Устный журнал по математике "Из истории математики"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Светлана Леонидовна Шмикк

Предварительный просмотр:

СТРАНИЦА 1

ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ.  

Как люди научились считать.

    Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

    Чтобы всё подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте.

    Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

   

 Жизнь первобытных людей мало, чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться орудиями труда.

    Первобытные люди, также как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сёстры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение продвигалось медленно.

   

 Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества отдельных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно.

    Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

   

 Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш  далёкий предок, рассказывал о том, что видел пару уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, затем четыре и т. д.

   

 Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно умело окружить зверя. Чтобы расставить 2человека  у берлоги, а  3- за  ней, нужно уметь считать.

Специальные названия чисел имелись поначалу только для 1 и 2. Числа же больше 2 называли с помощью сложения: 3- это 1и2, 4 – это 2и2, 5 – это 2, ещё 2 и 1.

    Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение.

СТРАНИЦА 2.

«КРЫЛАТАЯ МАТЕМАТИКА»

1. Расставив слова и слоги по порядку, прочитай пословицы:

3                          1                      6                                   5

от                     семь                 раз                               один

          2                            7                                4

         раз                         от                           мерь

                       8

                    режь

Ответ: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2                      5                        4                         7

в                   не                       ле                        ин

          1                      3                         6

       один                 по                        во

      Ответ: Один в поле не воин.

     

 2. А знаете ли вы  крылатые выражения, в которых используются числа?

  • Одна нога тут, другая там.
  • Два сапога - пара.
  • Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
  • На все четыре стороны.
  • Семи пядей во лбу.
  • За тридевять земель.

СТРАНИЦА 3

ШУТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА.

Сюжеты «Такова жизнь….»

  • Ведущий: Действие происходит в классе. Перемена.

            Даша: Вы слыхали? Учитель поставил кляксу в журнал. На самую главную страницу! Я это сама видела.

           Артем: Вот бы на мою единицу!

           Денис: Вот бы на мою единицу! 

        Антон: Ой!... Только бы не на мою троечку!

         

  • (Звенит звонок.)

Ведущий: В класс входит учительница и обращается к новому ученику.

Учитель: Болтаешь на уроках?

Ученик: Нет.

Учитель: Списываешь?

Ученик: Да что вы?!

Учитель: Дерешься?

Ученик: Никогда!

Учитель: Да есть ли у тебя какие –нибудь недостатки?

Ученик: Вру много.

  • Учитель: Толя, ты подсказываешь Павлу! За подсказку два тебе поставлю!

             Толя: «Два»? Но я подсказывал и Кире! Может быть поставите «четыре»?

  • (Дети разыгрывают сценку Б.Заходера «Два и три».)

Автор: Пошёл Серёжа в первый класс,

С Сережей не шути!

Считать умеет он у нас

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос:

Вот как- то за столом отцу

Он задаёт вопрос…

Сережа: Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь, на пари,

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Автор: Считают вместе.

Сережа: Вот один, а вот и два. Смотри!

Один да два…

Автор: Закончил сын  

Сережа: Как раз и будет три!

Отец: Вот молодец!

Автор: Сказал отец.

Отец: И в самом деле, три!

И потому я два возьму.

А третий ты бери!

  • (Сценка «Кисель и домашнее задание»)

Я пил кисель из стакана

Кисель в меня лился –лился,

Вылился весь

И я вдруг в пустой стакан провалился.

Прибежал папа:

-Странно –странно,

Мальчик сидит на дне стакана.

Прибежала мама:

-Действительно, странно,

Чего это он забыл внутри стакана?

Прибежала бабушка:

-Дайте –ка погляжу

Ничего странного я здесь не нахожу.

Он ещё и не такому скоро научится.

Лишь с задачкой №19 не мучиться.

СТРАНИЦА 4.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА.

-Разгадайте ребусы и назовите новые слова:

Ведущий 1: Подумайте, что легче: 1кг ваты или 1кг железа!

Ведущий 2: Когда  журавль стоит на одной ноге, он весит 3кг. Сколько будет весить журавль на двух ногах?

Ведущий 1: Одно яйцо варится 10 минут, Сколько минут будет вариться пять яиц?

Ведущий 2: Один насос за 1 минуту выкачивает 1 тонну воды. За сколько минут  5 таких насосов выкачивают 5 тонн воды.

                   Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,

                   Надо,  прежде всего математику знать.

                   И на свете нет профессий,

                   Вы заметь-ка,

                   Где бы вам ни пригодилась

                   МА – ТЕ – МА – ТИ – КА!

  • На дереве сидели  4 голубя и 6 воробьёв, 5 птиц улетело. Улетел ли из них хоть один воробей?
  • В коробке умещается 10 красных бусинок  и 6 зелёных. Какие бусинки меньше – красные или зелёные?
  • Если Лена купит 1 конфету, то у неё останется 1рубль, а на 2 конфеты у неё не хватит 3 рубля. Сколько денег у Лены?
  • Мама старше дочери в три раза, а вместе им 48 лет. Сколько лет маме и сколько дочери?

Кроссворд «МАТЕМАТИКА»:

 

1. Знак действия вычитания (минус).

2. Число (самая нелюбимая отметка школьников) (два).

3. Число (самая любимая отметка) (пять).

4. Единица длины (метр).

5. Число, полученное в результате сложения (сумма).

6. Единица массы (грамм).

7. Число, часто используемое в русских народных сказках (три).

8. Прибор для измерения длины (линейка).

9. Единица времени, равная 100 годам (век).

10. Единица времени, равная 60 минутам (час).

СТРАНИЦА 5.

МАТЕМАТИКА В ПЕСНЕ.

 (Дети исполняют песню «Дважды два  -четыре»).

Ведущий 1. Вот и «перелистнули» мы последнюю страницу нашего устного журнала.

Ведущий 2. Весь наш класс постарался показать вам, какая она бывает разная – наша математика.  

начало

Тут везде идёт работа,
Все подсчитывают что –то,
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьёв.
Сколько пальцев на руках,
Сколько в садике скамеек.
Сколько в пятаке копеек.
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Раз, два, три, четыре, пять - всё могу пересчитать!

Ведущий 1. “Мир построен на силе чисел” - говорил Пифагор.

Ведущий 2. Сегодня мы с вами полистаем несколько математических страниц нашего устного журнала “Математика – царица наук!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал " Чудесная математика" ( 2 класс)

       Математика - светило  всех  земных  наук. Этот  материал  устного  журнала  "Чудесная  математика" (для  2  класса) ...

Устный журнал по истории

Читатели посещают библиотеку, чтобы получить информацию из книг, газет и журналов. Однако не все знают, что журналы бывают не только печатными, но и устными. Эта форма мероприятия принята во внеклассн...

Устный журнал для младших школьников об истории Крыма «МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»

Устный журнал для младших школьников об истории Крыма«МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»...

Внеклассное мероприятие по краеведению на тему:«История моей малой Родины» (Устный журнал)

Цель: Воспитание любви к родному краю, к малой родине.Задачи:1.Рассказать об истории возникновения родного села.2.Познакомить с историей села.3.Познакомить с достопримечательностями села «Л...

Устный журнал по математике «Что дала математика людям?»

laquo;Что дала математика людям? Что стало причиной её возникновения?»...

Устный журнал по математике «Системы счисления»

Устный журнал «Системы  счисления»...

Познавательное КТД Устный журнал "История одного храма"

Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозмож...