Конспект урока по математике "Проверка деления с остатком" (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Конспект урока по математике "Проверка деления с остатком" (3 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 3        

УМК: «Школа России»

Тема: Проверка деления с остатком

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: беседа

Цель: формирование знаний о проверке деления с остатком

Задачи:

Образовательная:

-Выполнить проверку деления с остатком

Развивающая:         

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ, синтез, сравнение;

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

Воспитательная:

- Воспитывать познавательный интерес к математике на основе выполнения логических заданий;

- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;

Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал.        

Планируемые результаты:

Предметные:

П-1. Выполнять проверку деления с остатком

П-2.Выполнять деление с остатком

П-3. Решать текстовые задачи арифметическим способом

П-4.Читать выражение по-разному, называя компоненты деления и умножения

П-5. Применять способ подбора

П-6. Сравнивать остаток с делителем

Метапредметные:

Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;

Р-3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

Р-4. Оценивать свою деятельность на уроке, давать самооценку.

Коммуникативные:

К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

К-2.Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку;

К-3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

К-4. Уметь отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;

Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:        

Л-1. Формируется умение использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;

Л-2. Формируется умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

Л-3. Формируется умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Л-4: Формируется умение осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий.

№ этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, тетрадь, дневник. Присаживайтесь.

-Проверяют готовность к уроку. Приветствуют друг друга.

Р-1,

К-1

2.Мотивационный этап

-Чтобы настроиться на учебную деятельность, давайте сыграем в игру «Эхо». Ребята, а что такое «эхо»?

-Верно. Я буду говорить предложение, а вы повторяете его за мной. (Слайд)

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

-А теперь давайте произнесем эти строчки все вместе хором.

-Поднимите  руки те, кто пришел в школу с хорошим настроением.

-Пожмите друг другу руки, если вы готовы к сотрудничеству.

-Ребята, вы готовы трудиться на уроке и получать новые знания?

-Эхо – повторение (отражение) звуков, слов.

-Повторяют предложения за учителем.

-Произносят строчки все вместе, хором.

-Поднимают руки, кто пришел с хорошим настроением.

-Пожимают друг другу руки.

-Да. Готовы.

К-1,3,4,

Л-3

3.Актуализация знаний

-Выполним первое задание. На доске записано число. (На доске число 45). Прочитайте его. Охарактеризуйте это число.

-Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. 

-Сколько единиц в этом числе? Сколько десятков?

-Назовите предыдущее и последующее число.

-Составьте из этих цифр самое большое число.

-Молодцы! Давайте выполним следующее задание, оно представлено на слайде. Вам нужно заполнить таблицу недостающими числами

 На слайде:

а

72

72

72

70

b

2

3

4

5

8

а : b

18

12

7

72

1

-Как называются числа при делении? 

-Ребята, как найти делимое?

-Как найти делитель?

-Верно. Какое число надо вставить в первом столбике? Во втором?

-Какое число надо вставить в третьем столбике? Как его найти?

-Какое число получилось в четвертом столбике? Как его нашли?

-Какое число будет в пятом столбике?

-Какое число надо вставить в шестом столбике? Как его найти?

-Какое число получилось в последнем столбике?

-Молодцы!

-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

-Ребята, посмотрите на слайд. (На слайде: 25:3 = 7 (ост. 4), 58:9 = 7 (ост. 5). Один ученик решил примеры на деление и допустил в ответах ошибки.

Устно решите примеры и найдите ошибки. Какие шибки допустил ученик? (учитель спрашивает нескольких учеников)

-Чтобы не допускать ошибок и не сомневаться в правильности решения примеров, надо выполнять одно важное действие. А как оно называется, вы узнаете, выполнив задание. У вас на партах лежат карточки. Рассмотрите примеры. Что в них общего?

-Работаете в парах. Вам нужно решить примеры устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово. 

Задание на карточке:

У

49:8

О

66:9

Р

75:8

П

19:4

С

26:6

К

35:4

Э

55:6

В

59:8

И

43:6

Р

45:7

Е

38:5

А

84:9

-Какое слово получилось?

-Правильно.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Сорок пять. Это число нечетное, двухзначное.

45=40+5

-5 ед., 4 дес.

-Предыдущее- 44, последующее- 46

-Самое большое- 54

-Делимое, делитель, частное

-Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель

-Чтобы найти делить, надо делимое разделить на частное.

- 36, 24

-72. Нужно 18 умножить на 4

-60. 12*5=60

-56.

-1. 72:72=1

-70.

-Деление с остатком

-Выполняют задание.  25:3=8 (ост.1), 58:9=6 (ост.4)

-Слушают учителя. Все примеры на деление с остатком.

-Выполняют в паре задание на карточке

-Проверка

-Выполнять проверку деления с остатком

П-2,5,

Р-2,3,

К-1,2,3,4,

Позн- 1,2,3,

Л-1,2,4

4.Первичное восприятие нового материала

-Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

-Запишите в тетради пример 85:15. Прочитайте это выражение по - разному. Решите его самостоятельно. (Слайд) Кто решит пример на доске? (Учитель спрашивает одного ученика)

-У всех получилось такое решение?  Кто не согласен?

-Ребята, что вы знаете про остаток?

-Значит, в чем нам надо сначала убедиться?

-Правильно, это и будет первым этапом проверки. Сравните остаток с делителем.  (Слайд)

-Чтобы выполнить следующий этап проверки, нужно вспомнить правило взаимосвязи компонентов деления и умножения. Как найти делимое?

-Верно. Это второй этап проверки. (Слайд) Какое выражение получим?

-Назовите значение выражения.

-Ребята, что у нас еще осталось?

-Как вы думаете, что мы будем с ним делать?

-Правильно. Это третий этап проверки (Слайд)

-Какое выражение получим.

-Назовите значение выражения.

-Если мы в ответе получили наше делимое, то какой вывод можно сделать?

-Ребята, еще раз посмотрите на алгоритм проверки деления с остатком. Его нужно запомнить.

-Запишите в тетради пример 19:20. Кто решит его на доске? (Учитель спрашивает одного ученика)

-У всех получилось такое решение? Кто не согласен?

-Выполним проверку деления с остатком. Что нам нужно сделать сначала?

-Правильно, сравните остаток с делителем.

-Какой второй этап? Что для этого нужно сделать? Какое правило применяем?

-Запишите выражение, которое получим.

-Какое значение выражения получим?

-Что дальше нужно сделать?

-Какое выражение получится?

-Назовите значение выражения.

-Какой сделаем вывод?

-Давайте отдохнем и проведем физминутку.

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Присаживайте. Продолжаем работу.

-Откройте учебник на стр. 32. Прочитайте задание №1. (Учитель спрашивает одного ученика)

-Первый ряд решает примеры первого столбика. Второй ряд -  примеры второго столбика. Третий ряд – примеры третьего столбика. Кто решит примеры на доске? (Учитель вызывает к доске по одному ученику с каждого ряда). Приступаем к выполнению задания.

-Кто выполнил задание, садится правильно.

-Проверяем решение примеров. (Имя ученика) правильно решил (а) примеры? У кого получилось другое решение? Он (а) правильно выполнила проверку деления с остатком? (Учитель проводит беседу по каждому решению учеников у доски)

-Записывают число, классная работа в тетради

-Записывают пример. Читают выражение: делимое-85, делитель-15, найти частное; найти частное чисел 85 и 15; 85 разделить на 15; 85 уменьшить в 15 раз. Решают его. Один ученик решает пример на доске.

-При необходимости ученики корректирую решение ученика у доски, исправляют ошибки. 85:15= 5 (ост.10)

-Остаток должен быть меньше делителя.

-Что остаток меньше делителя

-10<15. Остаток меньше делителя.

-Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.

-15*5

-75

-Остаток

-Прибавлять

-75+10

-85

-Пример решен правильно

-Решают пример в тетради, один ученик на доске.

-При необходимости ученики корректирую решение ученика у доски, исправляют ошибки. 19:20=0 (ост.19)

-Сравнить остаток с делителем.

-19<20. Остаток меньше делителя.

-Нужно найти делимое. Нужно делитель умножить на частное. Правило взаимосвязи компонентов деления и умножения.

-20*0

-0

-Прибавить остаток к полученному значению выражения.

-0+19

-19

-В ответе получили делимое – 19. Значит, пример решен правильно.

-Повторяют движения за учителем.

-Садятся на свои места.

-Открывают учебник, читают задание. Один ученик читает вслух.

-Выполняют задание №1 по рядам.

-Проверяю решение примеров учениками у доски, проверку деления с остатком. При необходимости дополняют, корректирую решение.

П-1,2,4, 5,6,

Р-2,

К-1,2,3,4,

Позн-1,2,3,

Л-1,2,3, 4

5. Закрепление новых знаний и способов

деятельности

-Посмотрите, на слайде записана задача. Прочитайте ее самостоятельно.

На слайде:

Было 45 свечей. В один подсвечник помещается  по 6 свечей. Сколько потребуется подсвечников и сколько останется свечей?

-Кто прочитает условие задачи? (учитель спрашивает одного ученика)

-Кто прочитает вопрос задачи? (учитель спрашивает одного ученика)

-О чем говорится в задаче?

-Сколько было свечей?

-По сколько свечей помещается в один подсвечник?

-Как узнать, сколько потребуется подсвечников? Каким действием мы это найдем?

-Назовите выражение.

-Как узнать, сколько осталось свечей?

-Теперь мы сможем ответить на главный вопрос задачи?

-Самостоятельно запишите в тетради решение задачи и ответ. Кто решит задачу на доске? (Учитель спрашивает одного ученика)

-Ребята, а теперь сыграем в игру «Кто быстрее». Прочитаете в учебнике на стр.32 №6. (учитель спрашивает одного ученика)

-Что такое периметр?

-Как быстрее вычислить периметр?

-Итак, приступаем к выполнению задания. Не забывайте, что стороны нужно измерить в миллиметрах. Кто выполнит задание первым, поднимает руку.

-Проверим, правильно ли вы нашли периметры фигур. Какой периметр имеет квадрат? Как нашел периметр? Ребята, все согласны? (Учитель спрашивает ученика, который первым поднял руку, остальные дополняют или исправляют отвечающего)

-Какой периметр у треугольника? У всех получился такой периметр треугольника?

- Как называется последняя фигура? Скольки равен ее периметр? У кого другой ответ?

(Если ученик правильно выполнил задание, то учитель ставит ему отметку)

-Самостоятельно читают задачу

- Было 45 свечей. В один подсвечник помещается  по 6 свечей.

- Сколько потребуется подсвечников и сколько останется свечей?

-О свечах и подсвечниках.

-45

-По 6 свечей

-Нужно количество всех свечей разделить на количество свечей, которое помещается в один подсвечник. Действием деления.

-45:6

-Найти остаток при делении

-Да

-Записывают решение в тетради. Один ученик работает на доске.

-Читают задание в учебнике. Один ученик читает вслух.

-Сумма длин всех сторон.

-Действие сложения заменить умножением.

-Решают задание.

-Отвечает ученик, который первым поднял руку, остальные дополняют, исправляют ошибки отвечающего. Ответы ученика.

-Ответ ученика.

-Шестиугольник. Ответ ученика.

П-2,3,5,

Р-2,

К-1,2,3,4,

Позн-1,2,

Л-1,2,4

6.Подведение итогов

-Ребята, чему вы учились сегодня на уроке?

-Как выполнить проверку деления с остатком?

-Молодцы!

-Откройте дневник и запишите домашнее задание. В учебнике на стр.32 нужно выполнить №5 (Домашнее задание записано на доске)

-Выполнить проверку деления с остатком

-Сравнить остаток с делителем, умножить делитель на частное и прибавить к результату остаток.

-Записывают домашнее задание в дневник.

К-1,3,4,

Позн-1,

Л-2

7.Рефлексия

-Ребята, вам понравился урок?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-А какое задание показалось сложнее других?

-Посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке.

Предложения на слайде:

Мне было интересно…

Сегодня я узнал…

Я сегодня понял…

У меня получилось…

Мне захотелось…

Мне было неинтересно…

Мне было трудно…

У меня не получилось…

Я не понял…

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

-Ответы детей.

-Ответы детей.

-Оценивают свою деятельность на уроке. Используя начало предложения, рассказывают о своих впечатлениях об этом уроке.

Р-4,

К-1,3,

Л-2,3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!

Слайд 2

а 72 72 72 70 b 2 3 4 5 8 а : b 18 12 7 72 1

Слайд 3

а 72 72 72 70 b 2 3 4 5 8 а : b 18 12 7 72 1 36 24 72 60 56 1 70

Слайд 4

25:3 = 7 (ост. 4) 58:9 = 7 (ост. 5)

Слайд 5

85:15 =5 (ост.10) 1. Сравнить делитель и остаток (остаток меньше делителя) 10 <15 2 . Делитель умножить на частное 15*5= 75 3. К полученному результату прибавить остаток 75+10=85

Слайд 6

Было 45 свечей. В один подсвечник помещается по 6 свечей. Сколько потребуется подсвечников и сколько останется свечей?

Слайд 7

Мне было интересно… Сегодня я узнал… Я сегодня понял… У меня получилось… Мне захотелось… Мне было неинтересно… Мне было трудно… У меня не получилось… Я не понял…