Как приручить ребёнка заботиться о своём здоровье.
статья по теме

 

С каждым годом здоровых детей рождается всё меньше и меньше. По данным статистики в последнее время рождается лишь 5% здоровых детей. На здоровье детей оказывает влияние следующие факторы:

  • наследственность – доля влияние составляет 20%.
  • воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы) – доля влияния 20%.
  • организация медицинского обслуживания – доля влияния 10%.
  • социально-экономические факторы и образ жизни – доля влияния 50%.

Эти данные заставляют нас обратить самое серьёзное внимание на четвёртую группу факторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Широглазова Е. Б.

учитель начальных классов

С каждым годом здоровых детей рождается всё меньше и меньше. По данным статистики Горздравотдела в последнее время рождается лишь 5% здоровых детей. На здоровье детей оказывает влияние следующие факторы:

  • наследственность – доля влияние составляет 20%.
  • воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы) – доля влияния 20%.
  • организация медицинского обслуживания – доля влияния 10%.
  • социально-экономические факторы и образ жизни – доля влияния 50%.

Эти данные заставляют нас обратить самое серьёзное внимание на четвёртую группу факторов. В нашей школе функционируют классы КРО VI вида для детей с нарушениями осанки.  В результате нарушения осанки у детей ухудшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, возникают проблемы с пищеварением, ослабляется нервно- мышечный аппарат, понижаются эмоциональный тонус, работоспособность. Поэтому  работа по формированию у детей  сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни особенно актуальна.

 Немаловажно отношение ребёнка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, объём двигательной активности, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками. Чтобы ребёнок рос здоровым, только усилий со стороны родителей недостаточно. Их усилия достигнут результата лишь при одном условии: если к этому же будет стремиться сам ребёнок, если он, поняв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своём собственном здоровье. Возможно ли это? Да, вполне возможно. Только для этого ребёнок должен узнать, как устроен человеческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему навредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить своё здоровье. Нужно лишь отобрать необходимую ребёнку информацию и преподнести её в интересной и доступной для его понимания форме. Сейчас на книжном рынке много изданий, адаптированных к детскому восприятию. В домашних условиях для этого не нужно специального времени, всегда найдётся подходящий случай. Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру – всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребёнок видит и слышит со стороны родителей». В настоящее  время, родители  большей степенью заняты зарабатыванием денег, общение с ребёнком отодвигается на второй план.

Кто же если не учитель, расскажет о том, как устроен человек, что надо делать, что бы помочь своему организму работать чётко и слаженно, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней. Учитель сам может решить, как и о чём говорить с детьми, главное помнить о цели подобных бесед, сделать так, чтобы знания о здоровье преобразовывались в сознательные поступки и поведение, не вредящие организму.

Формирование у ребёнка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычка – это поведение, образ действия, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Значение привычки в воспитание детей отмечалось и в пословицах, передаваемых из поколения в поколение: «Учи показом, а не рассказом», «Привычку -  не рукавичку, не повесишь на спичку». Каждое указание взрослого на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнять. Все объяснения должны быть как можно доступны и понятны ребёнку. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идёт формирование привычки.

 Для дошкольного и младшего школьного возраста важно выработать привычку соблюдение правил личной гигиены. Это – чистота рук, чистота тела, уход за ногтями, волосами и зубами. Как сделать, что бы выполнение ребёнком требование гигиены превратилось в привычку? Можно составить календарь выполнение правил гигиены. Каждое правило оценивать одним баллом. В конце недели подсчитывать, сколько баллов ребёнок заработал. При максимальном количестве баллов поощрять.

Сейчас в период компьютеризации, дети стали меньше времени проводить на свежем воздухе. Существует утверждение: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребёнок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Поэтому в образовательных учреждениях в оздоровительных целях необходимо создавать условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в свежем воздухе. Это – проветривание помещений и прогулки с подвижными играми. Свежий воздух – самое доступное средство закаливания.

Ребёнок должен знать, что главные факторы, которые помогают сохранить и укрепить здоровье – это солнце, воздух и вода. Ежедневные ножные ванночки, душ, купание, обтирание – это прекрасное средство закаливания. Важно воспитывать у ребёнка стремление и привычку к закаливанию организма, научить ребёнка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами.

Лучшая профилактика утомления и болезней – это полноценное питание и крепкий сон. Ребёнок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья. Спать не менее 10 часов.

Причиной формирования определённого отношения к здоровью у ребёнка являются сами взрослые, как носители определённых физических и  психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью у ребёнка. И родители, и учитель должны  собственным примером показывать детям  положительное влияние здорового

образа жизни на человека.

Используемая литература:

Е. А. Бабенкова. Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития.



Предварительный просмотр:

Вирус цифрового слабоумия (Всем родителям на заметку)

    Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
    В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!
  Хотите сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.
   Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.
    Вы будете шокированы, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.
    Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.
   Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!
   Вы спроситее, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот вам и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
   Думаете, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаете ли Вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире. «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.
    Но Вы еще можете спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Вы будете удивлены, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.
    Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».
    Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.
    Вот Вам и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумайте, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дадим ребёнку шанс сохранить своё здоровье!

«Дадим ребёнку шанс сохранить своё здоровье!» Материал подготовила учитель начальных классов МОУ гимназии № 8 г. Райчихинска Остолош Ольга Николаевна. Здоровье человека – это актуальная тема для разго...

Методическая разработка. Проект "Моё здоровье и я забочусь о своём здоровье". Беседа : " День сна. Почему человеку надо спать?"

Методическая разработка.Проект "Моё здоровье и я забочусь о своём здоровье".Беседа : " День сна. Почему человеку надо спать?"...

Основные пути развития, реабилитации, социализации и интеграции в обществе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со с...

Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье

Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка....

Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»

Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...

Особенности формирования жизненно важной компетенции – заботы о своем здоровье, в частности приучение к ежедневному выполнению комплекса физических упражнений, обучающихся с РАС.

В статье рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации комплекса упражнений, а также обосновывается его значимость для обучающихся с РАС....