«Урок-сказка» по предмету математика. 2 класс.
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок проводится в нетрадиционной форме : урок-сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_-skazka_boldyreva_e.g.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока нетрадиционной формы «Урок-сказка» по предмету математика. 2 класс.

Аннотация урока

Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-сказка). Использование данного метода делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по закреплению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции детей.

Тема: «Умножение. Закрепление».

Образовательная система: «Школа России»
Составитель: Болдырева Елена Геннадьевна

Класс: 2.

Вид: закрепление ранее полученных знаний.

Тип урока: урок-закрепление.

Формы организации: фронтальная, групповая.

Материалы и оборудование:

учебник «Математика. 2 класс»,

сказка «Петушок и бобовое зернышко»,

иллюстрации героев сказки «Петушок и бобовое зернышко»,

оформление доски в соответствии с сюжетом сказки «Петушок и бобовое зернышко»,

проектор,

презентация к уроку с таблицей множителей,

карточки с цифрами и буквами.

Цель – создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Умножение».

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к сказкам своего народа.
  2. Воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т.е. воспитание умения помогать тем, кто нуждается.
  3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Закрепить навыки названия компонентов и результата умножения.
  6. Уметь решать задачи на нахождение произведения.
  7. Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений.
  8. Развивать умение анализа, синтеза, обобщения.
  9. Развивать внимание учащихся.
  10. Развивать математическую речь.
  11. Закрепить навык умножения.
  12. Закрепить умения составлять и решать задачи.
  13. Повторение навыка вычисления числовых выражений в пределах 100 с проверкой.
  14. Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 при решении числовых выражений и задач.

Формирование УУД

ПознавательныеУУД:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на нахождение произведения по приведенному примеру,  выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, умение строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:  работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли, проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: контролировать работу свою и своего товарища,  планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке,  воспитывать  умение преодолевать трудности, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  1. Желание читать сказки своего народа;
  2. Умение оказывать помощь ближнему;
  3. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  4. Умение находить выходы из спорных ситуаций.

1. Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;

2. Умение концентрировать внимание на различных объектах урока;

3. Умение правильно составлять высказывания.

1. Умение считать в пределах 100;

2. Умение составлять и решать задачи изученных видов;

3. Знание приёмов сложения и вычитания десятков и единиц;

4. Умение выполнять умножение.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

УУД, формирующиеся на данном этапе

Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний

Включение в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа

Физминутка.

Самостоятельная работа

Рефлексия учебной деятельности

Начинается урок.

Мы в сказку за наукой

Сейчас пойдем,

Смекалку и умения

С собой возьмём!

Несушка зёрна собирала,

По три зернышка таскала,

Принесла уже шесть раз.

Каков курочки запас?

(семь, девять, десять)

- Сегодня на уроке мы будем вспоминать одну очень известную сказку. В ней речь идет об одном зернышке. А главного героя вы узнаете, выполнив задание.

- Перед вами таблица множителей. Нужно выполнить умножение и назвать каждый компонент действия Умножение.

Множитель

1

3

3

3

3

3

4

Множитель

2

2

7

3

4

5

2

Произведение

- Какие числа у вас получились?

4, 6, 8, 9, 12, 15,21.

 - Полученные числа расположите в порядке возрастания.

2 – п, 6 – е, 8 – т, 9 – у, 12 – ш, 15 – о, 21– к.

Переверните карточки, и прочитайте имя главного героя (Петушок).

- Как же называется сказка о зернышке и петушке? Я помогу вам: речь идет о бобовом зернышке («Сказка о петушке и бобовом зернышке»).

Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто написал? (русский народ)

Вспомним сказку: жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелится. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

- Помоги мне выполнить задание, а я тебе скажу, как маслице получить. Давайте поможем курочке справиться с заданием.

задание

В каждом столбике найди значение второго выражения, используя значение первого.

9*2=18        2*6=12       7*4=28

9*3=            2*7=            7*5=  

Вспомним названия компонентов действия умножения (первый множитель, второй множитель, произведение).

Прочитаем выражения.

Найдем значение выражений. Первый ряд находит значение первого выражения, второй ряд – второго выражения, третий ряд – третьего выражения.

Запишите число и классная работа.

- Помогли мы курочке и ответили хозяйке, а та и говорит:

-    Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Побежала курочка к корове, а мы с вами немного разомнёмся на физминутке.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты

(Потягивания-руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания-руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Просит ее коровушка:

- Помоги мне, курочка, и я скажу тебе, что нужно тебе сделать будет. Хозяйка наказала мне: придумать задачу по произведению, а я справиться не могу. Как решим ее, да хозяину расскажем, так и принесет он мне свежей травы и дам я тебе молока. А произведение мне дали такое:

6*3= 18 (л).

Подумала курочка и спросила:

- А сколько раз в день хозяйка тебя доит?

Коровушка ответила:

- Три.

- Ребята, давайте поможем курочке составить условие задачи по ее решению.

Помогла курочка коровушке составить задачу, побежала к хозяину за свежей травой. А он косит траву на лугу, поделенном на квадраты. Смотрит на них и никак не поймет, сколько же ему квадратов косить придётся? Послушал он курочку и сказал:

- Объясни мне, курочка, как узнать, на сколько клеток поделен прямоугольник. И с какой стороны начинать считать? А я дам тебе свежей травы. Вот мой прямоугольник.

  1.  6+6+6=

 6*3=

  1.   3+3+3+3+3+3=

3*6=

- Ребята, поможем курочке и хозяину вычислить выражения и посчитать на сколько клеток разбит прямоугольник.

Решаем задание по вариантам. Первый будет вычислять значение первым способом, второй – вторым способом. Потом вы проверите друг друга. Расскажите, чем похожи и чем различаются полученные произведения.

Помогла курочка, с вашей помощью, ребята, хозяину. Вычислила выражения и сказал ей хозяин:

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

А кузнец стоит и грустит: - Не могу я, курочка, тебе помочь в этом. Задание у меня трудное: узнать мне надо значение выражений и проверить, правильно ли я посчитал.

 А как делать это – не знаю!

- Ребята, поможем кузнецу вычислить значения выражений с проверкой!

65-13            94-21

38+6             47+28

- Вы нашли значение выражений, выполнили проверку, помогли кузнецу и курочке. А они смогли помочь петушку. А что было дальше, мы сейчас узнаем.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

— Ку-ка-реку!          

А вам за помощь спасибо. Хорошо закончилась наша сказка, мы помогли спасти петушка, и справились со всеми заданиями.

- Молодцы, ребята!  У какого героя было самое непростое задание?

- У какого героя было самое интересное задание?

- Все ли задания и решения были вам понятны?

 Поднимите карточки, чтобы показать, насколько вам был понятен материал.

Ребята, какое математическое действие мы активно использовали на уроке? (Ответы детей) 

Сел петух до зари

На высокий шест:

-Кукареку!.. Дважды три ,

Дважды три – шесть!

Вот и петушок знает умножение!

-Правильно, ребята, это- умножение!

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать все целый час. Умножения таблица

Всем нам в жизни пригодится.

И недаром названа

УМНОжением она!

- А почему же случилась такая беда с петушком? (Ответы детей)

- Правильно, он торопился и подавился зернышком. А правило поведения за столом мы знаем: Не торопись во время приема пищи, ешь спокойно и аккуратно!

Спасибо, что вы дружно помогали друг другу и героям сказки!

Выполняют задания на устный счет.

Читают выражения с названиями компонентов действий.

Называют полученные числа.

Дети отгадывают слово (петушок).

Поможем.

Учащиеся выполняют задание по рядам (каждый ряд одно выражение).

Дети называют компоненты вычислений и находят значение выражений.

записывают число, классная работа, пишут выражения и ответы в тетради.

Физминутка.

Дети помогают курочке и коровушке и составляют задачу по ее решению. Записывают в тетрадь краткую запись и решение (Хозяйка доит корову 3 раза в день, корова за один раз дает 6 л молока. Сколько литров молока в день дает корова?).

Дети выполняют задания по вариантам со взаимопроверкой (первый вариант решает первый пример, второй – второй пример) и вычисляют значение произведений.  Объясняют, чем похожи и чем различаются полученные произведения.

Два ученика производят вычисления у доски, остальные решают задания самостоятельно в тетрадях. Проверка ответов.

Дети делятся впечатлениями об уроке и оценивают свою работу цветными карточками (зеленый, желтый, красный)

Организационный момент, сообщение темы урока.

Повторение и закрепление действия умножения.

Повторение навыка упорядочивания цифр в порядке возрастания.

Повторение и закрепление действия умножения.

Работа в группах

Закрепление умения анализировать решение и составлять условие задачи.

Повторение и закрепление действия умножения.

Работа в группах

Закрепление навыка счета в пределах 100.

Закрепление навыка сложения и вычитания.

Работа учеников у доски.

Подведение итогов урока.

Познавательные УУД:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на нахождение произведения по приведенному примеру,  выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, умение строить логические цепи рассуждений..

Коммуникативные УУД:  работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли, проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: контролировать работу свою и своего товарища,  планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке,  воспитывать  умение преодолевать трудности, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Вид  презентации для счета.

Множитель

1

3

3

3

3

3

4

Множитель

2

2

7

3

4

5

2

Произведение

Карточки для учеников.

2 – п, 6 – е, 8 – т, 9 – у, 12 – ш, 15 – о, 21– к.

Проверка:

2

6

8

9

12

15

21

п

е

т

у

ш

о

к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Предмет Математика Класс 1 Автор УМК « Школа России» М.И. Моро Тема урока «Решение задач».

Предмет  МатематикаКласс 1Автор УМК « Школа России»  М.И. МороТема урока «Решение задач»....

Конспект открытого урока Урок- сказка в стихах по математике. "Закрепление. Решение задач"

На уроке идет закрепление изученного материала, по решению задач, умение составлять равенства, схемы к рисункам, работа с интерактивной доской. Развитие УУД....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Предмет: математика Класс: 1 Тема урока: Равенство. Неравенство.

Сформировать знания о терминах «равенство», «неравенство», а также умения сравнивать числа и числовые выражения....