"Жестокое обращение среди сверстников учеников младшего школьного возраста".
консультация на тему

Ужастова Ирина Михайловна

Жестокость может проявляться не только в физической, но и в психологической форме. Такой опыт может негативно сказаться на отношениях ребенка со сверстниками, семьёй, а так же на отношениях с самим собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Жестокое обращение среди сверстников учеников младшего школьного возраста.

(Беседа с родителями).

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины жестокого поведения детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком.

     Наступил 21 век. Век скоростей, передовых технологий, взрывных эмоций. В нашей жизни все меньше доброты, милосердия. За суетой и повседневными делами мы порой не видим друг друга, редко встречаемся с родными, не понимаем и критикуем наших детей, оставляя их один на один с этим жестоким миром.

Горько сознавать, что спустя почти 100 лет мы снова встретились с проблемами беспризорности, безразличия, жестокости, физического наказания детей.

     В ходе беседы мы с вами попытаемся найти ответы на следующие вопросы:

  • Что такое жестокость?
  • В отношении кого человек проявляет жестокость чаще всего?
  • Почему дети становятся жестокими?
  • Что вы понимаете под родительской жестокостью?  
  • Могут вырасти у жестоких родителей добрые дети?

Так что же такое "жестокость"?

В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова даётся такая трактовка этому термину. "жестокий (человек) - крайне суровый, безжалостный, беспощадный..."

Жестокость – свойство личности, в прямом проявлении активности, направленное на причинение другим существам боли и страданий. При этом субъект испытывает удовольствие.

А сейчас мы остановимся на "детской" жестокости. Откуда она в этих хрупких созданиях?

        Жестокие отношения между сверстниками в наше время дело обычное. Наверное, в каждой школе найдется хотя бы один класс, где можно наблюдать это. К сожалению, никто не может точно сказать, откуда у детей возникает такая ненависть друг к другу. Зачастую проявлять жестокость к другим начинают те дети, у которых проблемы в семье, есть неудачи в школе, им сложно найти друзей в классе. Обычно в такой ситуации у ребенка бывает два выхода: либо замкнуться в себе, либо срывать злобу на более слабых детях. При выборе первого пути подростки становятся скрытными, малообщительными и замкнутыми. Как правило, у таких детей мало друзей, им труднее найти место в коллективе. Выбрав второй путь и срывая злость на слабых, можно заработать дурную репутацию в классе и тогда все будут тебя бояться, либо заиметь «друзей», которые сразу тебя покинут, если в классе появится человек сильнее тебя.

Как мы смогли допустить подобное? И, наверное, нет смысла искать виновных. Виноваты все: интернет и СМИ, занятость родителей, решение жилищных и бытовых проблем, "спихивание" ребёнка бабушке и дедушке. А ребёнок будет ждать? Нет! Он идёт на улицу. И здесь происходит самое страшное, порой непоправимое. За суетой забот мы забываем о том, что ребёнок - это уже личность. На улице он сам принимает решение, чувствуя себя взрослым, всесильным...Забыто и "золотое слово" из Библии: "Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе." Почему же наши дети вне дома и школы ведут себя по-другому? Малыш, играя, выкалывает кукле глазки, отрывает руки, а мы, взрослые, равнодушно смотрим на всё это и даже не пытаемся остановить, объяснить...

     На школьном дворе мы видим голубя с перебитыми крыльями, возле своего подъезда - собаку на трёх лапах, без хвоста... Почему страдают "братья наши меньшие"? Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери писал, что "мы в ответе за тех, кого приручили…", а Н.А Заболоцкий сказал:

У животных нет названья,

Кто им зваться повелел?

Равномерное страданье -

Их невидимый удел...

Причины, провоцирующие жестокость.

-Давайте еще раз вместе проанализируем основные причины, провоцирующие жестокость среди сверстников.

Основные факторы, провоцирующие и стимулирующие жестокость в ученическом сообществе:

- внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей,

- предшествующий жизненный опыт школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении (семье, группе сверстников, учреждениях образования),

- недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах,

            Жестокость может проявляться не только в физической,

но и в психологической форме. Такой опыт может негативно сказаться

на отношениях ребенка со сверстниками, семьей, собственными детьми,

а так же на отношениях с самим собой!

Причин достаточно много, если мы все вместе будем работать в одном направлении: будем слушать музыку, звонкую тишину леса, читать прекрасные произведения художественной литературы, переживать и радоваться вместе с героями книг, тогда мы действительно станем добрее и забудем о насилии и жестокости.

Давайте задумаемся над тем, что мы делаем, давайте не будем пассивными наблюдателями. И тогда наше "завтра не будет похоже на "сегодня".

   Что делать?

- предпринять все возможные меры по прекращению жестокости в данный конкретный момент,

- оповестить классного руководителя, оповестить родителей,

- рекомендовать обращение к психологу,

- оповестить ответственного по школе.

      Ребенок может терпеть и жестокое отношение от самых родных людей.

- Родители часто бывают жестокими с детьми?

- Что вы понимаете под родительской жестокостью?

- Могут вырасти у жестоких родителей добрые дети?

На следующие вопросы вы можете не отвечать вслух, но обязательно задумайтесь над ними.

-Приходилось ли вам быть жестокими?

-Жалеете ли вы об этих поступках?

VI. Советы родителям.

Заслушайте памятку для родителей и постарайтесь по возможности следовать ей.

Памятка для родителей:

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
  • Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Интересуйтесь, чем увлекается ваш ребенок. Что смотрит в интернете, в какие игры он играет, какими фильмами увлекается.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил:

     « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере.     Будьте во всём образцом своим детям!

 

 Памятка родителям (раздается)

РОДИТЕЛЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ:

  • оскорблять ребенка;
  • жестоко наказывать его и бить;
  • говорить ребенку: «Ты плохой, я тебя не люблю!»;
  • сравнивать ребенка с другими детьми.

  • показать ребенку, что его любят и ценят просто за то, что он их ребенок;
  • поощрять и хвалить малыша за хороший поступок: «Ты сделал так здорово», «Мне приятно, что ты…», «Я горжусь тобой»;
  • установить границы наказания (оно никогда не должно быть слишком жестким);
  • при необходимости обратиться к классному руководителю, детскому психологу;
  • интересоваться, чем увлекается ваш ребенок. Что смотрит в интернете, в какие игры он играет, какими фильмами увлекается;
  • обращать внимание на поведение ребенка, когда он бывает груб, жесток с игрушками и окружающими.

Памятка учащемуся.

ДОРОГОЙ ДРУГ! Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода:

  • обязанности перед самим собой,
  • перед семьёй,
  • перед государством,
  • перед другими людьми вообще.  (Гегель)

1.     Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.     Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.     Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.     Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.     Не будь равнодушен к злу… Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений как средство формирования личностных результатов учеников младшего школьного возраста

Проблемный семинар. Лекционно - практическое занятие  для творческой группы учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятель...

Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте

Статья посвящена особенностям общения младших школьников со сверстниками, развитию их общения и дружбы с 1 по 4 класс. Перечислены характеристики, которыми наиболее часто обладают "популярные" и "непо...

«Влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей учеников младшего школьного возраста».

«Влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей учеников младшего школьного возраста»....

Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста...

Использование гаджетов, как средство мотивации ученика младшего школьного возраста

Использование гаджетов, как средство мотивации ученика младшего школьного возраста...

Статья "Способы развития самостоятельности у учеников младшего школьного возраста на внеклассных занятиях".

Одним из качеств современного успешного  человека является самостоятельность, умение  находить и принимать решение в различных ситуациях. Поэтому одной из задач воспитателя и учителя являетс...

Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте.

Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются межличностные отношения с одноклассниками и учителем Теперь    основной  деятельностью  и обязанностью ребенка ст...