"Внимание младшего школьника". Родительское собрание.
методическая разработка по теме

Цели разработки:

  • 1)  дать представление  о внимании и его  основных свойствах;
  • 2)  ознакомить с играми и упражнениями на развитие внимания;
  • 3) дать примерное представление о способах диагностики внимания.

      Разработка  включает материал к родительскому собранию по теме  «Внимание младшего школьника».

        Презентация к ней  состоит из 2-х частей. Часть 1. –теоретическая. Часть 2. – игры и упражнения, которые можно использовать на уроках и во внеклассной работе, а также рекомендовать родителям.  К презентации прилагается подборка в текстовых документах:

  1. Система упражнений по развитию внимания  (игры и упражнения).
  2. О внимании младших школьников. ( Теоретический материал для учителя)
  3. Внимание. (Краткая информация.)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Внимание младшего школьника. Родительское собрание. Развитие внимания.»

Слайд 2

Цели: 1) дать представление о внимании и его основных свойствах; 2) ознакомить с играми и упражнениями, способствующими развитию внимания младшего школьника. 2

Слайд 3

Младший школьный возраст - это один из тех возрастов, который носит в себе резервы детского развития. Развитие детей в период поступления в школу и в последующий период предполагает развитие не только психологических качеств, познавательных процессов, умственного развития, но и анатомо-физиологических структур организма. Имеется в виду рост и вес, мозг и нервная система, кости, мышцы и т.д. Младший школьный возраст. 3

Слайд 4

Младший школьный возраст. Существует зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения. Если у ученика младшего школьного возраста доминирует низкий уровень развития устойчивости , объема , переключения внимания, то предполагается, что у данного ученика будут определенные проблемы в обучении. Проблемы могут быть в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного, что повлечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении, непрочность и недолговременное усвоения материала. 4

Слайд 5

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. 5

Слайд 6

Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. Вторая задача возникает в связи с тем, что возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим. Для использования имеющихся у ребенка резервов, необходимо предварительно решить две важные задачи. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, 6

Слайд 7

Внимательный ребёнок … Это объясняется особенностями мышления. Наглядный образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений . Даже при сосредоточении внимания младшие школьники не замечают главного, существенного. 7

Слайд 8

Возникновение осмысленной ориентировки. В 7-летнем возрасте у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. С труктура переживаний: «я злой » «я сердит » «я добрый » «я радуюсь» «я огорчён » 8

Слайд 9

9

Слайд 10

к онцентрация, объём, устойчивость, р аспределение , переключение. Основные свойства внимания : 10

Слайд 11

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Объём внимания - характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. 11

Слайд 12

Устойчивость внимания Распределение внимания это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. 12

Слайд 13

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи. 13

Слайд 14

Внимание может быть: 14

Слайд 15

Учащиеся младшего школьного возраста не могут сосредотачивать свое внимание на не понятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься своим делом. Необходимо излагать материал просто и доступно. Нужно развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. Произвольное внимание На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект среды, указывая на него и называя слова, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слова. Таким образом данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. 15

Слайд 16

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся младшего школьного возраста с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Младший школьник без чувства ответственности внимательно работает только с интересным материалом. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. 16

Слайд 17

Непроизвольное внимание Обучение младшего школьника в школе, процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. У младшего школьника непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. 17

Слайд 18

Индивидуальные особенности внимания: 18

Слайд 19

Индивидуальные особенности внимания: 19

Слайд 20

о ни будут заменять буквы: гласные или согласные, близкие по акустическим признакам: д у б –т у б , д ети – б ети , з вонок – ж вонок . Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то - Если у детей не сформировано произвольное внимание, то - Они п ропускают буквы в словах: т ава –т р ава . В примерах пропускают цифры и знаки: 14-6=9 : 1 … - 6=9; 14 – 6 … 9; 20

Слайд 21

Если ребёнок переставляет слоги в словах, то: - это связано с неустойчивостью внимания : стройка – сытыройка , прохо ди ли – прохо ли ди , собра ли сь – собра сь ли , т ра ва - т ва ра . Если ребёнок добавляет в слова гласные, то - это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например: дрова – д о рова , стройка – с ы т ы ройка . 21

Слайд 22

Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа. Внимание – это не раз и навсегда данное качество! 22

Слайд 23

Спасибо за внимание ! 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система упражнений по развитию внимания.

Слайд 2

Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы, которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10. Спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменять местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них "Заметить всё" 2

Слайд 3

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребёнок начинает перечислять, другие его дополняют. "Ищи безостановочно" а 3

Слайд 4

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий за 30-40 секунд поворачивается в их сторону и отвернувшись, перечисляет кто за кем стоит. "Запоминай порядок" Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно. «Маленькие обезьянки» 4

Слайд 5

На листке из тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток, и внутри любых клеток ставятся две пуговицы. Поглядев на рисунок секунды 3, ребенок должен воспроизвести его по памяти, на такой же бумаге. Как разметка квадрата, так и количество пуговиц (которые располагаются хаотично) постепенно увеличивается. Квадрат заменяем прямоугольником (контуры фигуры проходят только по линиям клеток). Игра усложняется, если использовать пуговицы разного цвета. Усложняя рисунок, нужно соответственно увеличивать количество времени на его рассматривание. «Пуговицы» 5

Слайд 6

Детям вслух читается сказка. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. "Сказка" Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания 1 минута. «Хлопки» 6

Слайд 7

Ребёнок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. «Счёт с помехой» Подвешивается самодельный маятник, и затем он приводится в движение. В это же время за маятником показываются картинки, одна за другой. Дети должны подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание картинки. " Два дела одновременно " 7

Слайд 8

«Найти общее» 8

Слайд 9

Корректурная проба Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы. Цель: исследование устойчивости внимания. Задание:"На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и " р " и зачеркивай их. ” Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква. Диагностика познавательных процессов младших школьников. 9

Слайд 10

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания . Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 23, написанными не по порядку; секундомер. По сигналу ученик должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 23; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 23 - красная, 2 - черная, 22 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера. Методика "Изучение переключения внимания" 10

Слайд 11

«Найди слова» долпраптекамтрьукрдроздалжекарандаштмопрдятеллевноликлитм 11

Слайд 12

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Прсты мащинаевтстол юипслон . Бсолнце иток встолорюджымюокножти «ТЕКСТ» В предложении зачеркнуть и подчеркнуть указанные буквы. 12

Слайд 13

Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ» Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз , теле-фон , и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО » Участники повторяют за ведущим любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог- «перестрелка»: - Ну начали! Повторите – «стол». Играющие повторяют: « Стол». - Скажите – «Лягушка». Быстро – «кошка» и т. д. 13

Слайд 14

Дефицит внимания. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. Не может сидеть спокойно на месте, когда это требуется. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии) Тест 14

Слайд 15

5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца. 6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому. 15

Слайд 16

9. Не может играть тихо, спокойно. 10.Болтливый. 11.Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 13.Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.) 16

Слайд 17

14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений. Признаки гиперактивности ( 1,2,9,10 ) Импульсивности ( 4,5,11,14 ) Невнимательности и отвлекаемости ( 3,6,12,13 ) 17

Слайд 18

Рекомендации родителям: Помогите вашим детям стать внимательными. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания. В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания». Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления. 18

Слайд 19

Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания. Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов. 19

Слайд 20

Наше внимание – наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях. 20



Предварительный просмотр:

 
       
                                      Система упражнений по развитию внимания.

 «Заметить всё»
Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы, которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10. Спросить у детей,
в какой последовательности они лежали. Поменять местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из   них

«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечислять, другие его дополняют.

«Запоминай порядок»
5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий за 30-40 секунд поворачивается в их сторону и отвернувшись, перечисляет кто за кем стоит.

"Пуговицы "
На листке из тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток, и внутри любых клеток ставятся две пуговицы. Поглядев на рисунок секунды 3, ребенок должен воспроизвести его по памяти, на такой же бумаге.
 Как разметка  квадрата, так и количество пуговиц (которые располагаются хаотично) постепенно увеличивается. Квадрат заменяем прямоугольником (контуры фигуры проходят только по линиям клеток). Игра усложняется, если использовать пуговицы разного цвета. Усложняя рисунок, нужно соответственно увеличивать количество времени на   его   рассматривание

"Маленькие обезьянки"
Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

"М у х а"
Для этого упражнения требуется доска, с расчерченным на ней  игровым полем из 9-ти клеток ( 3x3), небольшая присоска или кусочек пластилина. Присоска выполняет здесь роль "дрессированной мухи". Доска ставиться вертикально, и ведущий, разъясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд ("вверх, "вниз", "вправо", "влево").  Муха перемещается на соседнюю клетку. Исходное положение  "мухи" -  центральная    клетка    игрового    поля.    Команды    подаются    всеми /частниками по очереди. Играющие должны неотступно следить за перемещением, "мухи", не допускать ее выхода за пределы игрового поля.
     После разъяснения начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, каждый участник представляет его перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что "муха" покинула поле, он дает команду "стоп" и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру с начала.

 Упражнение «Летает – не летает» 
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений. 
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.  

Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
     Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.  
Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
      Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.  

«Сказка»
Детям вслух читается сказка. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

"Хлопки "
Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания 1 минута.

"Счет с помехой"
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.

"Чтение с помехой"
Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также пишут ответы на вопросы.

"Каждой руке - свое дело "
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

"Буквы"
Дети вычеркивают в тексте 1 или 2 буквы и в это же время слушают пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

«Два дела одновременно»
Подвешивается самодельный маятник, и затем он приводится в движение. В это же время за маятником показываются картинки, одна за другой. Дети должны подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание картинки.

"Алфавит "
      Дети располагаются в кругу. Между детьми распределяются буквы алфавита. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее ведущий диктует какую-либо фразу, а ребята как на пишущей машинке, должны "распечатать" эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопками в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

"Запрещенные движения"
   
Дети стоят в кругу. Учитель сообщает им, что они должны повторять все его движения, кроме одного. Как только его рука опускается вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.

"Письмо инопланетян"
       Детям предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а)         АММАДАМА        РЕБЕРГЕ        АССАМАСО        ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНАССАС ДЕТАЛЛАТА;

б)       ЕНАЛССТАДЕ      ЕНАДСЛАТ      ЕТАЛЪТАРРС      УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР;

в)    РЕНАБРЕРТА   НОРА   СОТАННА   ДЕБАГУГА   КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТ АДЕРРА.

"Выполни по образцу"
    Упражнение включает в себя задания на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного   внимания  ребенка,  т.к.  требует  от  него  выполнения нескольких последовательных действии:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в)    удержание  последовательности  в  течение  продолжительного времени.

Образцы для выполнения узора:

  1.                                                                           2.


  3.
При выполнении подобного рода работы важно не только, насколько точно   ребенок   воспроизводит   образец,   но   и   как   долго   он   может работать без ошибок. Поэтому время каждый раз понемногу увеличивается. Для начала достаточно 5 минут. После того как "клеточные узоры" будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.

"Задачи"
Детям читаются арифметические задачи. Они должны их решить в уме. Результаты вычислений записать должны, когда услышат команду "Пишите".
Примеры задач:
1. Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите (ответ 3).
2.Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавить к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7.. .Пишите (ответ 8)

"Текст"
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:
а) Бсолнце иток встолорюджымюокножти
б) Прсты
мащинаевтстол юипслон.

"Корректура "
На листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ребенку разрешается прочесть этот текст один раз, сразу исправить ошибки фломастером. Затем ребенок передает лист другому ребенку, который исправляет ошибки фломастером другого цвета.

    Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).
     Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст  и   сосчитать  число   ударов.
 Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Тот, кто выиграл, получает, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

                             
Упражнения на распределение внимания.
         
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

1.  Ребенок рисует круги  в тетради  и  одновременно  считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания -1мин.
   Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

2. Задание   похоже   на   предыдущее.   В   течение   1    минуты   нужно одновременно   рисовать   двумя   руками:   левой   -   кружки,   правой - треугольники.    В    конце    подсчитывается    количество    нарисованных треугольников и кружков. (Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так  же как и круги  с  "углами".)   Задача  ребенка:  нарисовать   как   можно   больше треугольников и кругов. Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

                                                      



Предварительный просмотр:

                                    О внимании младших школьников.

   Младший школьник – своеобразный  носитель нераскрытых до конца  резервов детского развития. До поступления ребенка в школу они были скрыты в ребёнке, находились в зачаточном состоянии. Развитие детей в период поступления в школу и в период последующий предполагает  формирование не только психологических качеств, познавательных процессов, умственного развития, но и анатомо-физиологических структур организма. Имеется  в виду рост и вес, мозг и нервная система, кости, мышцы и т.д.

Попробуем ответить на вопрос: «Существует  ли зависимость   между   уровнем развития    внимания    младшего    школьника    и    успешностью    его обучения». Или по-другому: «Если у ученика младшего школьного возраста  преобладает  низкий     уровень     развития     устойчивости,     объема, переключения внимания, то значит ли, что у данного ученика  будут определенные проблемы в обучении». Проблемы могут быть в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного, что повлечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении, непрочность и   недолговременное  усвоения материала.

Внимание - целенаправленное сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности. Младший школьный возраст жизни занимает возрастной диапазон от 6—7до 10—11 лет (I—IV классы школы). В 7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, так как дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических   качеств.   Общими  характеристиками   всех   познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Для использования   имеющихся у ребенка резервов, необходимо решить предварительно две важные задачи.

  1. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
  2. Вторая задача  состоит в  необходимости психологического выравнивания учащихся  с точки зрения их готовности к обучению. Многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными  различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других - чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным).    

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддерживания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет регуляция поведения. Ребенок должен сидеть па месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

        В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее  основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.

     У младших школьников развивается   внимание. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Даже  сосредотачивая внимание  младшие школьники не замечают главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядный образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающее в сознании младших школьников образы, представления, вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее  влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники на первых порах и не замечают ее.

     С развитием и совершенствованием мышления младшие школьники все в большей степени становятся способными сосредотачивать свое внимание на главном, основном, существенном. Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся младшего школьного возраста не могут сосредотачивать свое внимание на том, что им не понятно. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься своим делом. Необходимо  излагать материал  просто  и доступно. Развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

      Произвольное внимание формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми: взрослым и ребенком. Первый выделяет объект среды, указывая на него и называя слова, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слова. Так данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. В  последствие младшие школьники начинают ставить цели самостоятельно.

     Большое значение развитию произвольного внимания школьников придавал К.Д Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный процесс в начальных классах был на интересе и занимательности: "Конечно, сделав  занимательным свой урок,  вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только, что занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнять свои обязанности"

     Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся младшего школьного возраста с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Младший школьник без чувства ответственности внимательно работает только с интересным материалом.

     На протяжении младшего школьного возраста развивается и после произвольное внимание. Огромную роль начинает играть  преобладающий очаг возбуждения. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, что связано с его потребностями. Если ребенок увлекается чтением книги, после произвольное его внимание будет очень устойчивым, что связано с возникновением стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

    После произвольное внимание детей основано на интересе, т.е. на том отношении к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которое выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явление более глубоко и разносторонне.

   После произвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

   К числу этих особенностей внимания относится его объем, т.е. то количество объектов, которые человек может одновременно "схватить" с одинаковой ясностью. У младшего школьника объем внимания значительно уже, чем у взрослых. Поэтому, если  ученику  приходится сразу ознакомиться с двумя новыми буквами или цифровыми знаками и т.д., он путает эти объекты.

   Широта охвата объектов в значительной степени зависит от знания объектов и от связи их друг с другом. Объем внимания зависит и от связей, которые образовались в мозгу в прошлом опыте человека, в особенности, если они возникли в результате восприятия материала, близкого в каком-либо отношении к тому, что воспринимается в данный момент. Благодаря этому старые и новые связи легко объединяются в единую систему, обеспечивающую большой объем внимания. Так, ученик, имеющий некоторое представление о принесенном на урок предмете, скорее обратит внимание на все его детали, чем тот, кто видит этот предмет первый раз. Таким образом, чем шире у младшего школьника объем внимания, тем он больше схватывает из того, что ему объясняется и показывается на уроке, тем больше проявляет он наблюдательность.

     Одно из важных свойств внимания - концентрация. Это свойство характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой нового раздражителя, которая необходима для погашения прежней доминанты и создания новой.

    Устойчивость внимания  с физиологической точки зрения зависит от способности нервных клеток длительно находиться в деятельном состоянии.

    Как сосредоточенность, так и устойчивость зависят от особенностей объектов, на которые они направлены, от характера деятельности и от индивидуальных особенностей человека.

Неустойчивость внимания часто возникает при действии посторонних высших раздражителей, отличающихся интенсивностью, вызывающих интерес, эмоции. Поэтому для большей концентрации и устойчивости внимания важным моментом является активность в трудовой или учебной деятельности. Плохо концентрируемое неустойчивое внимание проявляется в рассеянности. Быть рассеянным - значит не уметь надолго сосредоточиться легко на чем-то одном, значит легко и часто отвлекаться от  выполняемого  дела.

      К свойствам внимания относится также отвлекаемость и колебания. Эти свойства проявляются непроизвольно, вопреки нашему желанию. Отвлечение во время работы необходимо преодолевать. Одновременное выполнение различных действий требует особого свойства, так называемого распределения внимания, позволяющего направлять его на разные объекты деятельности.

     Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком и вызывают у него различные реакции в зависимости от его возраста.
    Что характерно для их высшей нервной деятельности младшего школьника?

Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Такая повышенная чувствительность нервной системы в этом возрасте обуславливает наличие у младшего школьника довольно сильного рефлекса на все новое. Слишком много этого нового в окружающем мире, чтобы младший школьник не старался обратить внимание на  внешние раздражители, которые на него действуют.

      Обучение младшего школьника в школе, процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту  непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. Непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьника наиболее развито внимание непроизвольное, однако, первые годы учения - главный период формирования и произвольного внимания.

     Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста, еще недостаточно развито. Однако наличие многообразных ученических обязанностей, требования учителя, влияние детского коллектива, вся обстановка школьной жизни способствуют развитию этого вида внимания.

                       Рекомендации учителю по организации процесса обучения.

   Организационные       приемы,       способствующие поддержанию и развитию внимания учащихся на уроке.

1.   Надо добиться полнейшей тишины и переключить  внимание учащихся с того, чем они занимались во время перемены, на работу по данному предмету.

2.   На уроке учитель дает четкие и ясные установки относительно того, чем учащиеся будут заниматься.

3.   Для поддержания устойчивости внимания младших школьников на уроке большое значение имеет оптимальный темп работы.

4.   Темп   речи   учителя   должен   быть   средним.   Каждое   слово необходимо произносить ясно и отчетливо.

5.   Исключительно важную роль    для  поддержания привлечения детей    играет    тон    речи    учителя,    ее    яркость,    живость    и эмоциональная насыщенность.

6.   Устойчивость   внимания   младших   школьников   зависит   и   от объема    заданной    работы.    Чрезмерная    нагрузка    утомляет учащихся, и они невольно отвлекаются. Незначительная нагрузка также нарушает устойчивость внимания.

7.   Во      время      объяснения      нового      материала      необходимо разнообразить работу младших школьников.  Они должны не только   слушать,   но   и   записывать,   не   только   слушать   и записывать,  и произносить  то, что услышали и написали.

8.   Большое    значение    для    привлечения    внимания    во    время объяснения   нового   материала   имеет   правильное   применение различных, наглядных пособий.

9.   Для     воспитания     положительной     привычки     всегда    быть внимательным немаловажное значение имеет организованный конец урока.

10.Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный процесс и активность младших школьников, снимает усталость, позволяет удержать внимание.

11. Чтобы воспитывать непроизвольное внимание, надо развивать у младших школьников непосредственный интерес к учению. Он зависит, прежде всего, от содержания учебного материала.

12.Занимательность преподавания, наглядные пособия, опыты, экскурсии — все это  повышает развитие непроизвольного внимания.



Предварительный просмотр:

                                К родительскому собранию…                                  

                                                Внимание.

 

1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.

 

2. Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.

 

3. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

 

4. Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.

 

5. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.

 

Взрослый должен организовывать внимание ребенка следующим образом:

 

  1. при помощи словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное действие;

  1. указывать  способы действия, например: «Дети! Откройте  тетради. Возьмите  карандаш  и в верхнем левом углу — вот здесь — нарисуйте квадратик...» и т. д.;

  1. учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.

 

Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.

                 Развитие произвольности идет по двум направлениям:

 

  1. формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
  2. формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.
  3. Известно, что цель имеет разную побудительную силу в зависимости от того, насколько велик объем намеченной работы. Если объем слишком велик, то деятельность снова начинает развертываться так, как если бы цели не было.

 

  1. Между созданием у ребенка соответствующего намерения и выполнением этого намерения должно проходить немного времени, в противном случае намерение как бы “остывает”, и его побудительная сила сводится к нулю.

 

  1. В тех случаях, когда ребенку не хочется выполнять какое-либо задание, разделение этого задания на несколько небольших отдельных заданий, обозначаемых целью, побуждает его начать работу и довести ее до конца.

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

                       Внимание младших школьников.

1. Методика "Изучение переключения внимания"

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер. 

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста "Корректурная проба", секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк "Корректурной пробы" и разъясняет суть по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание младших школьников (родительское собрание - 1класс)

Родительское собрание о закаливании рассказывает об истории возникновения закаливания, особенностями закаливающих процедур, позволяет убедить родителей в необходимости закаливания.Работа по закаливани...

"Воспитание культуры поведения у младших школьников" Родительское собрание

Личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей....

конспект родительского собрания на тему: "Внимание младших школьников"

Конспект родительского собрания на тему: " Внимание младших школьников". Данный материал  можно использовать  в работе  вкорреционных классов....

Культура поведения младших школьников. Родительское собрание.

В воспитании навыков и привычек культурного поведения большая роль отводится учителю начальных классов, так как психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчи...

Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание.В помощь родителям по осознанию ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников и вовлечению родителей в решение проблемы....

Воспитание культуры поведения у младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание - основной прием общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на открытый разговор? Как помочь им увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого взрослого в ...