Адаптация учащихся в 5 классе
статья по теме

В материале даны рекомендации учителям -предметникам, которые способствуют успешной адаптации школьников в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_adaptatsiya_5_klass.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация в 5 классе

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.

Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.

         Главная цель педагогического консилиума по преемственности – выработка линии поведения классных руководителей, учителей-предметников;

- создание системы общих взглядов на использование правила преемственности в ОУ;

- выработка единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального подхода к ученикам и классу в целом;

- привлечения внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников процесса;

- обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися 5-х классов;

- определение основных направлений совместной работы педагогического коллектива, родительской общественности, ученического коллектива по оптимизации образовательного процесса в 5-х классах.

                Учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода на основную ступень, прожил с этими детьми 4 года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская класс, учитель начальных классов любуется окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.

Рекомендации учителям-предметникам.

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов.
  2. Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
  5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
  6. Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  7. Налаживайте эмоциональны контакт с родителями учащихся.
  8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению.
  9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика (Нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.).
  14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребёнка, его здоровье, семейных отношениях.
  16. Не допускайте педагогического манипулирования.
  17. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
  19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.

Итог. Основным объектом внимания является ученик и основной целью – забота о его здоровье. Классный руководитель находится в постоянном контакте с психологом, курирующим данный класс, с медицинскими работниками, родителями. От этого зависит успех процесса адаптации ребенка в новых условиях.

Таким образом, педконсилиум по преемственности подводит итоги периода адаптации пятиклассников, позволяет осуществлять преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся, дает старт развитию новых идей, мыслей, направлений работы.

Решение:

  1. Продолжить работу по программе «Преемственность между начальной и основной школой»
  2. Учителям-предметникам проанализировать свою деятельность, наметить план действий по улучшению качества обучения и воспитания
  3.  Провести родительские собрания с родителями будущих пятиклассников с целью ознакомления с требованиями, предъявляемыми к ученику средней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по адаптации учащихся 1 классов

Выступление на педагогическом консилиуме по адаптации 1 классов....

Адаптация учащихся 1а класса

В презентации показаны особенности адаптационного периода учащихся 1а класса....

Адаптация учащихся 1 класса

Как проходит адаптация у учащихся 1 класса (из опыта работы)...

Обеспечение успешной адаптации учащихся 5 класса

Проблемы, которые возникнут перед пятиклассниками в начале учебного года, для учителей – предметников кажутся мелкими и неприметными, но в совокупности рождающие Большую Проблему для ребенка....

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Адаптация учащихся младших классов.

Приходя в школу, дети попадают в специально организованное для них  образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Всё это создаётся ...

отчет по адаптации учащихся 1 класса на основе анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х КЛАССОВАнкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой...