Технологическая карта урока по математике 3 класс Тема: "Деление с остатком"
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Хертек Долаана Александровна

Цель: Обучить алгоритм выполнения деления с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ug_urok.docx206.47 КБ

Предварительный просмотр:

http://qrcoder.ru/code/?%C0%EB%E3%EE%F0%E8%F2%EC+%E4%E5%EB%E5%ED%E8%FF+%F1+%EE%F1%F2%E0%F2%EA%EE%EC&4&0

Пояснительная записка

Данный урок  математики  с элементами финансовой грамотности проводился в 3 классе, в первой четверти.Урок разработан в соответствии с авторской Программой М.И.Моро «Математика» (УМК Школа России»).По учебному плану на освоение программы по математикев 3 классе отводится 4 часа в неделю. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками раздела «Числ а от 1 до 100. Сложение и вычитание». Материал урока подобран с учетом  возрастных, психологических особенностей  детей. Основной  задачей урока  является знакомство учащихся с задачами нового вида. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности, применение словесных, наглядных, практических методов обучения способствует достижению образовательной цели урока, стимулирует познавательные интересы учащихся.

Материал урока способствует формированию функциональной грамотности, т.е. пониманию необходимости математических знаний  для учения и повседневной жизни, потребности и умению применять математику в повседневных, житейских ситуациях (например, рассчитывать стоимость,цену, количество и т.д.), находить, анализировать математическую информацию об объектах  окружающей действительности. Данный урок связан с занятиями по финансовой грамотности. Ключевое  связующее звено всех этапов урока это то, что ребята являются сотрудниками банка. В ходе игры удалось повторить понятия : денежная  единица, номинал, купюра, доход, прибыль, ценные бумаги. Сформированы предпосылки к бережному обращению с деньгами. Все приемы и методы, использованные на уроке, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение  знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

                                                                              

 

Технологическая карта урока, 3 класс,УМК «Школа России»

Предмет

Математика.

Тема

Деление с остатком.

Тип урока

Урок повторение  и систематизация

Цель

Обучить алгоритм выполнения деления с остатком и научить применять полученные знания на практике. 

Задачи

1.Создать условия для формирования у учащихся умений осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,

2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их познавательную деятельность.

 3.Формировать умения работать с информацией: читать, анализировать, структурировать, делать выводы

Планируемые результаты

Предметные

 

Метапредметные

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

Повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.

Познавательные:

  • уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями;
  • уметь анализировать задачу;
  • развивать интеллектуальных способностей

Регулятивные:

  • вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствии с заданием;

Коммуникативные:

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • уметь работать в паре.

Формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.

формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе; способствовать самоопределению  при выборе профессии, т.е. ранняя профориентация

Оборудование

Раздаточный материал в конвертах, «сберики», карточки с буквами и числами, конверты, хранилища из бумаги

Часы, 7 новых тетрадей, 3 ручек, магнитики, колонка Маруся, коробки для сбериков

Этап и время

Деятельность

обучающихся

Деятельность

педагога

Показатели критериев

1Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на урок (3мин)

Задачи: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Создать благоприятный  психологический настрой на работу.

Имеют желание учиться, правильно идентифицировать себя с позицией школьника

 

 

 

 

Упражнение «Я хочу видеть вас…»

-Кто пришел сегодня с хорошим настроением – помашите рукой.

-Кто сейчас меня слышит- кивните головой.

- кто видит меня, подморгните глазом.

-Кто самый веселый –всем улыбнитесь.

- Кто вежливый –другу слегка поклонитесь.

-Сегодня на уроке я хочу вас видеть веселыми, творческими, умными

   (Сядут девочки, сядут мальчики)

 

   2.2. создает на занятии мотивирующую и доброжелательную образовательную среду

2.Актуализация опорных знаний (7мин)

Задача: Формирование вычислительных умений и навыков.

Работа в парах

Физминутка для глаз

Задача: Сменить вид деятельности , отдохнул. Создает условия для выполнения гимнастики для глаз «Айкер»

2 мин

 

Понимают значение знаний для дальнейшего  успешного обучения

 

Устно дети решают, предложенные  задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-СБЕРБАНК.

 

-Мы сотрудники Сбербанка.

Логотип, галстуки, беджики

 Фото сбербанка

 

 

 

 

 

 

 

-Денежная единица России –это рубль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молоко стоит 40руб.

-Хлеб стоит 48 руб

-Сколько стоят эти продукты. К 40+48.

-100-88=12

-Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Вы будете сотрудниками учреждения. А какого именно, узнаете, решив задачи. А в этом вам помогут ваши навыки устного счета. (Карточки с ответами выставляются на доску)

Проведем «Блиц-турнир», каждый ряд решает предложенные задачи.

Работаем в паре. ПРАВИЛО РАБОТЫ В ПАРЕ

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы.

 1 группа

  • Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека (8х5=40)
  • Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

(54:9)=6

  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12х3=36)

2 группа

  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число (5х10=50)
  • Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будет стоить 2 таких тетрадей? (23х2=46)
  • Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40:5=8)

3 группа

  • У рыбы с усами 3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки. (3х7=21)
  • Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50:10=5)

(Приложение 1)

 На обратной стороне БУКВЫ СБЕРБАНК

40  6  36  50 46 8  21  5  66

С    Б   Е    Р   Б     А   Н   К

 Перевернем карточки. Прочитаем полученное слово.

-Сотрудниками какого учреждения вы становитесь на данном уроке?

История Сбербанка.

C:\Users\1\Downloads\slide-2.jpg

(на видео Лариса)

Сбербанк-финансовая организация, которая выполняет    различные операции с деньгами, оказывает услуги организациям и людям, зарабатывает деньги, чтобы у банка была прибыль.

Вы –сотрудники банка. Я –управляющий. Наша задача- заработать для банка деньги, т.е. принести прибыль банку. Заработать   их можно, выполняя различные задания. На  уроках ОМ мы получаем знания финансовой грамотности, вы узнали, что у каждой страны своя денежная единица.

-Как называется денежная единица  России?

-Денежная единица  нашего банка- сберик. Сберики разного номинала(показать) За успешно выполненное задание будете получать сберики. Работать будут 3 отдела. Заработанное будет храниться в хранилищах.

Гимнастика для глаз.

Каллиграфическая минутка

- Откройте рабочие журналы, тетради. Все сотрудники будут вести журналы учета. Запишите число, «Классная работа»

14 февраля.

  -Чтобы войти в банковскую систему, необходимо определить кодовое число.

-Каждому из нас в повседневной жизни ежедневно приходится решать какие-либо финансовые  задачи. Предлагаю решить одну из них. Внимание на экран. СЛАЙД

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет молока и батон хлеба купюрой в 100 рублей?

40+48=88   100-88=12

-Сколько стоит пакет молока?

-Сколько стоит батон хлеба?

-Что необходимо узнать сначала?

(ПРОВЕСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ)

-Как узнать, сколько  сдачи получил покупатель? (остаток)

-Мы нашли кодовое число -12. Если переставить цифры, то какое число получится, 12 21.

 Запишем его в тетради. Выполним минутку чистописания

Заработали стартовый капитал по 20 сбериков, помещаем их в хранилища.

-Мы в системе банка.

Вывод:  сегодня продолжаете работать с различными случаями деления и узнаете что-то новое по этой теме. 

   3.1.  Стимулирует познавательный интерес, творческую и исследовательскую активность обучающихся.

   1.3.  использует межпредметные и внутрикурсовые связи (финансовая грамотность)

2.5. реализует здоровьесберегающие подходы, использует приемы снятия психофизиологического напряжения и органическую смену видов учебной деятельности.

  5.1. использует эффективные педагогические подходы для достижения личных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

3. Самоопределение к деятельности (3 мин) Задача: раскрыть предметный смысл деления с остатком, научить алгоритм деления числа с остатком и сформировать практические навыки деления.

Учатся, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему

 

 

 

-Научиться решать задачи нового вида.

 

-Решение задач.

 

-Начнем работу с математической планерки для того, чтобы спланировать наши дальнейшие действия. В математике существует множество видов числовых выражений. Некоторые виды  мы сегодня про решали в начале урока. Можете ли вы утверждать, что вы умеете решать все виды  этих числовых выражений?

Ребята, на каждом уроке, вы стараетесь сделать для себя открытие, поучить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. А для этого ы с вами проведем эксперимент.

Эксперимент:

-Предлагаю такую ситуацию, у меня лежит стопка из 7 тетрадей, я его отдаю Диме и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

-Попробуем.

Разделили?

-Делаем вывод.

Сколько получит каждый? (по 3)

-Все ли тетради разделили? (нет)

-Почему оставшаяся тетрадь никому не досталось? (потому что делили поровну)

-Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (Остаток)

Давайте запишем это выражение.

- Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 7:2=3 (ост.1)

(учитель проговаривает)

-Сколько разделили без остатка? (6) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу х)

-Так сколько раз по 2 содержится в 7? (3 ост.1)

-Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

-Так какая тема урока? (Деление с остатком)

-умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)

Определим цель:

Повторяем выполнять действия деление с остатком.

Вопросы:

Как разделить число с остатком? (Найти ближайшее наиболее число, которое разделится без остатка)

Как найти…? (Из числа вычесть разделившееся)

   7           :         2       =      3                (ост.1)

Делимое : делитель = неполное частное (остаток)

      7     =    2           х         3            +                 1  

 2>1

   Предположим гипотезу урока:

  -остаток должен быть меньше делителя.

-как в думаете, что нам поможет? (Алгоритм)

-Давайте, вместе составим алгоритм.(дети на доске)

Алгоритм деления с остатком «ЛЕСЕНКА»

Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем из делимого наибольшее число-это остаток.
  4. Проверяем, остаток должен быть < делителя.

Вывод: при делении ОСТАТОК должен быть меньше делителя. 

  3.2. Создает на уроке  целесообразные проблемные ситуации, ситуации значимого выбора и принятия решении.

1.4. показывает практическую ценность предметного содержания.

4.3. использует четкие и понятные учебные инструкции, различные способы организации эффективной обратной связи на уроке

4. Работа по теме урока. (4мин)

Задача: обеспечить осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.

физминутка. Сменить вид деятельности и отдохнуть

Добывают новые знаниявыполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, записывают её решение, делают выводы; вырабатывают  умение ориентироваться в информационном материале учебника.

Работа с деловыми бумагами (конверты с заданиями)

-В банк ежедневно приходят деловые бумаги

-  Вам необходимо правильно обработать полученную информацию в письмах, чтобы увеличить количество накопленных сбериков.

- Работаем с новыми письмами. Откройте конверты, достаньте письма. Работаете в парах.

1)Задача : МАРУСЯ Что такое банкомат????? (задает ученик)

 У вас на партах по 2 банкомата и несколько купюр сбериков (9). Посчитайте количество купюр сбериков для этих банкоматов и распределите их поровну на банкоматы.

-все ли купюры удалось поровну разложить на два банкомата.

-Сколько купюр на каждом банкомате.

-Запишем выражение, соответствующие вашим действиям.

-Сколько купюр было сначала? (9)

 - На сколько банкоматов их разделили? (2)

 - Все ли купюры разделили? (нет)

 -Какое самое большое число делили? (8)

 - Сколько осталось?

-Как получили?

-Вот такое выражение получилось

-На доске: 9:2=4 (ост.1).

-Гипотеза подтвердилась, остаток меньше делителя. 1<2

 (Сберики за правильное выполнение заданий в хранилища)

Физминутка с Марусей включи физминутку.

 4.5. Способствует развитию речевой культуры обучающихся, умения формулировать вопросы.

  1.4. показывает практическую ценность предметного содержания.

  2.5. здоровьесберегающие подходы.

4.2. целесообразно использует разнообразные средства передачи содержания, адекватную визуализацию и эффективные способы коммуникации на уроке, демонстрируя высокий уровень речевой культуры.

 

5. Закрепление новых знаний и способов действия.

Задача: обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Учиться производить деление с остатком с практическим способом.

Работа в парах

Самостоятельно решают типовые задания

 

 

 Решают уравнения

 

 

 

 

1) Покупка акций. Прием «Сималтиниус раун тэйбл» (одновременный ранд тэйбл)

-Сейчас, предлагаю каждому отделу купить акции –ценные бумаги, которые дают право их обладателям на получение прибыли. Цена каждой акции 20 сбериков. Для того, чтобы их купить  у вас на столах лежит лист с выражением. Листы  4 цветов. Рядом есть ключ к расшифровке послания. После того, как вы решите, посмотрите, какой букве соответствует ваш ответ и впишите в карточку нужного цвета нужную букву. После того, как все выполнят задание, мы сможем прочитать послание.

Расшифровка

4 (ост.3)

3

(ост.1)

5

(ост.4)

8

(ост.2)

4

(ост.1)

6

(ост.3)

4 (ост.2)

8

(ост.4)

5

(ост.3)

6 (ост.1)

3 (ост.2)

2 (ост.1)

5

(ост.2)

8

(ост.3)

6

(ост.2)

9

(ост.1)

а

в

г

д

е

и

к

л

м

н

о

с

т

ш

ь

я

                                         

10 : 3

13 : 6

29 : 7

44 : 8

26 : 3

39 : 9

33 : 6

21 : 5

19 : 3

26 : 4

35 : 4

13 : 3

34 : 4

25 : 6

44 : 5

27 : 4

47 : 9

37 : 9

52 : 6

64 : 7

                                                                               

11 : 3

           

19 : 9                                                  

37 : 7

27 : 6

17 : 3

32 : 10

22 : 5

(Дети выполняют задание)

Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Вывод: ОСТАТОК ВСЕГДА МЕНЬШЕ ДЕЛИТЕЛЯ!

-Молодцы, каждый отдел заработал 20 сбериков

2)Кассовые операции

-Сотрудники банка должны уметь совершать кассовые операции

N4 с.27 (каждый ряд решает по строчке примеров).

-Приглашаю в кассу банка, чтобы совершить операции с числами. От каждого сотрудника требуется точность в вычислениях, чтобы пополнить хранилище сбериками.

-Проверим правильность вычислений (взаимопроверка).

3) Финансовый отчет. Бухгалтер банка сделал финансовый отчет. Сотрудникам необходимо его проверить

Примеры с куаркодом на слайде

Гипотеза подтвердилась: -остаток должен быть меньше

Цель достигнута

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.

Проверяет и отрабатывает вычислительные навыки

5.5. целесообразно и точно использует различные способы оценивания образовательных результатов и способствует развитию рефлексивной культуры обучающихся.

6. Итог урока.

Задача: дать анализ успешности усвоения знаний.

 

-Наш рабочий день подошел к концу

-Подведем итоги (подсчет сбериков каждого отдела).Посчитаем общую прибыль банка.

Молодцы, совместными усилиями вы дружно заработали ….сбериков.

        - На какой вопрос искали ответ?

        - Каким должен быть остаток?

7. Рефлексия учебной деятельности

Задача организовать самооценку достижения целей.

Прием «SMS» 

Ученикам предлагается на бумажных карточках написать SMS – сообщение другу о том:

  • как прошёл урок;
  • что его поразило, удивило (приятно или неприятно)
  • оценить то, как плодотворно работал он сам и его одноклассники;
  • другое.

Часто дети добавляют (рисуют) соответствующие смайлики.

Этот прием способствует выделению главной мысли, умению излагать ее кратко и точно.

8. Домашняя работа (дифференцированная) Задача: Разъяснить методику выполнения домашнего задания

Предлагает дифференцированное задание

- Ну вот и подошёл к концу наш урок. А дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать.

Стр. 27, № 2, карточка с машинкой.

 или придумать 6 примеров на деление с остатком

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок

Необходимо ли вам это новое открытие?

 

https://files.1urok.ru/images/5bce9a6cb20de383f05124744e9b834aca9c6d46.JPG

https://files.1urok.ru/images/c665c2ee355853048bdff229cb5fae64c892031b.JPG

 

4 (ост.3)

3

(ост.1)

5

(ост.4)

8

(ост.2)

4

(ост.1)

6

(ост.3)

4 (ост.2)

8

(ост.4)

5

(ост.3)

6 (ост.1)

3 (ост.2)

2 (ост.1)

5

(ост.2)

8

(ост.3)

6

(ост.2)

9

(ост.1)

а

в

г

д

е

и

к

л

м

н

о

с

т

ш

ь

я

11 : 3=

           

19 : 9  =                                              

37 : 7=

27 : 6=

17 : 3=

32 : 10=

22 : 5=

34 : 4=

25 : 6=

44 : 5=

27 : 4=

47 : 9=

37 : 9=

52 : 6=

64 : 7=

33 : 6=

21 : 5=

19 : 3=

26 : 4=

35 : 4=

13 : 3=

10 : 3

13 : 6

29 : 7

44 : 8

26 : 3

39 : 9

Алгоритм деления с остатком

Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем из делимого наибольшее число-это остаток.
  4. Проверяем, остаток должен быть < делителя.

Вывод: при делении ОСТАТОК должен быть меньше делителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике на тему «Деление и умножение чисел на 10 и на 100»

Тип урока: закрепление изученного материалаЦель: закрепить навыки умножения и деления чисел на 10 и на 100....

Технологическая карта урока по математике на тему «Деление на 10,100,1000» 3 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: формирование умения делить на 10,100,1000,пользуясь правилом приписывать или отбрасывать 0; тренировка умения решать текстовые задачи.Планируемые результатыПредметные: зн...

Технологическая карта по предмету математика на тему "Деление суммы на число" 3 класс образовательная система "Школа России"

Тема урока«Деление суммы на число»Тип урока:  урок «открытия» нового знанияЦелевые установки урока(для учителя)вывести правило деления суммы на число (распределительное св...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Деление слов на слоги", 2 класс

Цель урока- формирование умения делить слова на слоги.Задачи- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к умению делить слова на слоги;- формировать умения работать в парах;- формировать умения сра...

Технологическая карта урока по математике по теме "Деление с остатком на 10, 100"

Способствовать составлению алгоритма деления числа с остатком на 10, 100,  формированию практических навыков деления, развитию умений решать задачи....