создание и развитие коллектива с учётом ФГОС
статья на тему

Стеблева Наталья Станиславовна

как ведётся работа по созданию коллектива в моём классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_i_razvitie_kollektiva.doc509 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ

«Яснополянская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Создание и развитие

ученического коллектива

с учётом требований ФГОС»

Выполнила:

Стеблева Н.С.

учитель начальных классов.

п. Ясные Поляны

2012 год

Оглавление

  1. Введение………………………………………………..3
  2. Подготовительный этап..………………………….…5
  • Изучение литературы по проблеме…...…..…..5
  1. Основной этап………..………………………………..6
  • Анализ и обобщение опыта работы…….…….6
  1. Заключительный этап………………………………..9
  2. Предполагаемый результат ……….…………………9
  3. Вывод…………………………………………………...11
  4. Список литературы………..…………………………12
  5. Приложение……………………………………………13

Введение.

Обоснование актуальности.

      

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации. 

Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. 

Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива.

       В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое     воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Основное предназначение ученического коллектива – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Развитие коллектива даёт возможность ученикам проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, в планировании деятельности коллектива, проявляется самоуправление.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами  возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей  воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

          Гипотеза: основана на предположении о том, что создание и развитие ученического коллектива невозможно без создания ученического самоуправления и будет более эффективным если: основными подходами к построению модели ученического коллектива станут: системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы;
- будет определено содержание деятельности всех участников коллектива;
основными критериями эффективности являются: гуманистичность педагогической деятельности и отношений в школе; наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень  воспитанности, духовности и культуры учащихся школы.

       В связи с этим ЦЕЛЬЮ данного исследования является стремление на основе анализа

литературы изучить теоретические основы создания и развития ученического коллектива в общеобразовательном учреждении с учётом требований ФГОС.

       Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

  • Изучение теоретических и методических аспектов по данному вопросу.
  • Разработать и апробировать модель ученического самоуправления.
  • Обосновать совокупность критериев оценки эффективности ученического самоуправления.

       Объект исследования: 3 класс МКОУ «Яснополянская СОШ».

       Методы исследования: В ходе исследования использовались взаимодополняющие друг друга теоретические и эмпирические методы:

Анализ документальных источников.

Социологический (анкетирование, опрос).

Диагностические (тесты) – использовались в качестве определения результативности воспитательного процесса.  

       Этапы исследования:

       Первый этап – подготовительный. 

1. Изучение литературы по проблеме.

       На этом этапе поставила цель, задачи исследования. На подготовительном этапе составила план своей работы. Посетила библиотеку сети Интернет. Поработала с литературными источниками.

       Второй этап – основной.

2. Анализ и обобщение опыта работы.

     Он состоял из ряда заданий:

  1. Как развивать ученический коллектив, чтобы работа в нём была продуктивной?
  2. Как сделать так, чтобы результаты работы были наглядно и чётко представлены в классном уголке, чтобы их видели и родители и дети?

     Главной целью создания и развития ученического коллектива считаю:

  • Создание условий для свободного развития личности;
  • Формирование коллектива единомышленников, уважающих друг друга, всегда готовых прийти на помощь другу, умеющих достойно выйти из конфликтной ситуации;
  • Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
  • Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

    Третий этап – заключительный.

Поделилась опытом работы на родительском собрании в 3 классе МКОУ «Яснополянская СОШ»

Подготовительный этап.

Изучение литературы по проблеме.

       «Коллектив» (от лат. collective – собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. 

  Признаки ученического       коллектива:

  • Сознательный характер объединения людей
  • Единство общих и личных целей членов коллектива
  • Чёткая организованная структура взаимоотношений
  • Наличие органов самоуправления
  • Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат
  • Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта
  • Сплочённость
  • Коллективная деятельность, единый результат
  • Межличностные отношения (общее дело)

      Методика организации и воспитания ученического коллектива.

  • Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;
  • во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

      Методика, направленная на создание и воспитание сплочённого коллектива.

  • Воспитание ученического актива;
  • Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.
  • Формирование здорового общественного мнения;
  • Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Основной этап.

Анализ и обобщение опыта работы.

         Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Теперь, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход.

         Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.

         Наша главная воспитательная задача теперь — создать условия для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.

         Личность,  имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.

         Я вот уже девятнадцать лет работаю в школе.  Все  из них — классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от малышей — первоклассников до выпускников начальной школы — четвероклассников. Перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники. Вот мой первый класс принимают в школу, вот праздник прощания с Азбукой, вот конкурс строя и песни. Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, постановки спектаклей, саночные походы, музыкально — литературные композиции, классные часы, КВН...-- это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками.

           Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

         Перед собой я поставила ряд задач:

 1.   Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

 2.   Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

 3.   Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

 4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

         Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.

В самом начале работы с детьми, когда 1-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам воспитателей и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.

Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.

Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.

         1 сентября в Дни знаний я организовала экскурсию по школе.

         В первые дни все ребята получили общественные поручения.

Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт  положительные результаты).

         Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.

         В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом,  в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

         Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, я провела тренинг «Давайте познакомимся», который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.

          Цикл бесед в 1 классе был посвящен теме: «Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. Такие игры, как: «Вот я какой», «Что я люблю делать?», «Все мы чем-то похожи», «Представление имени», и мн. др.

Уже во 2 классе ребята участвовали в конкурсе сочинений: «Я хочу рассказать о своём школьном друге». В сочинениях, отвечая на вопрос «За что вы любите общаться со своим другом?», ребята, прежде всего, указывают на душевные качества.

          С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому Новогоднему празднику. Все ребята были задействованы: пели, плясали, играли, читали стихи. Все приготовили прекрасные карнавальные костюмы.

          Со второго класса стали активными участниками школьных и районных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.

          На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.

          Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там.  

          Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.

          Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.

         Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

         Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей.

         У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти дети будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.

       

Заключительный этап.

         Поделилась своим опытом работы перед родителями своего класса.

Уголок класса в нашем классе выполнен из потолочной плитки в форме кораблика, в верхней части которого расположены грамоты и благодарности, расписание уроков, график дежурств по дням недели, список класса.

         Ученики разбились по желанию на 4 звена: учебное, трудовое, спортивное и редколлегия. Вокруг иллюминатора каждого звена дети располагают звёздочки. Они отображают количество выполненных звеньями дел.

         На большом парусе отражены все дела класса. Справа находится «Книга рекордов 3 класса». В ней ученики записывают свои достижения. Рядом с «Книгой рекордов» написан девиз класса. Рядом с девизом висит экран успеваемости, где каждое учебное звено записывает свои четвертные оценки. В центре паруса, запланированные учениками коллективные дела. Их мы обсуждаем на классных часах, потом заносим в уголок.

          Например, какие дела запланировали на декабрь:

- всем ребятам выучить стихотворение Деда Мороза;

- нарисовать новогоднюю стенгазету (отв.: редколлегия);

- подготовить и провести классный час «Откуда взялась традиция праздновать Новый Год» (отв.: учебное звено);

- организовать детей и родителей на постройку горки (отв.: трудовое звено)

         Но это не значит, что мы живём без проблем. Справа на корпусе корабля дети дают друг другу советы по устранению некоторых недостатков. Рядом расположена рубрика «Наши предложения». Это конвертик, куда ученики помещают свои пожелания.

         Слева на корпусе корабля расположилась Доска почёта. На ней размещены фотографии детей. Рядом наклеиваем лист, на котором написано каждое хорошее дело ученика.

         Также у нас есть большой стенд «Наша творческая жизнь». На нём мы помещаем лучшие работы, изготовленные на уроках труда.

         Это только часть большой работы по созданию и сплочению коллектива. Надеюсь, что мой опыт покажется интересным коллегам.

Предполагаемый результат

- организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;

- все учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;

- актив класса – яркие, творческие личности;

- высокий уровень воспитанности учащихся;

- учащиеся любят школу, класс, учителей;

- коммуникативные;

- бережно относятся ко всему, что их окружает;

- уважают взрослых, не обижают младших;

- ведут здоровый образ жизни;

- активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми.

- воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;

- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

         В ходе работы очень многое вспомнила.

         В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой».

          Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

          Эту работу продолжу и на следующий год.

Вывод.

         Таким образом, развитие ученического коллектива является частью школьной жизни.

         Коллектив – специфическая организация деятельности, целью которой является саморазвитие личности.  Ребёнок самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.

         Важно, чтобы коллектив выполнял все функции, ему свойственные. А без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

  • Коллектив - необходимый компонент современного воспитания.
  • Его цель в современных условиях - адаптация детей к не прерывно изменяющимся жизненным условиям.
  • Самоуправление   в коллективе способствует  личностному   росту   школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
    школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
  • Коллектив способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
  • Формирует готовность участвовать в различных проектах.

Список литературы.

  1. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Феникс, 2006.-288с.
  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М: Академия», 2001.- 216с.
  3. Прутченков  А.С. Организация и развитие ученического коллектива  в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – М.: — 250 с.
  4. Учительские сайты сети Интернет

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...

Литературное чтение 2 класс с учётом ФГОС НОО программа "Школа 21 века"

Ктп по литературному чтению с учётоф ФГОС и указанием УУД на каждый урок...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс с учётом ФГОС НОО

Рабочая программа  по литературному чтению 1класс ( "Начальная школа XXI века")  сотавлена с учётом ФГОС НОО...

Создание единого ученического коллектива

Из опыта работы. Создание единого ученического коллектива...

Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива»

Презентация по теме:Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива».Выступление на педагогическом совете....

Доклад на тему :Создание дружного классного коллектива, атмосферы сотрудничества толерантности и поддержки.

Создание дружного классного коллектива, атмосферы сотрудничества толерантности и поддержки....