часть)

- Откройте синюю фигуру  и закройте красную фигуру. Какая фигура осталась?

- Как мы найдём эту часть?

( Ц- 2часть = 1часть) ( От целого вычитаем вторую часть и получаем первую часть) .

Обратите внимание ,что наши фигуры состоят из квадратов!

-Сколько квадратов в красной фигуре? (4)

Обозначим эту фигуру цифрой 4.

А какой цифрой обозначим синюю фигуру?

А почему?

-Сколько квадратов в целой фигуре? (9)

- Какое числовое выражение у вас получилось? 4 +5=9

- Теперь можно убрать фигуры в конверты, чтоб они вам не мешали.

-Давайте вспомним как называются числа при сложении?   

( 1 часть +2 часть = Целое, а ещё как можно назвать эти числа 1слагаемое +2 слагаемое = значение суммы).

Ребята давайте откроим тетради и запишем число, классная работа.

 Теперь запишем пример который выложили на столе. (4+5=9.)

           (Учитель на доске выкладывает выражение цифрами )

4 +5=9

5+ 4 =9

-Что изменилось?

- Как при этом изменилась сумма?

Сделай вывод! Перемены мест слагаемых значение суммы не меняется.

       Я убрала 2 часть у меня осталось целое и 1 часть. Как мы найдём 2 часть?

Запишем выражение которое у нас получилось. (9-4=5)

       Я убрала 1 часть у меня осталось целое и 2 часть. Как мы найдём 1 часть?

Запишем выражение которое у нас получилось. (9-5=4)

-Какое правило мы будем использовать сегодня на уроке?

( Если из значении суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.)Если из целого вычесть одну из частей, то получится другая часть.

                  (На доске алгоритм, запись образец к правилу)

4+5=9            1часть+ 2часть= Целое  

Проверка:

9-5=4           ( Ц- 2часть = 1часть) ( Из целого вычитаем 2 часть.)

9-4=5           (Ц-1часть=2 часть)  ( Из целого вычитаем 1 часть.)

                                      Делаем выводы!!!!!

      Что сложение можно проверить вычитанием. Для того, чтобы найти одно из слагаемых нужно  из значении суммы  вычесть любое из слагаемых. Если вы получите второе слагаемое, значит вычисление выполнено верно.

-Откройте учебник на с. 84. ( тема урока на доске.)

Прочитайте тему и задачи урока.

-Прочитайте правило, приведённое ниже.

Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое.

-Как можно использовать это правило? ( Для проверки вычислений.)

- Давайте вернёмся к выражению, в котором была допущена ошибка, и воспользуемся новым правилом.

                                           33+35=70

-Давайте сделаем проверку?

                                           70-35=35

-Какой можно сделать вывод?

                 Что выражение решено не верно!!!!

- А теперь давайте вместе решим это выражение, и сделаем проверку.                          33+35=68

                                           68-35=33

                                           68-33=35

-Посмотрите ребята, мы с вами правильно решили выражение, и проверили двумя способами.

                Пробное выполнение задания №1 с.84

-Выполни действия и объясни, как получены в столбике второе и третье равенства из первого.

1.Коллективная работа.(Устное выполнение, запись на доске.)

10+7                                       

- А как мы можем проверить, правильно ли мы решили пример?

17-7                                        

-Посмотрите на следующий пример. Давайте решим этот пример и сделаем проверку. ( Один ученик решает у доски.)  

40+20

-Какой мы можем сделать вывод?  (Сложение проверяем вычитанием.)    

-А чтоб проверить сложение ,что нужно сделать? ( Из суммы вычитаем одно из слагаемых и если получаем другое слагаемое, то пример решён правильно.)

      А сейчас  попробуем выполнить самостоятельно в тетрадях.  

19+8                                     Выражение на доске    19+8=27

…- 19                                                                            27-19=8

…- 8                                                                              27-8=19

     Кто выполнит поднимает сигнальную карточку и объясняет порядок решения данного выражения.

- Кому было сложно?

-Что было сложно?(ответы детей).

        Ребята, общими усилиями мы открыли с вами новое знание!

                            (На доске  появляется схема.)

 -Вы не догадались, что это? (алгоритм)

-Что такое алгоритм? (пошаговые действия)

- Сейчас мы вместе составим алгоритм проверки сложения. 

1 Слагаемое + 2 Слагаемое = Значение суммы                    

из Значении суммы -2 Слагаемое = 1Слагаемое                  

из Значении суммы -1 Слагаемое = 2 Слагаемое  

1 часть +2 часть = Целое

Ц-1часть=2 часть

Ц- 2часть = 1часть          

                                 

-Открывают конверты, ответы детей.

Геометрические фигуры, разного цвета и математические знаки., цифры.

-Учащиеся на местах  выкладывают фигуру из4 красных квадратов и фигуру из 5 синих квадратов

- Дети 1 варианта выкладываю математическое выражение пользуясь знаками + и =.

- Дети 2 варианта из квадратов складывают один большой квадрат.

- Дети закрывают планшетом синие квадраты и высказывают своё мнение, как найти неизвестную часть.

-Дети закрывают планшетом красные квадраты и высказывают своё мнение, как найти неизвестную часть.

- Выполняют задание под руководством учителя. Устанавливают зависимость алгоритма сложения.

-Ответ детей. ( Потому, что она состоит из 5 квадратов.)

- Дети убирают фигуры в конверты.

-Ответы детей.

- Дети открывают тетради и записывают число, классная работа, числовое  выражение.

- Выполняют действия сложения с перестановкой слагаемых и устанавливают арифметическое действия, переместительные свойства сложения.

- Дети выполняют запись в тетради.

- Дети выполняют запись в тетради.

- Ответы детей

- Устанавливают зависимость между данными, объясняют арифметические действия для решения выражения.

- Открывают учебники, читают тему урока.

- Читают правило.

- Ответы детей.

- Совместная работа детей и учителя.

- Ученик читает задание в учебнике.

- Выполняют задание под руководством учителя.

- Ученик выполняет задание у доски, демонстрирует полученные знания приёма проверки сложения.

Значение суммы равна 60, вычитаем из 60 одно из слагаемых, вычитаем второе слагаемое 20. Получим пример 60-20 какой ответ получим?

-Мы получили ответ 40, а это первое слагаемое.

Значит, пример решен правильно!

60-20

60-40      

- Ответы детей.

- Дети делают запись в тетрадь.

- Один из учащихся выполнивший задание объясняет порядок решения данного выражения.

.

Физкультминутка

Е. Железнова «У жирафа пятнышки».

Выполняют элементарные упражнения( в соответствии с текстом песни), повторяя их за учителем.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником  

        Ребята предлагаю выполнить задание № 2 на с. 84.

Выполни сложение и проверку (работа у доски)

27+3               4+56                      20+68

27+3=30         4+56=60               20+68=88

30-3=27          60-56=4                88-68=20

30-27=3          60-4=56                88-20=68            

- Один из учащихся читает задание.

- Дети проводят записи в тетради, и выборочно работают у доски с комментированием..

V. Первичная проверка понимания

Самостоятельная работа ( Задание на карточках по вариантам, дежурные раздают карточки.)

   -Теперь хотелось бы, чтобы каждый из вас поработал самостоятельно и проверил свои знания. Вам сможет помочь  Правило № 2 с. 84   слайд?

Сложение можно проверить вычитанием:

42+7=49

Для проверки из значения суммы вычитают одно из слагаемых:

Тогда должно получиться другое слагаемое.

Если другое слагаемое не получится, значит, в вычислениях допущена ошибка.

   1 вариант                                   2 вариант

35+40=…                                        4+46=…

…-40=35                                      …-46=4

…-35=40                                      …-4=46                      

       А теперь давайте поверим, что у вас получилось. Внимание на доску. ( На доске записаны выражения и проверка к ним.) 

       Оцените свои результаты.

       Зелёный кружок  - я справлюсь, уверен!

        Жёлтый кружок   - есть сомнения.  

        Красный кружок  -  не понимаю!                                                      

- Дежурные раздают карточки по вариантам.

- Дети выполняют задание на карточках.

-Читают правило.

- Дети себя оценивают по следующим критериям.

VI.Первичное закрепление ( Внедрение полученных знаний в тему.)

Работа с учебником с. 85, № 3 (Устно)

                                   (Схема на доске)

Слагаемое

      8

       9

     8

      4

Слагаемое

   10

     6

     6

Значение  суммы

  18

    17

     16

    15

    14

    13

   12

(Повторяем правило. Если из значения суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое.

 -Вспомни, что ты знаешь о задаче и её компонентах. Найди правильное объяснение каждого термина. ( На доске компоненты и термины.)

 Условие           Часть задачи, из которой узнают, что известно.

Вопрос             Запись, при помощи которой находят ответ на вопрос задачи.

Решение          Часть задачи, из которой узнают что нужно найти.

Ответ             Запись, которая фиксирует ответ на вопрос задачи

- Как вы думаете, какое задание будет следующим? (Задача)

- Давайте вспомним  алгоритм действий для работы над задачей.

                                       (Алгоритм) 

1. Условие. Внимательно прочитай задачу.

2. Вопрос.  Определить условие и вопрос задачи.

3. Схема.   Определить, какое действие и почему нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи.

4. Выражение.  Определить, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то составить план решения.

5. Решение.   Решить задачу.

6. Ответ.  Назвать и записать ответ.

 Алгоритм решения задачи (повторяем)

Учебник с.85, №5.

          В корзине было 25 мандаринов. Несколько мандаринов переложили в пакет, и в корзине осталось 5 мандаринов. Сколько мандаринов переложили в пакет?

Решим задачу пользуясь алгоритмом решения. (домик алгоритм)

- Прочитайте задачу.

-Какие слова главные в задаче? ( Было, переложили, осталось.)

-Составим краткую запись задачи.

 Два способа:

1 способ

Было – 25 м.                                          

Переложили - ?                                    

Осталось – 5м.

2 способ

                ( На доске два варианта схемы задачи.)

По схеме повторяем правило. Если целое это 25, а 5 это одна часть. Как найти вторую часть? Каким действием?

(Ученик говорит правило)

 От целого вычитаем первую часть и получаем вторую часть.

Объясняют, как заполнить таблицу: «Если известны слагаемые, то находим значение суммы сложением; если известны значение суммы  и одно из слагаемых, то находим другое слагаемое вычитанием»

Упражняются в устных вычислениях, находят значения выражений при разных значениях, осуществляют взаимный контроль и оказывают сотрудничестве необходимую помощь.

- Демонстрируют знания математических компонентов. Соединяют стрелками компоненты и термины.

-Учащийся читает условие задачи.

 - Дети составляют план решения задачи.

- Выделяют в задаче условие, вопрос, называют данные, делают краткую запись задачи(по руководством учителя), затем самостоятельно решают её.

-Условие и решение записывают в тетрадь самостоятельно.

- Обсуждение выполненного задания и закрепление нового материала.

VII.Инструктаж по домашнему заданию.

Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание.

1.Вспомнить и заполнить схему алгоритма проверки сложения.

2.Примеры на с. 85, № 8 (на карточках)

( Раздаю карточки с заданием)

- Дети записывают задание в дневник.

VIII.Рефлексия

       Ребята подведём итог урока.

                  Поиграем в игру « Доскажи фразу…..»

Я говорю начало, а вы продолжение!

Итак начнём!

-На этом уроке вы научились ……..проверять сложение.

-Что если из значения суммы вычесть одно из слагаемых, то получим……второе слагаемое.

-Сложение можно проверить каким действием……вычитанием.

-Для проверки из значения суммы вычитают…….одно из слагаемых.

-Если другое слагаемое не получится, значит, ……. Допущена ошибка.

 ( На доске ёлка, а на столе шарики трёх цветов.  Украшая ёлку шариками дети оценивают свою работу на уроке.)

-Ребята , мы помогли Снеговичку дойти до ёлочки, и теперь давайте украсим  ёлочку, чтобы она стала новогодней! Но мы её не просто будем украшать. Сейчас я возьму новогодние шарики, они разных цветов.

-Те, ребята, которым понравился урок, и легко справились с заданиями берут шарик красного цвета.

-А те, ребята, которым понравился урок, но  немного сомневаются в заданиях берут шарик жёлтого цвета.

-А как вы работали на уроке, я повешу своё украшение! ( Вешаю золотую звезду.)

- Дети заканчивают фразу..

- Оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сложение и вычитание в пределах 20"

Конспект поможет провести урок закрепления по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 20". Урок составлен к учебнику Рудницкой В.Н. и др. "Математика. 1 класс". Материал может п...

конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел "

конспект урока  "Сложение и вычитание трехзначных чисел "  для урока математики во 3 классе...

Конспект урока "Сложение многозначных чисел"

Тема: Сложение многозначных чисел. Тип урока: открытие нового материала. Цель: Научить письменному алгоритму сложения многозначных чисел. Задачи:1) Повторить нумерацию многозначных чисел; 2) Научит...

конспект урока "Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач"

Предлагаю вниманию коллег урок математики во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение задач». Работала по учебнику – тетради для 2-го класса (1...

конспект урока "Сложение и вычитание двузначных чисел"

конспект урока "Сложение и вычитание двузначных чисел"...

Математика Урок - конспект "Компоненты сложения" 1 класс

Математика Урок - конспект "Компоненты сложения" 1 класс...