Особенности развития индивидуальных достоинств личности младших школьников
статья (1 класс)

Фокина Наталья Александровна

Актуальность темы заключается в том, что современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится   действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные   от данного  индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Воспитание в семье  - ключевое звено для успешного развития достоинств ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Особенности развития индивидуальных достоинств личности младших школьников

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны, сейчас, большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Если, по отношению к развитию познавательных процессов можно сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста [23, С. 45]

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни [3, С.72].

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное   воздействие[45, С.127].

Личность, чаще всего, определяют, как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки [25, С.19].

Как указывает ряд авторов «в качестве субъективных показателей благополучия человека выступают степень удовлетворения индивидуальных потребностей, самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье. В свою очередь, в структуре субъективного качества жизни выделяют два компонента: аффективный и когнитивный. Если когнитивная оценка состоит в оценивании своей жизни путем сравнения с жизненными условиями других людей, то аффективная оценка предполагает эмоциональное восприятие личностью собственного существования. Эта эмоциональная оценка качества жизни определяется четырьмя составляющими – физическим, психическим, социальным и духовным функционированием индивида» [цит. по 17, С. 117].

Если мы будем рассматривать вопрос о  субъективных показателях благополучия младших школьников, то, несомненно, одним из показателей будет успешность обучения в школе, то есть успешность в ведущей деятельности. Переход от дошкольного детства к школьному, характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил  [42, С.173]

Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка — это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости. Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям.

Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. При этом социальная мотивация учения у младшего школьника настолько сильна, что он не всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять то или другое задание — раз оно исходит от учителя, дано в форме урока, значит, это нужно, и он это задание будет выполнять как можно более  тщательно [45, С. 198].

Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми организует поведение ребенка: он считается с их мнениями и оценками, старается выполнять правила поведения [12, С. 167].

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.

 В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7—8 лет является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.

Формирование нравственных качеств личности — специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения, которые составляют фундамент качеств личности.

Прежде чем предъявлять требование и контролировать его выполнение, взрослый должен убедиться в том, что ребенку понятен его смысл.

Эксперименты показали, что в случаях, когда удается сформировать эмоционально положительное отношение к выполнению предъявляемых требований, привычка формируется в течение одного месяца; в случаях, когда применяется наказание, не формируется ни нужной привычки, ни правильного отношения. Таким образом, формирование у детей устойчивого правильного поведения и становление на его основе качеств личности протекает успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не способом принуждения [36, С. 157].

Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. Именно этот возраст является благоприятным для развития индивидуальных достоинств младших школьников.

В системе гуманистического воспитания, направленного на становление школьника субъектом собственной жизни, достоинство личности становится ключевым новообразованием и определяет общий процесс ее развития. Достоинства личности характеризуется осмыслением и объективной самооценкой воспитанником своей социальной значимости как Человека, эмоциональным проживанием потребности в укреплении и развитии на этой основе самоуважения и резистентности, а также этической саморегуляцией своих действий и поступков, мобилизацией волевых усилий, позволяющих вести себя достойным образом в любых жизненных обстоятельствах. Модель достоинства личности в контексте нравственных отношений включает в себя синкретическое сочетание взаимосвязанных и взаимоопределяющих элементов: «образ Человека как феномена мира», «образ Другого как Человека», «образ своего «Я» как Человека» как лицо, представительствующего человечество». «Встроенность» элементов этой модели предотвращает зарождение индивидуализма в личности школьника достоинство снимает индивидуализм.

Воспитание достоинства личности есть не что иное, как педагогическое содействие становлению и развитию данного спонтанного образования, благодаря следующим методическим механизмам: обеспечение школьной социальной среды как единого этического поля с акцентированным вниманием к Человеку как ценности; организация созидательной деятельности школьника, инструментованной как самоутверждение «Я» личности и выражение реальных отношений к человеку как таковому, в том числе, и самому себе как Человеку; организация осмысления школьниками себя в этом мире, других людей и проживание своей причастности к человечеству; привлечение широкой палитры представления достоинства средствами искусства, персоналиями и личным примером педагогов. Эффективность процесса воспитания достоинства личности достигается высоким уровнем профессиональной компетенции школьных педагогов, их этической, психологической, методической и технологической готовностью.

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения [55, С. 149].

Ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. «Я хороший» — внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции — большие возможности для воспитания. Притязая на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить свое право на это признание. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения — старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших [67, С. 133].

Стремление «быть как все» возникает в условиях учебной деятельности из-за следующих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей.

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Конформное поведение, следование за сверстниками типично для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях [10, С. 23].

Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников.

Стремление к самоутверждению также стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, чего от него ожидают (в первую очередь, это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов [53, С. 89].

Таким образом, младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности, возраст развития индивидуальных достоинств личности.

Список литературы

1.        Алферов, А.Д.  Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии [Текст]/ А.Д.  Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.

2.        Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст]/ А.Адлер. - М.: Просвещение, 1995. -  296 с.

3.        Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 тт. [Текст]/Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.

4.        Бернс, Р.  Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]/ Бернс Р. – М.: Прогресс,1986. – 424 с.

5.        Бандзеладзе, Г.Д. О понятии человеческого достоинства [Текст]/ Г.Д. Бандзеладзе. - Тбилиси, 1979. - 107 с.

6.        Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]/ П.П. Блонский. – М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 578с.

7.        Большой психологический словарь [Текст]/ Под.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –  М.: Олма-пресс,  2003. –  667 с.

8.        Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]/ Бордовская Н.В., Реан А.А.  – СПб.: Питер,  2003. – 299 с.

9.        Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Божович Л.И. – М: МПСИ;       Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 387с.

10.        Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] // Вопросы психологии. – 1979. - №4. – С. 23-24.

11.        Божович, Л.И. Личность   и   ее   формирование   в детском возрасте [Текст] /      Л.И.  Божович. –  М.:  Педагогика,  1998. – 287 с.

12.        Божович, Е.Д. Психодидактические вопросы развития школьника, как субъекта учения // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения [Текст]/ Под ред. Е.Д.Божович - М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2000. С.6-25.

13.        Бурлачук, Л.Ф.   Словарь-справочник      по      психодиагностике [Текст]/       Л.Ф.  Бурлачук,      С.М. Морозов.   –   М., СПб.: Питер,  2003. – 518 с.

14.        Валлон, А.   Истоки  характера у  детей: Часть3. Самосознание [Текст] //Вопросы психологии. – 1990. -  №6. – С. 121-133.

15.        Возрастные особенности психического развития детей: сб. науч. тр. [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной – М.: АПН СССР, 1982. – 164 с.

16.        Возрастная и педагогическая психология [Текст]/Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1993. – 308с.

17.        Волчегорская, Е.Ю. Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 113-119

18.        Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский -  М.: Педагогика, 1991.- 341с.

19.        Газман, О.С. Воспитание как развитие индивидуальности [Текст]/В кн. Неклассическое воспитание -  М.: Мирос, 2002. - 381с.

20.        Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст]/ Р.М. Грановская– 2-е изд. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1998. – 560с.

21.        Гребенюк, О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст]/ - М.: Мирос, 2002. – 241 с.

22.        Гримак, Л.П.  Общение с собой: начала психологии активности [Текст] / Л.П. Гримак – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.

23.        Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В.Петровского) [Текст]/ - М.: Просвещение, 1973, С. 66-97.

24.        Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [Текст]// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.:ИПП, 1996. –  297 с.

25.        Захарова А.В., Худобина, Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов в младшем школьном возрасте [Текст]//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

Развитие самостоятельной творческой личности младшего школьника посредством использования технологии системно-деятельностного подхода.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных нача...