Конспект урока по математике в 1а классе «Сантиметр – единица измерения длины».
план-конспект урока по математике (1 класс)

Темнова Людмила Владимировна

Урок по УМК "Школа России". 1 урок в теме "Измерение длины" На уроке используются разные методы:

- словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

 - наглядные методы: наблюдение;

 -практические методы: поисковый, практическая работа в парах.

Дидактическая цель деятельности учителя: путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл santimetr.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.О. КОЛОМНА

Конспект урока по математике в 1а классе

«Сантиметр – единица измерения длины».

                                                                                                         

                                                                                                           Учитель начальных классов: Темнова Л.В.

                                                                                                               

Тема: «Сантиметр - единица  измерения длины».

УМК Школа России

Тип урока: открытие нового знания. Первый урок в теме «Измерение длины» 

Методы:

 - словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

 - наглядные методы: наблюдение;

 -практические методы: поисковый, практическая работа в парах.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.

Используемые технологии: технология деятельностного обучения, игровая, технология проблемно-диалогического обучения, личностно-ориентированное обучение,  ИКТ, здоровьесберегающая.

Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.

Дидактическая цель деятельности учителя: путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.


Ключевые слова: сантиметр, длина, мерка, линейка.

Задачи:       

Образовательные:   познакомить с единицей длины –  сантиметром;

    - научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки);

    - показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях.

Развивающие:

- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление;

 - развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно, делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной;

- прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные: учащиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, использовать линейку для измерения длин отрезков; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; 
познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие; научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;


регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;


коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в работе группы и пары; получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;


личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; формирование адекватной самооценки; личностной и социальной активности в достижении поставленной цели. 

Оборудование: карточки цифры от 1 до10,одинаковые карандаши и разные ластики по количеству учащихся , 1 комплект на парте – карточка с изображением двух отрезков на нелинованной бумаге, круги 3-х цветов заранее разложить на парты (чтобы разбить учащихся  на группы),сигнальные карточки,4 картинки героев сказки: мартышка, попугай, слон ,удав, индивидуальные доски с маркерами и салфеткой для устного счета, конверты с заданиями, мерка 1см на каждого ученика, коробочка 1 на парту, карточки-знаки исследовательской деятельности, презентация « Единицы измерения — сантиметр», документ — камера, указка, интерактивная доска, компьютер, учебник « Математика» 1 класс М.И Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, книга Г.Остера  «38 попугаев», конспект урока.

Ожидаемый результат:

- знать что такое сантиметр; уметь измерять отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;

- расширение знаний о величинах;

- повышение активности учащихся  на уроках;

- улучшение результатов обучения;

  1. - использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни.

- обогащение словарного запаса.

Этап

Деятельность учителя

1.Самоопределение  к деятельности

Цель:  создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения внутреннего состояния каждого; организовать самоопределение к учебной деятельности.

1 мин.

- Здравствуйте, ученики 1б класса. Я рада вас видеть.

    - На урок к нам пришли  гости, давайте их поприветствуем.

    - Сегодня Математика приглашает нас в свое царство. Всех, кто хочет узнавать новое, не боится трудностей. Я желаю вам успехов, а для того, чтобы урок нас  получился  познавательным и позитивным,  давайте произнесём наш девиз:

Мы умные,

Мы дружные,

Мы внимательные,

Мы старательные,

В 1А мы учимся,

Все у нас получится!

- Посмотрите, всё ли у вас  готово к уроку. Улыбнитесь друг другу. Удачи вам!

Мы отправимся в царство математики с героями сказок. Кто это? Веселая мартышка принесла  конверт. Посмотрим что в нем? А здесь задания для устного счета.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:  готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового; организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения

5 мин.

Задание Мартышки - устный счет

3 индивидуальных задания. Дифференциация по уровню сложности:

  1. расставь цифры в порядке убывания
  2. за доской состав числа7
  3. работа на компьютере  Слайд 2

Проверка

1)  сигнальная карточка (согласны или нет), чтение хором.

2) сигнальная карточка (согласны или нет),.

3) работа выводится на экран,

Устный счет «Молчанка»( ответы пишут на индивидуальных досках)

1. Предыдущее число для числа 7(6)

2. Последующее число для числа 4(5)

3.Соседи числа 8 (7 и 9)

4.Число, которое стоит между числами 3 и 5 (4)

5. Число, которое на 1 меньше, чем 2(1)

6. Число, которое на 2 больше 6 (8)

1ряд сосчитайте от 7 до 3

2 ряд от 2 до 6

3 ряд от 9 до 5

-Как вы думаете, Мартышка довольна нашей работой? Молодцы!

Посмотрите, ребята. Кто нас встречает в царстве математики? (удав). Он тоже принес задание. Хотите его выполнить?

Открываю и зачитываю задание. Удав предлагает нам взять карандаш, ластик и измерить ластиком длину карандаша.

(ластик-мерка, которой мы измерим длину карандаша)

-Что значит измерить? Слайд 3

-Сколько получилось?... Почему результаты разные? Карандаш ведь у всех одинаковый? ( ластики разные, мерка разная)

Вывод- мерки разные, поэтому  длина карандаша  получилась разная. Значит, нужна единая мерка длины.

-А кто догадался, из какой сказки наши герои? Кто еще был в сказке? (слоненок и попугай)

 -Кто автор сказок?  (Демонстрация книги  «38 попугаев». Г.Остера)

3. Целеполагание

(постановка проблемы, учебной задачи)

действий;

3 мин.

Вешаю картинку слоненка. Давайте отдохнем, проведем физкультминутку с нашими героями.

Физкультминутка

Вспомните сказку«38 попугаев».  

- Что захотел узнать удав? (длину)

-Какая длина удава у них получилась?(38 попугаев,5 мартышек,2 слоненка)
– Почему удав получился разной длины?

 - Слон, попугай и мартышка – это мерки, с помощью которых удав хотел измерить свою длину. Мерки разные-результат разный. Теперь  вы сами убедились, какая получается путаница, когда пользуются разными мерками длины.

-У героев сказки не было единой мерки и у нас ее нет. Проблема.

-А существуют ли мерки, измеряя которыми у всех будет получаться одинаковый результат?

Слайд 4 Сформулируем учебную задачу (мы хотим узнать единую мерку для измерения длины отрезка)

-Зачем нам это надо?(….. узнать длину нашего карандаша)

 -Где в жизни пригодится измерение отрезков?

-Люди каких профессий измеряют, отмеряют что-либо? (портниха снимает мерки, измеряя клиента, архитектор, строитель…)

4. Открытие детьми нового знания

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

7-8 мин.

-Какие способы (пути) решения проблем вы знаете? Подумать,  понаблюдать,  провести эксперимент,  спросить у друга, у взрослого, посмотреть в учебнике, книгах, в интернете  (Карточки на доску)

- Какой способ (путь) выберем мы?

попугай принес нам карточки, мерки и предлагает  нам поработать в паре

 Практическая работа в парах: маленькой заготовкой меркой измерить отрезки на нелинованной бумаге

- Возьмите карточку и  меркой измерьте отрезки (ответ: оранжевый отрезок -3 мерки, синий- 4 мерки)

-Результаты одинаковые. Подойдет мерка? (да)

-Ребята, я открою вам секрет, чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения длины. Прочитайте, как называется одна из единиц измерения длины(на доске открываю «сантиметр»).

Чтение хором. Сантиметр-это единица измерения длины. Слово длинное. Люди договорились записывать его коротко – см.

 - Переверните мерку. Что вы видите?(клетки) Сколько клеток в 1 см?(2)

-Таким способом вам удобно вам было пользоваться, измеряя отрезок? (нет)

-Для измерений небольших расстояний и предметов люди изобрели замечательный инструмент. Отгадав загадку попугая, мы узнаем инструмент для измерения отрезков.

           Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Измерить-ка сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? - … (линейка)

- Что такое линейка? ( инструмент для измерения..)

-Мы умеем ею пользоваться? (чертить, а измерять нет) Хотите научиться? Чтобы получить нужный результат, нужно уметь ею пользоваться.

Слайд 5  Мартышка и слон взяли одинаковые отрезки и стали их измерять линейкой. У слона получилось 5см, а у мартышки 4 см. Почему разная длина? (Слон неправильно приложил линейку)

-Давайте, чтобы не ошибаться выведем правило измерения отрезков линейкой (ответы детей)

Разбить на группы, выбрать капитана. Придумайте правило измерения отрезков линейкой.

1.Взять….(линейку) или 1.Приложить линейку так, чтобы …

2. Совместить один конец отрезка с цифрой …(0) на линейке

3. Другой конец покажет на число – это и есть ……. (длина) отрезка

Слайд 5 Мартышка приготовила для вас задания - определить длину отрезков

Физкультминутка «Сильный ветер ветки крутит..»

5. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений

Фронтальная работа

5мин.

Практический этап. Закрепление изученного.

- Знаем мы теперь, как измерить длину предмета?

-Давайте проверим.

1. Измерим наш карандаш (8см)

2.Работа с учебником.

1) измерение отрезков

2) На полях отвертка и болт. Попробуем сами измерить с помощью линейки изображенные  предметы.

Мальчики - определяет длину отвертки, девочки – длину болта.

- Чему равна длина отвёртки (6 см), болта (3 см)?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самоанализ и самоконтроль.

4 мин.

Задание слоненка. Самостоятельная работа в рабочей тетради стр. 24. Инструктаж, время каждые 10 сек. – зайчики. Будут убегать. Следите за временем.

1) Запиши длину каждого отрезка.(использ. ВИП камера-моя тетрадь!)

2) С помощью линейки измерь на рисунке и запиши длину карандаша и длину счётной палочки? (использ. ВИП камера -моя тетрадь!)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение групповая работа

7 мин

Задание попугая. Разбейтесь на группы (команда синих, оранжевых, фиолетовых). Выберете капитана.

1 уровень: с диска приложения из темы «Прямая линия. Кривая. Луч. Отрезок. «Задание №1(помети ломаные линии в левую рамку, а остальные в правую-7 линий) или 1карточка счет цепочкой

2 уровень: у  вас нет линейки, зато отрезок на листке в клетку. Как не имея линейки узнать длину отрезка?

3 уровень: карточка и изображением змеи (кривая). Как измерить длину удава используя нитку?

или Задача: мартышка, удав и попугай  бросали на дальность орех. Кто бросил дальше всех, если мартышка бросила дальше удава, а попугай ближе удава?

8. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности

2 мин.

Вы сегодня потрудились на славу. Молодцы!

- С какой мерой длины вы познакомились? (1см)

-Каким инструментом пользовались? (линейкой)

- Кто испытывал затруднении? При выполнении каких заданий?

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Покажите сигнальной карточкой.

 Слайд 5 Молодцы!

Герои мультфильма благодарят вас за работу и дают вам в подарок карточки-памятки «Старинные меры длины». Рассмотрите их с родителями. Спросите у  родителей  какими мерами длины в старину пользовались люди других стран.

Для №7 -------------- карточка счет цепочкой или ручка, карточка отрезок на листке в клетку, нитка, текст логической задачи

3 уровень: Развитие логического мышления (измеряй и вычисляй) мартышка, удав и попугай  играли в игру. Бросали на дальность орех. Кто бросил дальше всех. Если мартышка бросила дальше удава, а попугай ближе удава. Кто кинул дальше всех?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины".

УМК "Школа 2100". Автор учебника: И.И.Аргинская. Тема: «Сантиметр - единица  измерения длины»....

Урок математики в первом классе. Тема "Сантиметр - единица измерения длины"

Знать единицу измерения длины – сантиметр; пользоваться линейкой для построения, измерения отрезков заданной длины, записывать результаты проведенных измерений....

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины.

Тип урока: открытие нового знания. Задачи:      Образовательные:- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными...

План-конспект урока математики во 2 классе. Тема: "Единица измерения длины:дециметр".

Данный материал представляет собой план-конспект урока математики во 2 классе "Единица измерения длины:дециметр". Это урок-знакомство с новым материалом....

Технологическая карта урока по математике в 1 классе "Сантиметр – единица измерения длины"

Данный урок по типу относится к изучению нового материала. Это урок формирует первоначальные представления о единице длины – сантиметр и способствует развитию практических навыков в реальных жиз...

Конспект урока по математике для 4 класса. Тема: "Единицы площади"

Конспект  урока может приготиться при изучении темы: "Единицы площади"  в 4 классе. Использование данного материяла на уроке способствует развитию умений составлять алгоритм письме...