Культура поведения младших школьников. Родительское собрание.
статья

Герфорт Вера Александровна

В воспитании навыков и привычек культурного поведения большая роль отводится учителю начальных классов, так как психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Данные особенности являются залогом успешного обучения и воспитания младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_povedeniya_mladshih_shkolnikov.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Культура поведения младших школьников

Воспитание культуры поведения младших школьников – одна из важнейших сторон многогранного процесса нравственного воспитания личности, основанная на освоении ребёнком моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить, согласно нормам и правилам морали.

Культура поведения младших школьников - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Поскольку основы поведения личности складываются в младшем школьном возрасте, родители и педагоги должны раскрыть внутренний смысл культуры поведения, разъяснить, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения младших школьников в значительной мере складывается под влиянием семейного воспитания, учителя, одноклассников, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения более систематическим может быть в школе, где создаётся особая воспитательная среда, в которой ребёнок находится в течение одиннадцати лет, где осуществляется определённая воспитательная программа, предусматривающая в системе нравственного воспитания формирование личности, воспитание культуры поведения. Отсюда одна из задач нравственного воспитания – расширение круга навыков и привычек культурного поведения школьников, постоянное упражнение их в выполнении норм и правил поведения.

В воспитании навыков и привычек культурного поведения большая роль отводится учителю начальных классов, так как психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Данные особенности являются залогом успешного обучения и воспитания младших школьников.

В начальной школе систематическая работа по воспитанию культуры поведения идёт обычно успешно и эффективно, что связано с рядом особенностей, присущих младшему школьному возрасту. Прежде всего, это уважение, авторитет, которым пользуется учитель у малышей. Каждое слово педагога, его требование – закон для детей. Нельзя также забывать о том, что, с приходом в школу, дети остро переживают новизну своего положения. Они чувствуют, что повзрослели, заняты нужным серьёзным делом. В системе новых требований к поведению ученика требования культурного поведения воспринимаются детьми очень серьёзно.

В младшем возрасте дети легче тренируются, упражняются в ситуации, которая создаётся учителем на специально организованных занятиях. Занимательные формы упражнений придают им особый интерес, дети всё выполняют с увлечением и всегда ждут следующих занятий. Большая эмоциональность младших школьников позволяет вызвать нужный интерес к занятиям по культуре поведения. Всё это облегчает работу учителя. Однако некоторые особенности детей требуют от педагога особого внимания. Так, способность и стремление детей к подражанию заставляют учителя следить за собой, выполнять все те правила культуры, которые он внушает детям. Отсутствие культуры поведения самого учителя значительно снижает эффективность всей проводимой им работы.

Необходимо помнить о конкретности детского мышления, с чем связана ситуативность применения правил поведения: если ребёнок привык здороваться с учителями в школе, то на улице он может с ними не поздороваться; дети научились, входя в школу, снимать шапку, а зайдя за товарищем домой, шапку не снимают, так как это уже новая обстановка для ребёнка. Происходит сужение тех условий, в которых применяются правила. С другой стороны, дети, привыкнув здороваться со взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече, т.е. они расширяют сферу применения правила. Детей надо специально учить применять правила в различных ситуациях. Об этом им надо напоминать, говорить.

Воспитание культуры поведения младшего школьника предполагает, что дети должны получить знания о правилах и нормах культурного поведения. Без этого невозможно воспитать сознательное стремление ребёнка стать культурным человеком, овладеть нормами поведения, принятыми в обществе. Личный опыт общения ребёнка ещё очень беден, поэтому ребёнок часто может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых. Однако осознание ребёнком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных форм поведения.

Следует иметь в виду, что многие правила, о которых говорит учитель, знакомы детям. Они слышали дома о том, что надо здороваться, говорить «спасибо», вставать, если говоришь со взрослым, содержать в порядке свою одежду и т.д. Родители требовали от детей выполнения многих из этих правил. Следовательно, у детей есть не только определённые представления, но и опыт поведения. Учитель дополняет имеющиеся у детей знания, приводит их в определённую систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями, своим авторитетом. Если детей учат говорить «спасибо» дома, то аналогичные требования школы помогут расширить круг знания детей о ситуациях, в которых применяется это правило.

Было бы совершенно неправильно говорить, что в первом классе воспитываются привычки, связанные с уходом за своим телом, а только во втором – за одеждой и т.д. Это не так. В первом классе отрабатываются, дополняются, закрепляются все привычки и знания, связанные с первой темой. Во втором - всё это повторяется уже в новой теме. Новая тема также помогает закрепить, систематизировать новые знания, привычки.

Работа по культуре поведения будет успешной, если учитель удачно сочетает разъяснение правил и упражнений детей. Разъяснение на занятиях проводится в разнообразных формах. Многое дают беседы учителя с детьми

Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют в беседе друг друга, иногда, наоборот, высказывают разные мнения. Здесь раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы или незнакомы совсем. Выслушав детей, педагог обобщает всё сказанное, формулирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях. Ошибки детей позволяют учителю судить о том, какие неверные представления сложились в их сознании. На закрепление и разъяснение новых для детей правил учитель затрачивает большую часть времени. Правила разъясняются в беседе, привлекая на помощь басни, рассказы, стихотворения.

Основным видом упражнений является повседневная работа учителя, который так организует взаимоотношения детей в коллективе, чтобы они сами стремились к соблюдению правил поведения. Он постоянно напоминает о правилах, следит за их выполнением. Таким образом, и учитель, и младшие школьники контролируют выполнение отработанных на занятиях правил культурного поведения. Поведение учителя на уроке, требования, которые он предъявляет детям, стиль его отношения к ним, его манеры, походка, одежда – всё это также позволяет воспитывать культуру поведения младшего школьника.

В начальных классах систематическая работа по воспитанию культуры поведения идёт обычно успешно и эффективно, что связано с рядом особенностей присущих младшему школьному возрасту. Прежде всего, это уважение, авторитет, которым пользуется учитель у детей. Каждое слово педагога, его требования – закон для детей. Нельзя также забывать о том, что ученики остро переживают новизну своего положения. Они чувствуют, что повзрослели, заняты нужным, серьёзным делом. В системе новых требований к поведению ученика требования культурного поведения воспринимаются детьми очень серьёзно.

Следует учесть, что дети старшего возраста, особенно подростки, иногда переживают чувство неловкости, неудобства в выполнении тех правил культурного поведения, которые связаны главным образом с внешней культурой. Это возрастная особенность затрудняет работу педагога. Поэтому особенно важно начинать её рано, сделать привычными, обычными для детей правила культурного поведения.

В младшем возрасте дети легче тренируются, упражняются в ситуации, которая создаётся учителем на специально организованных занятиях. Занимательные формы упражнений предают им особый интерес, дети всё выполняют с увлечением и всегда ждут следующих занятий. Большая эмоциональность младших школьников позволяет вызвать нужный интерес к занятиям по культуре поведения. Всё это облегчает работу учителя. Однако некоторые особенности детей требуют от педагога особого внимания. Так, способность и стремление детей к подражанию заставляют учителя следить за собой, выполнять все те правила культуры, которые он внушает детям. Отсутствие культуры поведения самого учителя значительно снижает эффективность всей проводимой им работы.

Необходимо помнить о конкретности детского мышления, с чем связана ситуативность применения правил поведения. Если ребенок привык здороваться с учителями в школе, то на улице он может с ними не поздороваться. Дети научились, входя в школу, снимать шапку, а зайдя за товарищем домой шапку не снимают, так как это уже новая обстановка для ребёнка. Происходит сужение тех условий, в которых применяются правила. С другой стороны, дети, привыкнув здороваться со взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече, то есть они расширяют сферу применения правил. Детей надо специально учить применять правила в разных ситуациях. Об этом им надо напоминать, говорить.

Начиная с первого класса, учащимся дают, постепенно расширяя, определенный круг правил по одной и той же тематике, содержание которых постепенно обогащается.

Следует иметь в виду, что многие правила, о которых говорит учитель, знакомы детям. Родители требовали от детей выполнения многих правил. Учитель дополняет имеющиеся у детей знания, приводит их в определённую систему, подкрепляет требование родителей своими требованиями, своим авторитетом.

Работа по культуре поведения будет успешной, если учитель удачно сочетает разъяснения правил и упражнения детей. Разъяснение на занятиях проводится в разнообразных формах. Многое дают беседы учителя с детьми.

Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют в беседе друг друга, иногда, наоборот, высказывают разные мнения. Здесь раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы или незнакомы совсем. Выслушав детей, педагог обобщает всё сказанное, формулирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях. Ошибки детей позволяют учителю судить о том, какие неверные представления сложились в их сознаниях. На закрепление и разъяснение новых для детей правил учитель затрачивает большую часть времени.

Правило разъясняют детям в беседе, привлекая на помощь басни, рассказы, стихотворения. По некоторым из них можно делать инсценировки. Например, учитель предлагает детям показать, как надо здороваться, входя в класс. Если есть ошибки, учитель стремится обратить внимание учащихся так, чтобы они сами могли их исправить.

Показ является началом упражнения детей в правильном поведении. Во время занятий упражнения часто проводятся в виде игры. Игра очень увлекает детей, они с удовольствием учатся правильно вести себя.

Основным видом упражнений является повседневная работа учителя, который так организует взаимоотношения детей в коллективе, чтобы они сами стремились к соблюдению правил поведения. Он постоянно напоминает о правилах, следит за их выполнением. Таким образом, и учитель, и дети контролируют выполнение отработанных на занятиях правил культурного поведения. Закреплять можно правилами этикета в картинках.

При формировании навыков и привычек культурного поведения целесообразно использовать материал из книги заслуженного учителя Российской Федерации Виля Суфияновича Казыханова «Уроки нравственности». Данное пособие разработано по принципу представления учителю поурочных технологических сценариев, что максимально облегчает работу педагога, гарантирует высокую результативность урока воспитания и выполнения заданной цели. Это пособие не только рекомендует или советует, а учит учителя как с первой и до последней минуты урока организовать и вести процесс формирования нравственных понятий и совершать нравственные поступки в соответствии с теорией и технологией творческого становления.

Разнообразие, занимательность форм работы – одно из главных условий того, чтобы дети с интересом относились к занятиям. Особенно хорошо воспринимается детьми чтение учителем художественных произведений. Для воспитания культуры поведения можно использовать произведения следующих авторов:

В.Осеева, А.Барто, С.Маршак, Е Пермяк, С.Михалков, Ю.Тувим,

К.Чуковский, А.Дорохов, В.Лифшиц, В.Голышкин, Э.Киселёва,      

О.Высоцкая.        

Задача учителя – добиться того, чтобы все дети овладели необходимыми нормами культурного поведения в школе, на улице, в общественных местах. Для этого наряду с общей работой в классе учитель должен вести определённую индивидуальную работу. Каждый из детей требует к себе особого подхода.

Индивидуальная работа строится на основе фронтальной работы с классом, и вести её необходимо в тесном контакте с родителями, разъясняя им правильные методы воспитания ребёнка и договариваясь о единой линии педагогического воздействия. Самое главное – привлечь родителей к систематическому контролю за выполнением детьми правил культурного поведения в повседневной жизни.

Для этого рекомендую провести ряд собраний, на которых необходимо ознакомить родителей сначала с содержанием программы «Этикет», затем с методами и формами работы по программе и показать важность воспитания в семье. Такие собрания, как «Роль семьи в формировании личности ребёнка», «Один день жизни ребёнка в семье», «Какого человека мы растим» и др. помогают включить родителей в процесс воспитания и развития детей и направить этот процесс в правильное русло. Хорошо также помогают анкеты, проводимые с родителями на собраниях. Темы: «Какой вы родитель», «Какой вы воспитатель», «Позвольте им быть собою» и т.д. помогают выявить недочёты в воспитании детей и своевременно их исправить. С детьми также рекомендую проводить анкетирование с последующим ознакомлением с ними родителей. Так анкеты «Родители глазами детей», «Я и моя семья» помогают родителям увидеть пробелы в воспитании и своевременно ликвидировать их. В работе с родителями можно использовать различные памятки, высказывания выдающихся педагогов и отрывки из художественных произведений:

  1. В.А.Сухомлинский: «Ребёнок – зеркало семьи.  Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
  2. Памятка для родителей.

Внимание! Перед тем, как взяться за ремень:

  • Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребёнок ведёт себя так, как вам не хочется. Не действуйте с горяча!
  • Подумайте, не требуете ли вы от ребёнка слишком многого.
  • Подумайте: может быть, поступок ребёнка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребёнок попал в трудную ситуацию.
  • Помните, что вы можете помочь своему ребёнку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
  1. Стихотворение С.Осиашвили. Посадите дерево.

             Весёлое дерево листьями машет,

             Весёлые дети под деревом пляшут,

             И мне потому так спокойно на свете,

             Что есть это дерево, есть эти дети.

                        Ведь этот мальчишка и эта девчонка –

                        Кровинка моя, колосочек мой тонкий,

                        И дерево это – зелёное пламя –

                        Посажено было моими руками.

                    Кружится Земля, наши годы уходят,

                   И этот порядок извечен в природе…

        Но мы не исчезнем бесследно, как ветер,

        Останутся наши деревья и дети.

        Пускай они вместе растут и мужают

        И землю в наследство от нас получают,

        А чтобы она становилась добрее,

        Научим детей – пусть сажают деревья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по культуре поведения младших школьников.

Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

"Воспитание культуры поведения у младших школьников" Родительское собрание

Личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей....

Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников" 2 класс

Данную презентацию можно использовать для проведения родительского собрания во 2 классею Конспект собрания прилагается....

Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников".

Что такое "культура поведения" ребенка? Почему ребенок часто проявляет свою агрессию по отношению к окружающим? Как с этим справиться? На эти и другие вопросы учитель на протяжении соб...

Родительское собрание "Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника"

Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Воспитание культуры поведения у младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание - основной прием общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на открытый разговор? Как помочь им увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого взрослого в ...