Развитие творческих способностей одарённых детей.
статья по теме

Хайруллина Фарида Харасовна

Какого ребенка можно считать одарённым?   Одарённыё ребенок не такой , как все. Выгодно ли быть одаренным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakogo_rebyonka_mozhno_schitat_odaryonnym.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей одарённых детей.

Какого ребёнка можно считать одарённым? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одарённости высокие интеллектуальные способности, другие ─ раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи ─ выраженную критичность мышления, нонконформизм. Однако их объединяет одно ─ одарённый ребёнок не такой, как все. Отклонение от нормы ─ главный признак одарённости. (конечно, со знаком «+») Со знаком «минус» ─ это ученики вспомогательных и коррекционных классов.

Широкомасштабная деятельность с одарёнными детьми началась в 1996 году, в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одарённые дети».

Выгодно ли быть одарённым? С одной стороны, да. А с другой ─ наблюдается драматизм одарённого ребёнка. Удовлетворяя потребности взрослых, он наносит ущерб своему здоровью. Во-вторых, он теряет свою самобытность, нестандартность, одарённость, обменивая её на признание, похвалу, внимание. В-третьих в реальной жизни о таких людях говорят ─ «белая ворона» и часто одарённые дети попадают в межличностный вакуум. А в взрослой профессиональной жизни ─ торможения со стороны руководителей их карьерного роста. Причины понятны.

Цели работы с одарёнными детьми в разных странах различны. В России в большинстве случаев речь идёт о развитии интеллекта. Поскольку стратегия модернизации образования в России определяет необходимость перехода от знаниевого к компетентностному подходу, то, на наш взгляд, в этой связи речь должна идти о развитии интегральных свойств и способностей, ключевых и операциональных компетентностях учащегося.

Какие программы обучения подходят одарённым детям? Возможны варианты: годятся углублённые в рамках школы, либо традиционные плюс дополнительное образование или традиционные с использованием разнообразных форм обучения (включая самообразование и экстернат).

Методы обучения должны быть разнообразны и сочетать эвристические, творческие и репродуктивные. Этому может служить проблемно-ориентированное обучение, поскольку проблема является началом развития.    

Широко используются следующие формы работы с одарёнными детьми: клубы по интересам, научные общества учащихся, предметные олимпиады, кружки и факультативы и т.д.

Очень важны личностные качества педагога. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Поэтому нестандартно мыслящий педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одарённому ребёнку, а значит, способен взаимодействовать с ним. При этом нужно учитывать, что одарённый ребёнок может строить свою личность только самостоятельно. Поэтому проводимая работа должна носить ненавязчивый, косвенный и перспективный характер.

Последние  3 года работаю над темой «Работа с одарёнными детьми и развитие их творческих способностей». Тема актуальна и соответствует методической теме, над которой работает педагогический коллектив гимназии №2.

Цели: 

  1) Развитие творческих способностей учащихся для адекватного самоопределения и самореализации в условиях социально-экологической и культурной среды.

  2)   Углубить знания в определённой области науки, техники, искусства.

  3) Повлиять на познавательную активность школьников с целью стимулирования интереса к самообразованию.

  4) Привить элементарные навыки культуры умственного труда.

Задачи: 

   1) Провести анкетирование и вовлечь учащихся в спецкурсы, кружки, клубы по интересам.

   2)  Организовать изучение предметов по углублённой программе.

   3) Создать условия для повышения познавательной активности через участие в олимпиадах, конкурсах, игровых программах, конференциях школьного, городского и республиканского уровня.  

Почему я выбрала эту тему?

Мы живём в сложное время, когда во всех сферах общественно-политической, экономической и социально-культурной жизни нашего общества происходят изменения. Обществу с каждым днём требуется все больше и больше умных, деловых, хорошо разбирающихся в экономике, реально мыслящих в политике людей. Общество нуждается в личностях, готовых в любой момент взять на себя ответственность за всё, что происходит вокруг. А таких людей готовит школа.

Над темой я работала поэтапно.

Первый этап ─ это сбор материалов, обобщение имеющего опыта, составление списки рекомендуемой литературы по работе с одарёнными детьми.

Второй этап ─ выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, умеющих творчески мыслить и действовать, составление плана, формулировка цели, исходя из поставленных целей сформулировать задачи.

Третий этап ─ это вовлечь учащихся в спецкурсы, кружки, клубы по интересам, участие в олимпиадах, конкурсах, игровых программах, конференциях.

Руковожу творческой работой учащихся, объясняю условия, обучаю отбору и систематизации, обработке результатов и оформлению работы и добиваюсь познавательной активности во всё время работы.

Я работаю над данной темой 3 года. За это время у учащихся повысился уровень мотивации к изучению предметов, повысилось качество знаний, сформировались навыки работы с тестами. Дети научились анализировать, обобщать и делать выводы.

Имею налаженную систему внеурочной работы. Творческий потенциал внеурочной деятельности, развивающий мотивацию учащихся и формирующий активное творческое отношение к поставленным задачам, успешно реализуется в таких нестандартных формах, как предметные недели, творческие соревнования, проведения олимпиад, участие в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Зирәк тиен», в интеллектуальных играх.

Мною разработана программа дополнительного образования «Туган   телем ─ иркә гөлем » для учащихся начального звена. Была составлена программа дополнительных уроков по математике «Занимательная математика».

Составленные мною программы актуальны, дают возможность углубить знания детей, помогают ученикам реализовать себя, проявить свои творческие способности, применяя знания в нетрадиционных условиях. Веду большую внеклассную работу через кружок «Туган телем ─ иркә гөлем».

Почему я выбрала родной язык? Последние годы в гимназию поступают дети, чьи родители родились и выросли в городе  и очень плохо владеют татарским языком. А дети не могут отвечать даже на самые простые вопросы «Синең исемең ничек?» (Как тебя зовут?). Внеклассная работа направлена на развитие речи, интереса к предмету, воспитание эстетического вкуса, любви к родному языку.                                                                                                                                                                                        

Вижу результаты своего труда. Ученики первого класса, которые в сентябре на каждый вопрос и предложение говорили «Говорите, пожалуйста, по-русски» и теряли всякий интерес к уроку татарского языка и литературы, стали слушать, понимать и разговаривать. Главное появился интерес и желания учить родной язык, знать и уважать обычаи, появился гордость за своих земляков, стремление к творчеству на родном языке.

 Воспитательная работа является логическим продолжением учебной работы и неразрывно связана с ней. Цель воспитательной работы: развитие творческих способностей учащихся. Задачи: создать условия для повышения познавательной активности через участие в конкурсах, игровых программах городского, республиканского уровня; содействовать повышению уровня воспитанности школьников.

Тесно сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования.

Последние два года участвовали в игровой программе в ДДТ №15 «Әкиятләр иленә сәяхәт» («Путешествие в мир сказок»). В рамках этой программы знакомились с малоизвестными сказками разных народов, познавая их культуру, национальные ценности. В процессе игры у учащихся развивались творческие способности: писали сценарии, инсценировали их, рисовали иллюстрации и самое ценное, внедрялись новые технологии обучения и воспитания через проектную деятельность.

Дети занимали только призовые места по игровой программе «Әкиятләр иленә сәяхәт». Игровая программа детям очень понравилась, ведь они не только развивали творческие способности. Читая сказки, дети научились разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Внедряли новые технологии обучения и воспитания через проектно-исследовательскую деятельность, составили проектные работы по темам: «Придумать сказку», «Мой любимый город», «Составление кроссворда на английском языке», «Вышивка крестом».

Проектная деятельность побуждает познавательную активность и детское творчество, которое является результатом потребностей ребенка открыть свой внутренний мир, организует учащихся, помогает быть успешными на уроке, отслеживать свои достижения, так как дети постоянно сталкиваются с разрешением проблем, формирует адекватную самооценку в ходе рефлексии: Чему я научился? Чему мне необходимо научиться? Выбирают роль в коллективном деле, собирают идеи, отбирают лучшие, выступают перед аудиторией. Отвечают на вопросы, учатся использовать наглядность, распределяют обязанности при выполнении коллективного дела. Самостоятельно ведут поиск нужной информации, выявляют, какой информации не достает, определяют, каких умений не хватает. Следят за ходом совместной работы, направляют еë в нужное русло, сотрудничают, оказывают и принимают помощь товарищей.

Задача учителя: помочь детям увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, учить быть успешным в деятельности. Учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта, направляющего, а ребенок − субъект поисковой исследовательской деятельности, партнер.

Дети приучаются активно и грамотно участвовать в собственном развитии: учатся находить свое место в жизни, приспосабливаться к условиям, не боятся экспериментировать, выбирать пути решения; нести ответственность за свою деятельность.

Исследования показали, что количество детей         со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям и ученым. Каждый шаг в этом направлении принесёт пользу в будущем.

Литература:

1) Овчарова Л.А. Одарённый ребёнок. М. Просвещение, 1997 г.

2) Доровский А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся. М. Российское пед. агенство, 1998 г.

3) Чудновский В. Развитие способностей. Воспитание школьников, 1990, №4, с. 32-37

4)Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щебро Н.П. Исследование творческой одарённости с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. Вопросы психологии. 1991.

5)В. Введенский. Одарённый ребёнок. Что с ним делать? Директор школы. 2005, №3, с.79-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей одарённых детей

Как определить одарённых детей и развивать их талант и  творческую активность...

Развитие творческих способностей одарённых детей

В статье даны рекомендации учителю и родителям по развитию творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей одарённых детей

В работе указывается  направления работы с одарёнными детьми. В ней можно найти вопросы по выявлению творческих способностей одарённых детей....

Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"

Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики  и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...