конспект открытого урока по предмету математические представления и конструирование на тему "Число и цифра 4" для 2 класса учеников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
методическая разработка по математике (2 класс)

  Куликова Светлана Евгеньевна

Данный конспект может быть полезен педагогам, работающим с данной группой детей 2 класса. В приложении размещены материалы, созданные мною и апробированные на моих учениках. Надеюсь, моя разработка пригодится педагогам! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_2d.docx60.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432

Колпинского района г.Санкт-Петербурга  

Конспект урока по предмету Математические представления

Тема урока «Число и цифра 4»

                                                                                                                              Урок провела

                                                                                                                                        Учитель Куликова С.Е.

                                                   

г. Санкт-Петербург

2023-2024 г.

Тема урока: «Число и цифра 4».

Вид урока: комбинированный

Цель. Знакомство с числом и цифрой 4.

Задачи:

Образовательно – познавательные:

- закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;

- умение находить последующее и предыдущее число от названного

и обозначенного;

- продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;

- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;

- продолжать закреплять названия дней недели,

- обучать глобальному чтению.

Коррекционно– развивающие:

-Развивать сенсорно- перцептивные способности;

-Развивать мелкую моторику

-Развивать координацию движений

3.Воспитательные:

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость

-Прививать интерес к предмету,

-Воспитывать трудолюбие.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формирование у детей навыка прямого счета в пределах 5.
  • Развитие умения обводить, раскрашивать, штриховать.
  • Обогащение знаний детей о днях недели.

Личностные:

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  • Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Технологии: личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие.

Наглядные пособия: карточки с цифрами 1,2,3,4 на магнитах; карточки с названиями дней недели; геометрические фигуры для показа на магнитах, игрушка Буратино.

Материалы для учащихся: счётный материал (карточки с цифрами 1,2,3,4), математический набор, печатные листы с заданием, карандаши, массажные мячики по количеству детей.


Аудитория: обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, класс «Особый ребенок», возраст 10-11лет. Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных школ.

Урок проходит в игровой форме, используется фронтальная работа, самостоятельная работа.

 

Части урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Вводная

У.  Здравствуйте ребята.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

У. Здравствуй, Буратино. Что случилось? Почему ты такой грустный?

Б: Папа Карло отправил меня в школу. И сказал, что «Если ты не получишь знания по разным предметам, то выступать в театре ты больше не будешь. А я так люблю своего папу и совсем не хочу его огорчать. Да и участвовать в спектаклях я очень люблю.»

Ребята, помогите мне.

У: Мы бы с радостью, но у нас сейчас урок математические представления.

Буратино, а что у тебя в твоем мешке?

(Достаю карточки с заданиями).

Ребята, на карточках написано то, чему должен научиться Буратино. И задания, которые он должен выполнить.

У: Мы тебе поможем Буратино. Правда, ребята?

Нигяр называет название урока.

Стук в дверь.

Приносят игрушку Буратино.

Карточки с заданиями вывешиваются на доску.

Основная

1).

У: для выполнения первого задания, мы должны ответить на несколько вопросов.

- какое время года?

- какой сегодня месяц?

- какой день недели?

- какое сегодня число?

Проходим к доске.

У: Ребята. Кто-то опять перепутал нам все дни недели? Буратино, это случайно не ты?

Б: Да, это я. Но, видимо, я сделал что-то не так?

У: Ребята, поможем Буратино в правильном порядке расставить дни недели. Буратино, слушай и запоминай.

У: Буратино, первое задание ты выполнил, можно поставить смайлик.

Дети отвечают.

Отмечают на календаре число.

Дети правильно расставляют карточки с названиями дней недели, называя их.

Игра «Раз, два, три- за мною повтори!»

Показ карточек с заданием

2).

У: Задание называется

  1. «Прямой и обратный счет».
  2. «Найди цифру- потеряшку»
  3. «Покажи столько же»

У: Буратино, ты большой молодец! Ты справился со 2 заданием. Можно поставить смайлик.

Продолжим.

Для того, чтобы перейти к следующему заданию, нам необходимо немного подвигаться.

Пальчиковая гимнастика

(с массажными мячиками)

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.

3). Мы уже умеем считать от 1-4 в прямом и обратном направлении, можем найти свое место для цифры-потеряшки. А теперь научим Буратино соотносить количество предметов с цифрой.

Приготовились.

Открываем математические наборы. Перед вами лежат карточки. Слушаем внимательно.

  1. «Выложи столько квадратов, сколько кружков»
  2. «Выложи столько маленьких треугольников»
  3. «Положи 4 прямоугольника»
  4. «Выложи из камешков цифру 4»

Молодцы, ребята. Справились с заданием.

И ты Буратино справился с заданием. Можно разместить смайлик.

Буратино, тебе интересно с нами заниматься? Вот сколько всего ты уже узнал. Но у тебя осталось еще одно задание.

На карточке написано слово – Ракета. И нарисованы геометрические фигуры. Что бы это значило? Куда ты говорил собирались отправиться твои друзья-куклы и папа Карло? В космос? Тогда все понятно. Мы соберем из геометрических фигур ракету, и ты сможешь долететь на ней хоть до Луны.

Приступим?

А Дима нам построит ракету на доске, используя алгоритм.

Прямой и обратный счет от 1-4.

Дети находят недостающую цифру.

Показывают нужное количество пальцев и карточку.

Дети выполняют задания.

Дети выкладывают на листах, на столе и на доске космический корабль.

На доске расставлены карточки цифр 1, 2,3,4 на магнитах

У детей на столах математические наборы и рабочие листы с заданиями.

В контейнере лежат камешки.

На доске выложены необходимые геометрические фигуры. 6 треугольников, 3 прямоугольника и 2 круга (на магнитах).

Зрительная гимнастика.

(дети следят глазами за мячиком)

Крошка-мяч прыгучий очень,

Скачет, скачет, как захочет,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Зацепился и повис.

Перед вами лежат карточка с изображение ракеты. Берите геометрические фигуры и выполняйте.

Заключительная

Буратино, вот ты и справился с последним заданием. Можно поставить смайлик. Ты- молодец!

Забирайся в ракету и в путь!

Б: Спасибо, ребята! Сегодня я многому научился и все благодаря вам. Теперь я буду обязательно ходить в школу. В следующий раз прилечу к вам на урок, и вы научите меня читать. До свидания друзья!

У: Ребята, Буратино забыл свой мешок. И там что-то лежит. Раздаю угощения.

Узнай названия дней недели и их порядок

1,2,3,4

         Ракета

   

Зрительная гимнастика

Крошка-мяч прыгучий очень,

Скачет, скачет, как захочет,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Зацепился и повис.

  1. Дни недели , смайлик
  2. « Раз, два, три, за мною повтори»
  3. «Прямой и обратный счет»  
  4. «Найди цифру- потеряшку»  
  5. «Покажи столько же» смайлик
  6.  Пальчиковая гимнастика
  7. «Выложи столько квадратов, сколько  кружков»
  8. «Выложи столько маленьких треугольников»
  9. «Положи 4 прямоугольника»

«Выложи из камешков цифру 4» смайлик

  1. Зрительная гимнастика
  2. Ракета

Пальчиковая гимнастика

(с массажными мячиками)

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.

Cамоанализ урока.

Мною было проведен урок по предмету математические представления с учениками 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В нём участвовало 4 ученика. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.

Вид урока: комбинированный. Данный вид урока является наиболее эффективным для развития и коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью. В уроке использовался сюрпризный момент: появление куклы Би-Ба-Бо Буратино. Кроме этого, игровая деятельность является ведущей у детей в начальной школе.

На занятии предполагалась реализации цели: развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательно – познавательные:

- закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;

- умение находить последующее и предыдущее число от названного

и обозначенного;

- продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;

- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;

- продолжать закреплять названия дней недели,

- обучать глобальному чтению.

Коррекционно –развивающие:

-Развивать сенсорно- перцептивные способности;

-Развивать мелкую моторику

-Развивать координацию движений

3.Воспитательные задачи:

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость

-Прививать интерес к предмету,

-Воспитывать трудолюбие.

Урок проведен в утренний отрезок времени. Для обеспечения комфортного доступа детей к образованию, специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям - мною использовалось следующее оборудование: счётный материал (карточки с цифрами 1,2,3,4), математический набор, печатные листы с заданием, карандаши, массажные мячики по количеству детей, магнитная доска.

Урок был выстроен с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:

  • социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с учителем – дефектологом, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию, развитие умения работать в подгруппе);
  • познавательное развитие (закрепление пройденного материала, знакомство с новыми понятиями);
  • речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения);
  • физическое развитие (на занятии, для снятия утомления использовалась физкультминутка, зарядка для глаз, игра «Раз, два, три- за мною повтори»).

Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность.

Задачи урока реализовались через следующие методы и приемы: игры, показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.).

Содержание деятельности детей на уроке соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности, дифференцированно.

Сюрпризный момент помог сконцентрировать внимание детей и настроить на взаимодействие детей с учителем. В на уроке мною были подобраны задания на закрепление полученных ранее знаний.

Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов, а также доверительными отношениями между педагогом и детьми, созданием ситуации успеха, поощрением.

Урок проходил со сменой деятельности (за столами, у доски). Ученики полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли.

          Технологии: личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие помогли создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе урока были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание; память, зрительное восприятие. Как необходимый элемент урока, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (работа с печатными листами, а т. ж задание «Собери ракету» из геометрических фигур.)

В заключительной части урока был, подведён итог и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии. Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов для урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" во 2 класее. Тема урока: "Действие сложение"

Формирование математических представлений вызывают большие сложности у детей с умственной отсталостью. В большой степени затруднения связаны с абстрактностью  понятий, которыми   оперир...

Конспект урока по предмету Математические представления и конструирование для детей с ОВЗ 2 класс

Аудитория: дети учащиеся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной  отсталостью. Закрепление учащимися изученного материала (геметрические фигуры круг,квадрат,треугольник,число и цифра 3)Урок про...

Конспект открытого урока по предмету математические представления. Тема урока: «Число и цифра 1»

Цель: знакомство обучающихся с числом и цифрой 1, с графическим обозначением числа 1.Задачи:Образовательные: познакомить с  понятием «Число и цифра 1», сформировать умение записи цифр...

Конспект урока по предмету Математические представления и конструирование - Части суток (день и ночь) для обучающихся 2 класса с ТМНР

Конспект урока по предмету Математические представления и конструирование - Части суток (день и ночь) для обучающихся 2 класса с ТМНР...

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование на тему: «Представления о форме (круг, шар)».

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование для   обучающихся по АООП НОО для учащихся с ТМНР (вариант 6.4)  Тема: «Представления о форме (круг, шар...

Открытый урок по предмету математические представления в 6б классе по теме "Числа от 1-9. Обозначение цифрой. Соотнесение числа и количества предметов"

Открытый урок по предмету математические представления в 6б классе по теме "Числа от 1-9. Обозначение цифрой. Соотнесение числа и количества предметов"...