Использование творческих заданий на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
статья по математике (3 класс)

Андреева Людмила Владимировна

материал к презентации для семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал к презентации25.08 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд:  Тема

«Использование творческих заданий на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников»

2 слайд:

Для выпускника современной начальной школы характерны: креативность, критичность, неординарный подход к проблеме, нестандартное мышление. Чтобы реализовать данные качества, быть успешным в жизни важно осуществлять формирование, а в последствии развитие качеств критического мышления. Одним из способов подобного формирования может стать выполнение творческих заданий на уроках математики. Человеку следует своевременно меняться, развиваться и расти, чтобы быть востребованным в современном обществе.

Формирование критического мышления как качества личности школьника становиться своеобразным социальным заказом в области воспитания, значит общественную и педагогическую значимость. Исходя из этого были сформированы проблема и цель выпускной квалификационной работы, с которыми вы можете ознакомится на слайде.

Критическое мышление – это вид умственной работы, который позволяет индивидам принимать обоснованные решения в отношении предлагаемой точки зрения или поведения

  • Философские определения, которые акцентируют внимание на теоретических аспектах:

Критическое мышление – последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью определения их несоблюдения общепринятых ф актов, норм или ценностей

Владимир Никифорович Брюшинкин в своей работе «Критическое мышление и аргументация» выделяет 3 уровня критического мышления, для каждого из которых есть свой вид описания:

1)        эмпирический уровень – критическая проверка фактов;

2)        теоретический уровень – критическая проверка теорий;

3)        метатеоретический уровень – критическая проверка.

3 слайд:

Елена Игоревна Федотовская в механизме критического мышления выделяет следующие мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, прогнозирование последствий, принятие или же непринятие альтернативных точек зрения.

Девид Клустер отметил, что критическое мышление имеет 5 характеристик. Показателями критического мышления выступают такие качества как: самостоятельность, убедительная аргументация, социальность, критичность и рефлексия.

4 слайд:

Для того чтобы обучение способствовало формированию критического мышления, необходимо, чтобы оно осуществлялось по системе соответствующих требований: творческих задач и заданий. Понятие творческая задание Вы можете увидеть на слайде.

Творческие задание - это задания, которое требует создания, изобретения (обязательно опираясь на интуицию) субъективно или объективно новых результатов или способов преобразования условий, или обоснования результатов.

При решении творческой задачи активизируется и развивается тот или иной критерий критического мышления. Одни задачи активизируют конструкторские качества, другие активизируют исследовательские качества.

Были выделены критерии и классификация творческих заданий по математике для младших школьников. Творческие задания, характеризуются следующими критериями: беглость, оригинальность, гибкость, ориентация на практику.

Существует классификация учебных творческих заданий:

- задания, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ;

- задания, условия которых доказывают неверный путь решения;

- задания, вынуждающие придумывать, составлять, строить такие объекты, которые при заданных условиях не могут иметь место;

- задания, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности словесных оборотов, буквенных или числовых выражений;

- задания, условия которых допускают возможность «опровержения»

5 слайд:

Таблица «Использование творческих заданий для развития критического мышления». Данная таблица состоит из 5 колонок. Каждая колонка значима. Первая колонка отражает тему урока, вторая тип или этап урока, третья творческое задание, четвертая критерий творческого задания, пятая колонка качества критического мышления.

Определив тему, тип или этап урока, учитель может найти в данной таблице творческое задание, которое можно использовать на данном уроке. При этом педагог может понять какой характер носит данное творческое задание, какой критерий творческого задания и качество критического мышления будет формироваться у младшего школьника при выполнении данного задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование Критического мышления младших школьников»

Ø Актуальность проблемы  Ø Выявление проблемыØ Изучение положительного опыта по данной проблеме Ø Цель и задачи педагогического проектаØ Базовая модель технологии критического мышленияØ Рабочий п...

Курсовая работа на тему: Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников.

Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников....

Статья "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников".

Выступление на семинаре. А данную презентацию учитель может использовать на устном счёте.Задания помогают развивать логическое мышление,математическую речь,умение сравнивать и обобщать....

Статья "Развитие креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении посредством использования творческих заданий на уроках математики"

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...