Закаливание младших школьников (родительское собрание - 1класс)
методическая разработка (1 класс) на тему

Русакова Светлана Юрьевна

Родительское собрание о закаливании рассказывает об истории возникновения закаливания, особенностями закаливающих процедур, позволяет убедить родителей в необходимости закаливания.

Работа по закаливанию продолжается во 2, 3 и 4 классах. Материал собраний не повторяется, а с каждым классом (начинается работа в 1 классе, потом во 2, 3 и 4классах) только расширяется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_1_kl.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

Закаливание (1класс)

Разработала

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ№2 ст. Преградная»,

1 категории –

Русакова Светлана Юрьевна

Укрепится человек –

крепче камня,

а ослабнет –

 слабее воды.

Цели собрания:

1. Познакомить родителей с историей возникновения закаливания, особенностями закаливающих процедур.

2. Убедить родителей в необходимости закаливания.

Форма проведения: родительский лекторий.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Подготовка сценария классного родительского собрания;
  2. Подготовка пригласительных билетов;
  3. Портреты Абу Али Ибн-Сины (Авиценны), Суворова А.В., Кутузова М.И.
  4. Оформление классной комнаты;
  5. Подготовка анкет, рекомендаций, памяток для родителей.

План собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя

(введение, актуальность темы собрания)

  1. Рассказ учителя о закаливании

(историческая справка: Абу Али Ибн-Сина (Авиценна)VIII-IX век, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и др.)

  1. Методы закаливания.
  2. Рекомендации для родителей

(основные принципы проведения закаливающих процедур)

  1. Анкетирование родителей по теме собрания

(их анализ, обсуждение),

  1.  Выступления родителей по теме собрания

( обмен опытом)

  1. Знакомство с памяткой для родителей
  2. Индивидуальные беседы с родителями

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о очень важной теме – закаливании. Каждому из нас хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, красивыми, чтобы могли радовать нас своими успехами, победами, достижениями.

Посмотрите на выставку работ ваших детей. Они очень серьезно отнеслись к этому конкурсу рисунков, вот и давайте мы тоже со своей стороны поддержим их.

  1. Рассказ учителя

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои" и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.

Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

  1. Историческая справка

Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Полагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей - будущих воинов - было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время - в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала.

Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е.А.Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси ...считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам.

Прославленный русский полководец А.В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным, - вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. По свидетельству очевидца, кроме обливания холодной водой, А. В. Суворов с большим удовольствием парился веником в жаркой парной бане.

Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. В знаменитом наставлении "Наука побеждать" он писал: Солдат дорог!.. Береги здоровье... Кто не бережет людей - офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору - палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет.

Высокая степень собственной физической закалки, а также и его войска позволила А. В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход по снегам и льдам Альп и штурмом овладеть Сен-Готардом и Чертовым мостом, а затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.

Фельдмаршал М.И. Кутузов, продолжая ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В. Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги, огромной силы и закалки. Вот что писал о нем один из современников: "Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полки кидался в снег..."

Думается, не случайно у русского народа родилась такая поговорка: Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды. Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.

  1. Методы закаливания.

    Основными средствами закаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий.

Наиболее распространённая и доступная форма закаливания - использование свежего воздуха. При этом необходимо учитывать сезонные особенности. В тёплое время года для закаливания можно использовать длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре воздуха не ниже 160С. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком - начиная с 1 минуты, прибавляя через каждые 5 -7 дней по 1 минуте, довести продолжительность ходьбы до 10 - 15 минут. В холодное время года для закаливания используют дозированные прогулки пешком, ходьбу на лыжах, "медленный" - т.н. закаливающий бег в облегчённой одежде, бег на коньках и т.п.

Использование для закаливания водных процедур имеет свои особенности; вода - более энергичный закаливающий фактор, чем воздух. Теплопроводность воды в 28 раз больше теплопроводности воздуха. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, являясь своеобразным массажем, который улучшает капиллярное кровообращение. Наиболее распространённые формы закаливания водой в домашних условиях -обтирания, обливания и душ. Начинать закаливание следует при температуре воды не ниже 34 - 350С. при ежедневном обливании (обтирании) через каждые 6 -7 дней температуру воды следует снижать на 100С и довести её до 22-240С. Обтирания и обливания водой указанной температуры рекомендуется продолжать 2-3 месяца. При отсутствии отрицательных реакций (катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости или раздражительности, повышенной возбудимости, расстройства сна, аппетита) можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры - 220С, снижая её через каждые 10 дней на 10; при ежедневном обтирании (обливании) довести температуру воды до 10-120С (температура водопроводной воды). Эффективным способом закаливания является душ (рекомендуется только здоровым и достаточно закалённым людям): воду в течение примерно 3 минут следует несколько раз быстро переключать с тёплой (около 400С) на холодную.

К закаливающим факторам относятся также действие солнечных лучей и физические упражнения, в частности, утренняя гигиеническая гимнастика, которую следует делать по возможности на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении. Чтобы не переохлаждать организм в холодную погоду, занятия на открытом воздухе проводятся в более энергичном темпе и менее продолжительное время. В жаркую погоду, в особенности при повышенной влажности, следует принимать меры против перегревания. После занятия физкультурой рекомендуется принять душ.

Энергичным закаливающим действием обладают купания в открытых водоёмах, т.к. термическое и механическое раздражение водой сочетается с воздействием воздуха, солнечных лучей и движений при плавании. Зимним купанием ("моржеванием") могут заниматься лишь практически здоровые люди; перед этим необходима тщательная постепенная (не менее года) подготовка организма к действию холода. Пребывание в холодной воде должно длиться не более 20-30 секунд и сопровождаться движением. Любители зимнего купания должны находиться под систематическим наблюдением врача.

Большое закаливающее значение имеет паровая баня, сочетание воздействия тепла, пара, воды и механического раздражения (мытьё мочалкой или веником) усиливает обменные процессы, дыхание и кровообращение. Не следует, однако, "париться" слишком часто и особенно в пожилом возрасте (не чаще 1-2 раз в неделю; длительность пребывания в парилке должна быть не более 10-15 минут).

Закаливание детей надо начинать с первых дней жизни и проводить систематически, осторожно, учитывая, что ряд органов и систем ребёнка ещё функционально незрелы. Дети, ослабленные гипотрофией, рахитом, повторными или хроническими заболеваниями, особенно нуждаются в закаливающих процедурах, повышающих сопротивляемость организма. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует врачебного контроля. Дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха. Находясь длительное время в плохо проветриваемых помещениях, они становятся вялыми раздражительными. Нарушается сон, снижается аппетит, появляются головная боль, тошнота. Свежий чистый воздух оказывает благотворное действие при любых заболеваниях; его следует использовать во время дневного сна детей. Общие воздушные ванны в помещении с учётом состояния здоровья ребёнка иногда заменяют лишь частичным кратковременным обнажением тела во время смены одежды. Световоздушные и солнечные ванны должны строго дозироваться, детям следует принимать их лёжа, поворачиваясь через определённые интервалы времени. Для закаливания ослабленных детей рекомендуются слабо действующие водные процедуры, умывание, влажное обтирание, обливание.

Закаливание в пожилом возрасте следует проводить осторожно и при тщательном систематическом врачебном контроле, что связано с возрастным ослаблением адаптации к действию физических раздражителей и замедленным восстановлением физиологических функций после закаливающих процедур. Предпочтительны воздушные ванны в помещениях, на верандах, балконах, постепенное привыкание к прогулкам в облегчённой одежде. Солнечные ванны лучше принимать под тентами или экранами. Занятия физическими упражнениями следует завершать обтиранием, обливанием или душем, а в тёплое время года - купанием в открытом водоёме при температуре воды и воздуха не ниже 20-220С (однако продолжительность купаний должна быть ограничена).

Режим закаливания должен быть установлен врачом с учётом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают, после выздоровления следует возобновить его с начального периода.

  1. Знакомство родителей с рекомендациями

Основные принципы проведения закаливающих процедур.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания, независимо от возраста человека или от действующих факторов закаливания. Эти принципы следующие:

1. Систематичность проведения закаливающих процедур во все сезоны года.

Естественной (безусловно рефлекторной) реакцией организма на холод является максимальное сужение, а затем максимальное расширение сосудов для того, чтобы усилить кровоток и согреть организм. Но через некоторое время это приводит к ещё более сильному переохлаждению. Путём же регулярного закаливания можно выработать условно рефлекторное сужение сосудов до оптимального размера, предотвращающее охлаждение организма.

2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания - постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору не только не принесёт пользы, а, наоборот, вызовет заболевание, простуду. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно.

  1. Анкетирование родителей по теме собрания.

Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

  1. Облегченная форма одежды на прогулке.
  2. Облегченная одежда в классе.
  3. Обливание ног водой контрастной температуры.
  4. Хождение босиком.
  5. Систематическое проветривание дома и класса.
  6. Прогулка в любую погоду.
  7. Полоскание горла водой комнатной температуры.
  8. Умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

  1. Анализ анкет, обсуждение. Выступления родителей по теме собрания.

Родители делятся друг с другом опытом.

  1. Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы! Помните!

Самое главное — сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

-  Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.

- Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.

- Проводите вместе с ним закаливающие процедуры.

- Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

- Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет - не препятствуйте ему.

-  Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

- Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

- Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

-  Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

- Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.

-  Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со свои  ребенком ему навстречу!

  1. Беседа с родителями отдельных учащихся.

 Приглашение их на индивидуальную консультацию.

Литература для подготовки собрания:

  1. "Закаливайтесь на здоровье", А.П. Лаптев, Москва, "Медицина", 1991г.
  2. Родительские собрания: 2 класс/ Авт.-сост. О.П.Варенька.- М.: ВАКО, 2008.- 240с.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 336с.
  4.  Я. Бердыхова. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт, 1990.
  5. Е.Н. Вавилова. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986.
  6. Н.Ф. Виноградова. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение 1989.
  7. И.И. Гребешкова. М: Медицина 1990 г. Ваш ребенок.
  8. В. Михайлов, А. Палько. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия 1985.
  9. Ю.Ф. Зиановский. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт 1990.
  10. А.Ф. Островская. Педагогические ситуации в семейном воспитании. Москва, Просвещение, 1998.
  11. В.И. Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1987.
  12. Ф. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. Ради здоровья детей. М; Просвещение, 1985.
  13.  Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика Ф.В. и спорта. Москва, 2000.
  14.  А.Г. Хриповская. Мир детства. Москва, Педагогика, 1988.
  15.  «Физическая культура в семье» Изд. «Физкультура и спорт».- 1969.- 336с.
  16. Внеклассные мероприятия: 3 класс./ Авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л.Н.Яровая, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова, Л. И. Гайдина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 256с.
  17. Настольная книга для учителей начальных классов./ Авторы-составители Л.С.Бескоровайная, О. В. Перекатьева – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2001. – 352с.
  18. Физическая культура 8/2004, 4/2006, 8/2006, 3/2005, 1/2006, 4/2003,7/2006,
  19. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. – Ростов – на-Дону: Феникс, 2001 – 256с.
  20. Веселые старты. Державец М.А. – Ставрополь, 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно -методическое пособие "Закаливание младших школьников"

Значение закаливания для укрепления здоровья школьников, виды  и как проводить закаливающие процедуры...

"Воспитание культуры поведения у младших школьников" Родительское собрание

Личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей....

"Внимание младшего школьника". Родительское собрание.

Цели разработки:1)  дать представление  о внимании и его  основных свойствах;2)  ознакомить с играми и упражнениями на развитие внимания;3) дать примерное представление о способах ...

Культура поведения младших школьников. Родительское собрание.

В воспитании навыков и привычек культурного поведения большая роль отводится учителю начальных классов, так как психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчи...

Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание.В помощь родителям по осознанию ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников и вовлечению родителей в решение проблемы....

Воспитание культуры поведения у младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание - основной прием общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на открытый разговор? Как помочь им увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого взрослого в ...


 

Комментарии

Русакова Светлана Юрьевна

Мне очень приятно видеть Вас на страничке моего мини-сайта.Мне хотелось познакомить родителей с материалом о закаливании детей. Материал собрания 1 класса - является первой разработкой по укреплению здоровья учащихся.Далее работа продолжается во 2, 3 и 4 классах.
Если кому-то понравился материал, то буду очень рада. А если Вас заинтересуют мои разработки, то буду рада за отзывы. Большое спасибо.