Размышления о ФГОС
статья по теме

Карачурина Елена Марсовна

Материал собирался из разных источников. Подготовлен для выступления на методическом совете школы в октябре 2012 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_razmyshlenie_o_fgos.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕДЕНИЕ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ПЕРВЫЕ ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ)

Выступление на школьном  методическом совете  11 октября 2012 года

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

«Наша новая школа» образовательная инициатива 
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" Президент Российской Федерации Д. Медведев определил не только основные цели образовательной системы, но и наметил основные пути модернизации современной школы:
« Новая школа - институт, соответствующий целям опережающего развития;

 Новая школа - школа для всех;

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет;

 Новая школа - это современная система оценки качества образования;

Новая школа - это современная инфраструктура;

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом»

В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и заложена  в Федеральных образовательных стандартах. Итак, социальный заказ получен. Нам же предстояло не только досконально разобраться в научной основе федерального государственного стандарта, изучить все имеющиеся на тот момент немногочисленные практики, но и разработать ключевые документы: Основную образовательную программу начального общего образования Кунашакской средней общеобразовательной школы; программу духовно – нравственного развития и воспитания, рабочие программы по всем предметам.

Все мы столкнулись  с  проблемами при разработке этих программ. Нашим методическим советом была проведена огромная предварительная работа с учителями начальных классов: теоретические чтения, обсуждения, семинары - практикумы. Учителя прошли курсы повышения квалификации. Распределены ответственные «разработчики»  программ.  Каждый учитель летом разрабатывал рабочую программу по определенному предмету: Сайдахметова А.М. – Русский язык и Литература; Абдрахимова Р.Т.– математика; Гузаирова А.Э. – Окружающий мир; Карачурина Е.М. – ИЗО и Технология. Гилязова М.М. занималась разработкой программы духовно – нравственного развития и воспитания. Билалова С.Р. разработкой основного документа -   образовательной программой начального общего образования Кунашакской средней общеобразовательной школы

 Разрабатывая эти   программы, сказывался недостаток опыта у педагогов в самостоятельной разработке таких программ. За основу был взят «Сборник Рабочих программ»  К сожалению, представленные в этой книге программы  объемны и декларативны. Многие формулировки и положения повторяются из программы в программу. Кто-то использовал возможности интернет – форумов для учителей.

Перед нами возникли вопросы:

 *  требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Все знают, что в результате мы должны отныне сформировать УУД (Универсальные Учебные Действия).

Много лет перед учителями стояла задача формирования у детей  ЗУНов. Учителей в институтах на протяжении четырех - пяти лет учили методикам преподавания, закладывания в учащихся этих самых ЗУНов. Теперь за короткий срок они должны перестроиться на формирование УУД. Краткосрочные курсы не могут избавить от стереотипов, пронизывающих школьную жизнь, педагогику, методику.Говоря о новых стандартах, я думаю, что и вводить их должны были молодые,  активные выпускники колледжей и ВУЗов.  Может они и научили бы нас работать по новому.

А есть ли разница между УД-учебными действиями и УН-умениями и навыками? И в том и в другом случае мы должны научить ребенка выполнять какую – то работу самостоятельно, опираясь на свои знания об источниках информации. В случае с ЗУНами этим источником информации чаще всего являлась, уже начиненная знаниями,  голова ребенка, голова учителя, а УУД предполагают опираться не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации, искать, находить  и действовать! В принципе, самостоятельность мы и раньше старались воспитывать, но это не было главной целью.

*Вторая проблема – оценка УУД. Чтобы оценить ЗУНы мы брали вполне определенные критерии и выставляли ребенку отметку по пятибалльной  шкале. Было понятно за что какую оценку получил. Как, по каким критериям оценивать УУД? Видимо, надо уходить от традиционной отметки, но какая доля самостоятельности будет позволена нам сверху?  А как будут оценивать результаты ЕГЭ – по УУД или по знаниям? А как он сможет поступить в высшее учебное заведение – по УДД или по знаниям?

Пока только противоречия.

Говоря о кадровых трудностях введения стандарта, нельзя не коснуться особого вопроса о личности учителя. Личность учителя понимается мной как основная составляющая содержания образования, опора, направляющая, на которой строится система. Потому и требования к учителю особые, миссионерские. Новый стандарт требует от педагога быть проводником идей гражданственности, нравственности, государственности и т.д. Значит, учитель должен быть гражданином, государственником, нравственным человеком. Так ли это на самом деле? Есть подозрение, что в  угаре борьбы за влияние власти мы потеряли учителя, превратив его в педагогического раба, обслуживающего в первую очередь прихоти региональных и муниципальных чиновников, гораздых на выдумки в части проведения великого множества срочных массовых мероприятий и написания великого множества срочных и важных отчетов. Может что-то и изменится в будущем? Если к этому добавить низкую заработную плату педагога, то вывод напрашивается очень грустный: профессия «учитель» не пользуется уважением, и скоро в школе останутся  далеко не лучшие, и  как бы в ней не остались персонажи комедий.

Начальная школа давно стала экспериментальной площадкой. Помним прекрасно как вводилась «Гармония»: учебники еще не поступили, а уже пришли контрольные… Апробация  программы «Перспектива» тоже не начиналась радужно: учитель отучил 1 класс, а учебников 2 класса он и в глаза не видел… Методичек вообще не было. Апробацию начали, а предметную линию не закончили.

Малышам обещают «умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением». Предполагается, что каждая школа оснащена должным количеством компьютеров, видеокамер, интерактивных досок и прочей техникой. На деле все обстоит несколько иначе…А у нас не в каждом классе имеется АРМ, в деревнях учителя на урок ходят со своим  ноутбуком.
И, наконец, самый новый предмет. Все школьники страны от Магадана до Калининграда в 10-м и 11-м классе будут обязаны изучать предмет под названием «Россия в мире». Этот курс должен научить всех подростков патриотизму. Для нового предмета придется раскошелиться: учебники, программы, методички, переподготовка. Но! Самое главное — пока курса «Россия в мире» никто не видел…

Мы все время  бежим впереди паровоза.

*Устоявшийся педагогический менталитет воспримет ли основу стандарта -
системно-деятельностный подход?

Предстоит огромная работа среди педагогов по разъяснению сути нового стандарта, и успех этой работы будет зависеть от нашей настойчивости и согласованности действий. Новый стандарт предполагает диагностический уровень мышления педагога, способность реагировать, действовать ситуативно, потому что ребенок — это субъект (а не объект, как в традиционной парадигме). Новый стандарт предполагает, что учитель не просто человек, обладающий знаниями по предмету, владеющий методикой работы по какому-либо учебно-методическому комплекту, а определенным образом организованная продуктивная (компетентная) личность, способная свою продуктивность (компетентность) передавать ученику через определенные формы поведения. И не получится ли как у классика:
«Маленького принца» Антуана Де Сент-Экзюпери: «Я много раздумывал о полной приключений жизни … и нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Я показал моё творение взрослым… Взрослые посоветовали мне не рисовать больше…. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя».  Главной  задачей педагогов и родителей в Новой школе должны стать: создание благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, создание такой творческой среды, чтобы каждый из детей мог проявить свои таланты, найти ту единственную тропинку, по которой он пройдёт всю свою жизнь, найдёт «веру в себя».
Меняются министры, а школа остается. И каждый новый министр приходит со своими идеями.

Теперь у нас новый министр и очередной "инновационный"  проект "Умная школа". Хочется  верить и надеяться, что станет меньше бумажек, что мы вернемся к работе собственно с детьми, а не только с документами... Вот только когда случится  это?

Лучше всего образован тот, кто больше всего понимает о жизни,
в которой он находится.

 

Сегодня можно услышать множество обвинений в адрес образовательной системы современной России: «Учителя дают детям невостребованные в жизни знания; реформы мешают учиться…» и часто вспоминают образовательную систему СССР: « А вот раньше учили, не то, что сейчас…». Многие, в том числе и учителя, часто сетуют на то, что Советская школа была лучшей в мире, давала замечательные энциклопедические знания, ученики добивались высоких результатов, и все было хорошо... Зачем что- то менять?

1. Образование в Советской школе 
Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось очень высоко; страна занимала 2-е место по уровню образования, в пользу этого говорят блистательные результаты российских школьников на международных олимпиадах; выпускники по окончании школы могли продолжить образование фактически по любым специальностям, так как знания давались по всем направлениям науки… Но ключевое слово в этих фразах «была». Советское образование как система сложилось в СССР в 30–50-е годы прошлого века. Частично заимствованная у западных стран, она была адаптирована под советские стандарты и цели воспитания всесторонне развитой гуманистической личности, патриота и гражданина, строителя коммунистического общества. В уходящем в прошлое индустриальном обществе система образования являлась своего рода поточной системой. Массовое образование служило целям индустриального производства, готовило работоспособные элементы механизма, да и само было хорошо отлаженным механизмом, индустрией по производству кадров. Вся отечественная образовательная система: ясли, детские сады, школа, пионерские организации, вузы, призванная взрастить класс дисциплинированных трудящихся, была ориентирована на обучение молодежи в обществе, где образование было «обязательным», мотивация к учению у школьников была достаточно низкой. Отсюда сложилась традиционная ориентация учебно-воспитательного процесса, формой организации которого стала классно-урочная система. Классно-урочная система давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц», но в то же время именно она позволяла охватить «знаниями» большой процент населения.

2. Модернизация системы образования в России 
Времена прошли, изменились отношения в обществе, поменялся уклад жизни, а прежние институты остались. Старые, советские, школы перестали отвечать требованиям, предъявляемыми к образованию и воспитанию «Нового» человека постиндустриальным обществом. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Вхождение России в 2003 году в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране, что влечёт за собой необходимость реформы среднего образования, причём реформы не только системы, но изменение содержания образования является вынужденной необходимостью «экономическое и социальное развитие показало необходимость в определении критериев, предъявляемых к образованию… Переход к экономике, основанной на знаниях, которая может достигнуть значительного роста, расширить и усовершенствовать рынок труда, усилить социальные связи, несет новые задачи по развитию человеческих ресурсов…»

Переход на новые экономические отношения означают и смену понимания образования как достояния личности, как средства её самореализации, средства построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т.д.
В рыночной экономике образование, квалификация становятся капиталом специалиста. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающихся, самоорганизация их учебной деятельности. Учитель всего лишь должен направить учащегося в его самостоятельном движении от незнания к знаниям.

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за социально-экономическое процветание страны. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. То есть
модернизация системы образования - вынужденная мера, которая позволит сформировать модель «нового человека», способного творчески мыслить, реализовывать свои интересы и склонности, успешно адаптироваться к окружающему его миру.
Вот такие размышления мои и моих коллег по нашему ФГОСссссссссс !!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышление

Моё стихотворение  на тему "Я горжусь, что я учитель!"...

Учительские размышления: педагогическое общение в современной школе, каким ему быть ?

В современном мире педагог должен обладать высокими человеческими качествами, быть образцом для подражания, другом, партнером и просто мамой...своим ученикам....

Эссе. Речь – родник. (Размышления на досуге)

Эссе. Речь – родник. Размышления о роли и силе слова, письменного, в том числе....

Презентация "Введение ФГОС в начальной школе (первые итоги и размышления)

Год н В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный пу...

Эссэ.Размышления о ФГОС

Начальная школа.. ФГОС... Работа с родителями... Размышление...

Эссе "Размышления о ФГОС"

ФГОС "Школа 2100"  Размышление о программе...

Размышления по обновленному ФГОС

ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»? Три определения1.     Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повсед...