Развитие творческих способностей одарённых детей
статья по теме

Миронова Надежда Алексеевна

В работе указывается  направления работы с одарёнными детьми. В ней можно найти вопросы по выявлению творческих способностей одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrozhdennye_darovaniya.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Врожденные дарования

 подобны диким растениям

 и нуждаются в выращивании

с помощью ученых занятий.
Ф. Бэкон

Не так давно считалось,  что  все  дети  равны  и  в  интеллектуальном плане, и в эмоциональном.  Надо  только  научить  их  думать,  сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что  существуют  различия   между учениками.  Выделяются  дети  с  более  развитым  интеллектом,  чем   у   их сверстников, со способностями  к  творчеству,  с  умением  классифицировать ,обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске  ответа  на интересующие  их  вопросы,   любознательны,   проявляют   самостоятельность, активны.

Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей  в  школе,  однако, на самом деле получается наоборот.

              Школа в большей мере  ориентируется  на  среднего  ученика.  На  уроке учитель  стремится  подтянуть   до  программного  уровня  всех  учащихся,  а сильные,  неординарные  учащиеся  остаются  без  внимания.  Постепенно   они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не  самыми  лучшими учениками.

Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек,  которые  постоянно что-то спрашивают,  чем-то  интересуются,  хотят  большего  объёма,  глубины материала. Однако, беседуя с учителями узнаёшь, что в  среднем  звене  таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.

          Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после  начала   занятий   обнаруживается,   что   необычайность   умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только  для  семьи,  но  и  для учителей. Трудности действительно возникают.

 Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования  и конфликты. Именно им, наиболее любознательным,  часто  становится  скучно  в классе.  Большинству  учителей  просто  некогда  заботиться   об   одарённом ребёнке, а иногда им даже  мешают  ученики  с  поражающими  знаниями,  с  не всегда понятной умственной активностью.

      Иногда педагог собирается  уделять  таким  ученикам  особое  внимание, давать  более  сложные  задания,  но  потом  эти  намерения  забываются,  не выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к  себе внимание. Стремительное выполнение заданий,  готовность  правильно  ответить на  вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание.  При  этом таким детям мало того, что удаётся  узнать  и  сделать  на  уроке.

          Часто  в начальных классах наиболее развитого ученика перестают  спрашивать,  как  бы не замечая его готовности к  ответу.  Если  он  настойчиво  пытается  что-то сказать или спросить,  учитель  начинает  упрекать  его  за  то,  что  он  «выскочка».

        В  результате  ребёнок  становится  всё  менее  активным  на  уроке, переключается  на  что-то  постороннее,  но  при  этом   ему   не   миновать недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных  занятий,  одарённый ребёнок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает  ненавидеть домашние задания.

       Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы,  чаще всего ничего им предложить не может.

    Таким образом, возникает противоречие между  требованиями  общества  и настоящим состоянием дел  в  школе.  С  одной  стороны  государство  требует активную, творческую личность, а с другой  стороны  школа  ориентируется  на среднего ученика.

Что же включает в себя понятие «Одарённые дети»?

Психофизиологические особенности:

  • наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
  • природно-обусловленная потребность к умственному труду;
  • стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности; интуитивность.

Интеллектуальные способности:

  • познавательный интерес;
  • информационная эрудиция;
  • высокий уровень интеллектуального развития;
  • нестандартность мышления;
  • способность к абстрагированию;
  • диалектическое мировоззрение.

Творческий (креативный) потенциал:

  • оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
  • инициативность;
  • целенаправленность в выборе видов деятельности;
  • неординарность подходов;

Мировоззренческие ценности:

  • высокий уровень сознательности и культуры;
  • инициативно-активная ответственность, активность;

Работа с одарёнными детьми требует изменений в организации и содержании учебного процесса в ОУ:

  • опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;
  • создание авторских программ и концепций на основе федеральных с учётом реализации Программы;
  • включение в вариативную часть учебных планов специальных курсов, факультативов по выбору;
  • организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации Программы;
  • разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
  • учёт особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов и склонностей;
  • обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одарённых детей;
  • использование модульно-развивающей системы обучения;
  • дальнейшее развитие системы предпрофильной подготовки 9-тиклассников и сети профильных классов на старшей ступени образования.

 В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.

Для этого используются следующие формы:

  - подготовка презентаций;

 - создание и защита проектов по теме исследования;

 - организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;

  - предметные олимпиады;

   - интеллектуальные марафоны;

 - различные конкурсы и викторины;

  - словесные игры и забавы;

 - ролевые игры;

 - индивидуальные творческие задания;

 - классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

 - разноуровневые задания;

 - творческие задания;

  - консультирование по возникшей проблеме

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса - это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ - это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса

 Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

           При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  •  -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  •  -стимулировать познавательные способности учащихся;
  •  -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  •  -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  •  -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  •  -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала. Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей. 

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях: 
1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 
2. информационная среда для родителей; 
3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей; 
4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы. 

На сайте группы «ЮнИс» предложены рекомендации родителям одаренных детей :
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 
2. Оценивайте уровень развития ребенка. 
3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности. 
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. 
6. Развивайте в своих детях следующие качества: 
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности; 
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; 
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; 
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству; 
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; 
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов. 

Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе», Екатеринбург, 2004 год)

 Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. С помощью методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных  видов одаренности.

Перед вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным  областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

«++» – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

«+» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко,  в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«–» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки заносите в лист ответов. Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10–15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Творческие характеристики

1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо все вопросы.

1 2 3 4

2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответ.

1 2 3 4

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив.

1 2 3 4

4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям.

1 2 3 4

5. Склонность к игре и идеям; фантазирует, придумывает  («Интересно, что будет, если…»); занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.

1 2 3 4

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

1 2 3 4

7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/открыта к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоциональная чувствительность.

1 2 3 4

8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.

1 2 3 4

9. Не подвержен/а влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным/отличной от других.

1 2 3 4

10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке

_ _ _ _

Умножьте на соответствующий коэффициент

1 2 3 4

_ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель _________

Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы и ребенок еще может измениться.

Использованная литература

  1. Диалог и развитие творческой активности у детей/ Развитие творческой активности школьников/ под ред. А.М.Матюшкина// М.:Педагогика.1991. С.10-34.
  2. Как можно учить одаренных детей младшего школьного возраста// Начальная школа: плюс - минус. 2000. №3.С.42-46.
  3. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» / ISSN: 2074-5885 /, 2012, №4.
  4. Научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №3/2009
  5. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры.материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей. К., 2004 г.
  6. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на Дону, Феникс, 2007 г.
  7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург  Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  8.  Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  9.  Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  10.  Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  11.  Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей одарённых детей.

Какого ребенка можно считать одарённым?   Одарённыё ребенок не такой , как все. Выгодно ли быть одаренным?...

Развитие творческих способностей одарённых детей

Как определить одарённых детей и развивать их талант и  творческую активность...

Развитие творческих способностей одарённых детей

В статье даны рекомендации учителю и родителям по развитию творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"

Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики  и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...