Рекомендации по организации работы с одаренными детьми.
учебно-методический материал по теме

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации работы с одаренными детьми

                   Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

                   Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

5.Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Стратегия работы с одаренными детьми

         Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Этап  (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

      Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

      Важным фактором, влияющим на развитие  учащихся и на выявление скрытой одарѐнности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

          Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

 - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

 - профессионально грамотным; - интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

 - проводником передовых педагогических технологий;

 - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Обучение одаренных детей

         Возникает много сложностей в обучении одарѐнных детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

        Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку

         Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

        Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребѐнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

       Следует придерживаться индивидуального подхода к одарѐнным детям.  Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

      Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищѐнности, снижают напряжѐнность и предотвращают агрессивность.

     Научить детей, прослеживать межпредметные связи.

Формы работы с одаренными учащимися.

- творческие мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

- конкурсы;  интеллектуальный марафон;  участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;  научно-исследовательские конференции.

     Подготовительным этапом в работе является диагностика учащихся 3 классов, проводимая по предложенной форме тестов. Это тестирование направлено на выявление учащихся с высоким уровнем развития логического мышления, умением нестандартно мыслить. По результатам диагностических исследований учителя и психолога формируются группы для дальнейшей работы. Приводим примеры диагностических исследований.

Диагностическое тестирование по математике (3 класс)

1. Реши задачу, найди правильное решение и ответ,

Семья заготовила на зиму 9 банок вишневого компота по 3 л в каждой и еще пятилитровую банку. Выдержит ли полка, максимальная нагрузка которой 35 кг, вес всех заготовок?

1) 9*5+3=48 2) 3*9+5=32 3) 9*3-5=32

не выдержит   выдержит

2. Реши задачу. Найди правильный ответ.

В школьном парке нужно посадить 16 рядов деревьев по 6 в каждом ряду. Четвертую часть этих деревьев уже посадили. Сколько деревьев осталось посадить?

1) 24 дерева 2) 96 деревьев 3) 72 дерева 4) 35 деревьев

3. Реши задачу. Найди правильный ответ.

Выставку в первый день посетило 36 человек, во второй - на 18 человек больше, чем в первый, а в третий день – в 2 раза меньше, чем во второй. Сколько человек посетило выставку за три дня?

1) 54 чел. 2) 27 чел. 3) 36 чел. 4) 90 чел. 5) 117 чел.

4. Реши задачу. Найди правильный ответ.

Отрезок КМ имеет длину 7 см. Отрезок АВ в 2 раза длиннее, чем отрезок КМ. Какую длину должен иметь отрезок ОС, чтобы в сумме длины отрезков КМ, АВ и ОС составляли бы 1м?

5. Найди верные равенства:

1) 3 * 10 : 5 = 6 4) 36 + 8 * 7 – 60 = 32

2) 14 : 2 – 5 + 80 = 100 5) 0 * (70 : 2 - 15) = 20

3) 63 – (18 + 27) = 13

6. Найди верные неравенства:

1) 30 + 24 < 2 * 8 2) 49 : 7 < 36 – 2 3) 71 – 45 > 5 * 7 4) 8*8> 61 + 2

7. Вычисли значения выражения. Найди правильный ответ.

1000 – (350 + 290) : 8 + 57

1) 80 2) 920 3) 640 4) 977 5) 115

8. Найди правильный ответ.

Периметр прямоугольника АВСD равен 12 см. Какие стороны может иметь этот прямоугольник?

1) 6 см и 3 см 2) 3 см и 3 см 3) 8 см и 4 см

4) 4 см и 2 см 5) 5 см и 1 см 6) 9 см и 3 см

9. Найди верные равенства.

1) 4 дм6 см = 46 см 2) 708 см = 7м 80 см 3) 950 см = 9 м50 см

4) 1 ч 40 мин = 140 мин 5) 20 сек = 1/ 3 мин

Диагностическое тестирование по русскому языку (3 класс)

1. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помоги ему выбрать верный вариант:

а) жевачка

б) жувачка

в) живачка

г) жвачка. +

2.Как начинается поговорка: «…видит издалека»?

а) моряк моряка

б) рыбак рыбака +

в) свояк свояка

г) рыбак моряка.

3. Какое слово образовано не так, как остальные?

а) лоботряс

б) сердцеед +

в) зубоскал

г) людоед.

4. Какие из перечисленных названий обуви русские по происхождению?

а) босоножки +

б) бутсы

в) сандалии

г) валенки. +

5. Какие слова из данного списка можно считать и именем существительным, и глаголом?

а) шила +

б) жили

в) рыли

г) мыла +

6.Учительница попросила детей придумать слово, в котором 3 буквы и 3 звука. Первая буква Р, вторая – гласная, а третья буква –согласная, обозначающая глухой, твердый звук. Кто правильно выполнил задание?

а) 1 группа – «рак» +

б) 2 группа – «род»+

в) 3 группа – «рот» +

г) 4 группа – «русь».

Приложения

Интеллектуально-творческий турнир для начальной школы МАТЕМАТИКА.

№ 1. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Каково отчество Васиной мамы?

№ 2. В записи 88888888 поставь между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000.

8 8 8 8 8 8 8 8 = 1000

№ 3. В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Одна девочка ходит в детский сад, Таня старше Юры, а сумма лет Тани и Светы делится на три. Сколько лет Лене?

№ 4. В сельском клубе две комнаты. Длина первой комнаты 5 м, а ширина – 4 м. Вторая комната имеет ту же ширину, но на 2 м длиннее. За побелку потолка второй комнаты заплатили на 800 рублей больше. Сколько заплатили за побелку потолков обеих комнат?

№ 5. Поменяй названия единиц измерения, чтобы равенства стали верными:

10 г = 600 см2000 м = 2 км

26 дм = 260 м 12000 ч = 12 мин

№ 6. Проведите в треугольнике две прямые так, чтобы получился один четырехугольник и три треугольника.

№7. К какому веку относятся?

862 год – 1703 год –

1147 год – 1812 год -

2000 год - 2100 год -

Интеллектуально-творческий турнир для начальной школы. РУССКИЙ ЯЗЫК

№ 1. В каких словах совпадает количество звуков и букв? Подчеркните их.

Прелестный, семь, веет, ель, ракушка, разъезд, класс.

№ 2. Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запиши эти предложения по правилам орфографии.

Пашолйавлэснайолкувлэссижунайэлиштопволкинисйэли

№ 3. Допиши к данным словам по два слова с таким же составом.

Стол,……………….,……………..

Верхушка,…………………..,…………………..

Поезд,………………….,………………..

№ 4. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:

лес –

горе –

мороз –

№ 5. Образуй множественное число от данных имен существительных.

профессор –                                          инженер –

пастбище –                                           трактор -

доктор –                                                слесарь -

сторож -                                                 полотенце –

№ 6. Поставь ударение в словах:

поняла, квартал, каталог, звонит, торты, красивее, процент, статуя, туфлями, баловать.

№ 7 Замени данные фразеологизмы словами-синонимами:

семи пядей во лбу –

совать нос –

как снег на голову -

№ 8. Подбери к данным словам созвучные им (рифмующиеся). Сочини двустишие или четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.

Биться -………….., граница -…………………, гвозди -………………., помог -……… ….,

красив -………….., смех -……………….

Интеллектуально-творческий турнир для начальной школы. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

В первом и втором турах участвуют все желающие учащиеся. В третьем туре принимают участие только те, кто в первом и втором турах вошли в ―десятку лучших. В первом туре ученики заполняют карточку, вставляя букву правильного ответа. По количеству правильных ответов определяются победители первого тура. Во втором и третьем турах дети отвечают на вопросы, комментируя свои ответы. Данная олимпиада дает возможность детям раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности; развивает интерес к учебе и уверенность в своих силах; создает для одаренных детей атмосферу радости и праздника.

1 тур

1. Что можно отнести к устному народному творчеству?

  А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды

Б) сказки, анекдоты, летописи.

В) летописи, авторские произведения

Г) рассказы, скороговорки, сказки

2. Укажи, какое произведение не относится к XX веку.

А) Н. Матвеева ―Лето 

Б) А. Майков ―Утро 

В) Б. Заходер ―Дождик 

3. Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина

―А царевна все ж милее, Все ж румяней и белее 

А) царевна

б) Елисей

в) зеркальце

г) царица

4. После какого “щелчка лишился поп языка”?

А) первого

б) второго

в) четвертого

г) третьего

5. Сколько раз ходил старик к морю с приказами и просьбами старухи?

А) три

б) пять

в) семь

г) четыре

6. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?

А) Московский университет

б) Царскосельский лицей

в) Петербургский университет

7. Кто написал строки о наступлении весны?

―Зима ещѐ хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… 

А) А. А. Фет

б) Ф. И. Тютчев

в) И. С. Никитин

г) И. А. Бунин

8. Сколько лет “сиднем сидел” Илья Муромец”?

А) 21 год

б) 50лет

в) 7 лет

г) 33 года

9. Кого из богатырей князь Владимир посылал в ханскую землю?

А) Илью Муромца

б) Тугарина

в) Добрыню Никитича

г) Алешу Поповича

10. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки. Персонажи- животные?

А) былина

б) сказка

в) басня

г) роман

11. Какое произведение не принадлежит Н. Н. Носову?

А) "Веселая семейка"

б) "Фантазеры"

в) "Два друга"

г) "Корзина с еловыми шишками"

12. Какому жанру соответствуют признаки: Наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность?

А) былина

б) сказка

в) басня

г) роман

13. Дворец Кощея Бессмертного был из:

а) золота

б) малахита

в) карбункула

г) железа

14. Сколько было лет П. П. Ершову, когда он написал сказку “Конѐк-Горбунок”?

а) 18

б) 19

в) 23

г) 33

15. Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

2 тур

1. Соедини правильно автора и его произведение:

  А. Милн

Карлик Нос

Г. Х. Андерсен.

Винни-Пух и все-все-все

Ф. Зальтен

ПеппиДлинныйчулок

Ш. Перро

Бемби.

Х. К. Андерсен

Муха -Цокотуха

В. Гауф

Дюймовочка

К. Чуковский

Снежная королева

А. Лингрен

Ослиная шкура

2. Подчеркните лишнее слово в каждой строке:

а) Знайка, Тюбик, Пилюлькин, Сиропчик, Авоська, Лялька, Винтик, Кнопочка, Гунька

б) Джим Хокинс, Смоллетт, Робинзон Крузо, Ливси, Трелони, Джон Сильвер

в) Д. Дефо, Р. Киплинг, Р. Стивенсон, Э. Распэ, Д. Свифт,

г) Гадкий утѐнок, Карлик Нос, Дюймовочка, Дикие лебеди, Новый наряд короля

д) К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер, Л. Кэрролл, С. Михалков

3. Определи жанры произведений:

―Квартет - __________________________

―Спящая царевна - ________________________

―Мы с приятелем - ________________________

―Тимур и его команда - ________________________

4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро ―Красная ________________________ 

Рассказ В. Бианки ―Оранжевое ________________________ 

Рассказ В. Осеевой ―Синие ______________________ 

Рассказ А. Куприна ―Белый _________________________ 

Сказ.повесть А. Волкова ―Желтый _________________________ 

Сказка Ш. Перро ―Синяя _______________________ 

5. Узнай по описанию. Назови автора и название произведения:

а) ―Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове. Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все препятствия ______________________________________________________

б) ―Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты автором, остальные мальчиками, учившимися вместе с ним. Один герой списан с натуры, другой представлял собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых знал автор

в) ―Юный капитан не останавливаясь ни перед какими трудностями и рискуя на каждом шагу жизнью, спасает от неминуемой смерти беззащитных друзей. ___________________________

6. Какому жанру соответствуют признаки:

Короткие рифмованные фразы, цель- подразнить, обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера _________________________

Повествовательность, небольшой объем, небольшое число героев, описание одного эпизода _____________________________________

7. Назови героев Былин :

А) Чудовище, которое жило на горе Сорочинской -___________________

Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя - __________

В) Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды -_______________

Г) Защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе –

8. Восстановите повторы из сказок:

_______________

  жили - …

путь - …

бить - …

хлеб - …

чудо - …

царство - …

3 тур

1. Найди и подчеркни образные выражения:

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…(Ф. Тютчев)

2. Соедини литературное произведение о его автора:

  С. Михалков

Сказка о потерянном времени

Н. Некрасов

Винни-Пух и все-все-все

В. Губарев

Маленький принц

А. Толстой

Королевство кривых зеркал

С. Я. Маршак

Приключения капитана Врунгеля

А. де Сент-Экзюпери

Праздник непослушания

А. Некрасов

Золотой ключик

А. Милн

Кузька

Е. Шварц

Дедушка Мазай и зайцы

В Александрова

Кошкин дом

3. В каких странах жили эти писатели?

Ш. Перро _________________________

С. Маршак ___________________________

Д. Родари ______________________________

Г. -Х. Андерсен _________________________

Л. Ф. Баум __________________________

А. Волков ______________________________

4. Составь толковый словарь

  ланиты - ____________________

десница -________________________

чело - ______________________

шелом - _________________________

кичка - _____________________

перст - _________________________

супостат - __________________

5. Напиши к каждой пословице, взятой из сборника В. И. Даля, название темы (два слова)

При сытости помни голод, а при богатстве – убожество. __________________________________

Правду погубишь, и сам с нею пропадешь. _____________________________________________

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

6. Продолжи название литературных произведений

О. Пройслер ―Маленькая _________________________ 

Э Успенский ―Крокодил Гена и _______________________ 

Н. Носов ―Живая _________________________ 

К. Булычев ―Девочка _________________________ 

В. Гауф ―Карлик ______________________ 

А. Линдгрен ―Пеппи _____________________________

7. Подчеркни псевдонимы:

А. К. Толстой, А. Погорельский, А. Болотов, А. Волков, А. Барто, С. Голицын,

А. Гайдар, С. Михалков, С. Маршак, Л. Гераскина, Ю. Мориц, С. Аксаков

8. На ком или на чем совершили путешествия:

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья____________________________________

б) За медом Винни-Пух ___________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка_________________________________

г) На крышу Малыш __________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка _________________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _______________________________________

9. Убеди нас, что книги читать полезно и интересно __________________________________________________________

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

- История – это наука о прошлом, настоящем и будущем человечества.

____________________________________________________________

- Промежуток в 100 лет называется эрой. ________________________

- Событие, от которого отсчитывается историческое время, называется веком.

____________________________________________________________

- Родиной можно назвать любую страну, которая тебе нравится. __________

__________________________________________________________________

- Поколением называют людей, которые родились и живут в разное время.

_________________________________________________________________

- Общество – это некоторые люди, живущие в России или в любой другой стране. ____________________________________________________________

II. Напиши, с какими историческими событиями связаны следующие даты.

- 1242 г. – _________________________________________________________

- 882 г. – __________________________________________________________

- 1612 г. – _________________________________________________________

- 1380 г. – _________________________________________________________

- 988 г. – __________________________________________________________

- 1991 г. – _________________________________________________________

- 1147 г.- __________________________________________________________

III Напиши название событий, после которых в России произошли следующие изменения.

- Крестьянам разрешено было самим зарабатывать и тратить свои деньги, менять место жительства в пределах государства, началось строительство железных дорог, выросло население городов. Это произошло после ________

__________________________________________________________________

- Был создан флот, строились заводы и мануфактуры, открывались школы, была одержана победа над Швецией, Россия стала империей. Это произошло после _____________________________________________________________

IV. Распредели данный список на группы. Запиши цифры.

1. Сергий Радонежский

2. Екатерина II

3. А. С. Пушкин

4. Князь Олег

5. Иван Федоров

6. «Слово о полку Игореве»

7. Александр II

8. А. Невский

9. Михаил Федорович Романов

10. Андрей Рублев

Времена Древней Руси – __________________________________________

Времена Московского государства – _______________________________

Времена Российской империи- ____________________________________

V. Соедини в пары события и имена, с ними связанные.

Возглавил русскую армию во время М. В. Ломоносов

Отечественной войны

Основал Санкт-Петербург В. И. Ленин

Основал первый в России университет Г. К. Жуков

Первый полетел в космос М. И. Кутузов

Лидер партии большевиков, организо- Петр I

вавшей вооруженное восстание в Петро-

граде и свергнувшей Временное прави-

тельство

Полководец, под командованием которого Ю. А. Гагарин

были одержаны решающие победы в Вели-

кой Отечественной войне

VI. Подчеркни слова, связанные с эпохой современной России и СССР.

Белогвардейцы, Земский собор,комсомольцы, колхоз, Сталинградская битва, Наполеон, искусственный спутник Земли, Останкинская телебашня, метро, крепостное право, дворяне-помещики, большевики, пионеры, бояре, Бородинское сражение.

VII. Впиши пропущенные слова.

- Полное название нашего государства _________________________________

- Столица нашего государства – город _________________________________

- Главой нашего государства является __________________, а законы создает

__________________________________________________________________

- Основной закон государства – _______________________________________

- Обязательные для всех правила поведения в обществе, установленные государством – это __________________________________________________

VIII. Напиши даты и названия двух любых государственных праздников.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. Напиши цвета российского флага (сверху вниз).

__________________________________________________________________

X. Запиши ответы.

- Огромное небесное тело, которое само светится._______________________

- Пространство, окружающее Землю. __________________________________

- Крупные небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца, которые светят отраженным светом. ________________________________________________

- Наиболее близкая к Земле звезда.____________________________________

- Спутник Земли. ___________________________________________________

- Планета, на которой мы живем. ______________________________________

- Растения с цветками, размножаются с помощью семян. _________________

- Животные с 4 конечностями и голой кожей. ___________________________

- Животные с покровом из перьев, 2 ногами и крыльями. _________________

- Животные с 6 конечностями, состоящие из члеников. ___________________

- Животные с 4 конечностями и кожей, покрытой шерстью. _______________

- Животные с 8 конечностями, плетут паутину. __________________________

- Парные органы выделения, вырабатывающие мочу. ____________________

- Центральный орган кровеносной системы, проталкивающий кровь по сосудам. __________________________________________________________

- Орган пищеварения, в котором происходит переваривание пищи. ________

- Орган, управляющий организмом и передающий свои сигналы по нервам.

__________________________________________________________________

- Омывающая все клетки и органы тела особая ткань красного цвета. _______

- Важнейшая часть органов дыхания, ячеистые мешки, в которых происходит обмен газов с кровью. _______________________________________________

- Орган вкуса. ______________________________________________________

XI. Допиши правила бережного отношения к природе.

1. Выключая свет, ты экономишь _____________________________________

2. Закрывая кран в ванной, ты экономишь ______________________________

3. Оберегая растения, ты ____________________________________________

XII. Соедини начало фразы с ее концом, чтобы составить правила здорового образа жизни.

- Чтобы микробы не накапливались то надо промыть ранку, пома-

на руках, зать вокруг нее зеленкой и за-

бинтовать.

- Если ты поранил кожу, надо чаще мыть руки.

- Если почувствовал резкую боль то можно проглотить ее, не за-

в ноге, метив горечи.

- Если горькую таблетку положить не пытайся ходить, а срочно об-

на кончик языка, ратись к врачу.

XIII. Найди « лишнее» слово и зачеркни его.

1.Кирпич, глина, цемент, асфальт.

2. Лемминг,бурундук, песец, северный олень.

3. Традесканция,ландыш, колеус, бегония.

4. Земля, Венера, Меркурий, Луна.

5. Дуб, клен, лиственница, береза.

XIV. Составь 2 цепочки (по 3 объекта в каждой).

Еж короед опавшие листья

Ель дятел дождевой червь

1-я цепочка: ______________________________________________________

2-я цепочка: ______________________________________________________

XV. Назови понятия, соответствующие данным определениям.

- Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.___________________________________________________

- Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. _______

- Особая территория, на которой растения и животные находятся под охраной. __________________________________________________________

XVI. Напиши определения к указанным понятиям.

- Горизонт – _______________________________________________________

- Глобус – _________________________________________________________

XVII. Путешествие по карте.

1. Точки, где ось вращения Земли пересекает земную поверхность, называются ________________________

2. Какая часть света состоит из 2 материков? ____________________________

3. В каком море ловят рыбу жители трех частей света. ____________________

4. Что делит Землю на Северное и Южное полушария? ___________________

5. В каких горах вырос «Каменный цветок» П. П. Бажов? _________________

6. Водами каких океанов омывается Евразия? ___________________________

XVIII. Узнай природную зону.

1. Январь. 12 часов дня. Солнце спрятано за горизонтом. Снежную равнину освещает только тусклый свет звезд. Местность кажется безжизненной.

________________________________________________________________

2. Жара, зной. К середине дня будто все вымирает. По-разному спасаются от палящих лучей обитатели этой природной зоны. Многие из них ведут ночной образ жизни. Дневные животные активны лишь в ранние утренние часы, пока песок еще не накалился. _____________________________________________

3. Куда не посмотришь, всюду трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. Травы по-разному приспосабливаются к засушливому климату. Одни появляются ранней весной, другие позже. Здесь растут ковыль, полынь, типчак. В конце лета можно увидеть перекати-поле. Почвы очень плодородны. _________________________________________________

4. В этой природной зоне огромные богатства. Главные из них – лес и пушнина. Здесь водятся белка, соболь, куница, норка, выдра. Много ягод и грибов. ___________________________________________________________

XIX. Вставь в текст недостающие слова.

1. Ставрополь был основан в _____ году по указу императрицы _______________ .

Ставропольскую крепость строили _________________________. У подножия крепости была основана ________________________ .

Первой улицей Ставрополя была улица _________________________, сейчас проспект ___________________________ .

Главная площадь города называлась ________________________, сейчас площадь ____________________________________ .

2. Наша страна называется __________________________. Она расположена на материке __________________. Столицей России является город ________________. Этот город находится на ________________________________________________равнине. К востоку от столицы расположены __________________________ горы. Восточнее гор протекают три сибирские реки: ______________________________________.

Наш край называется __________________________________ по имени главного города ________________________________. Край находится на ___________ Российской Федерации, примерно посередине между __________________________________________________морями. Ставропольский край разделен на _______ районов и включает _____ городов. В этом году Ставрополю исполнится ______ лет.

МАТЕМАТИКА. ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания для развития познавательной активности

1. Ученики 3А класса собрали 600 кг макулатуры, это на 60 кг меньше, чем собрал наш класс. Сколько макулатуры собрал наш класс?

Каждые 60 кг макулатуры – это одно сбережѐнное дерево. Сколько деревьев сберегли ученики третьих классов?

2. В трѐх шкафах 2640 книг. В первом и втором вместе 1710 книг, а во втором и третьем 1820 книг. Сколько книг в каждом шкафу?

Геометрические задания различной степени трудности

1. От квадрата отрезали один угол. Напиши, сколько углов осталось.

2. Проведи отрезки так, чтобы они разделили пятиугольник на 5 треугольников. Сколько отрезков ты провѐл?

Задания для развития наблюдательности

1. Даны числа: 23 74 41 14

40 17 60 50

Какое число лишнее в каждой строке?

2. Найди значение неизвестного в равенствах

23 ∙ х = 17 ∙ 23

100 : х = 10 : (2 ∙ 2)

Задачи на смекалку

1. У брата и сестры было вместе 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3 конфеты, то конфет у них стало поровну. По сколько конфет у них было сначала?

2. Во дворе находятся куры и поросята. У них у всех 5 голов и 14 ног. Сколько было кур и сколько поросят?

Задания на развитие внимания

1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?

2. Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?

Задания на развитие логики

1. Из трѐх братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша?

2. Среди трѐх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зелѐного. Какой мяч тяжелее: зелѐный или красный?

Задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, при изучении мер времени

1. Вспомни название породы собаки, состоящее из трѐх букв. Если это слово прочитать справа налево (в обратную сторону), то получится название промежутка времени, длящегося 12 месяцев.

2. Назовите пять дней подряд, не пользуясь числами и названиями дней недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми

Методические рекомендации по учебным дисциплинам для проведения кружков, факультативных занятий...

Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня

Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении

Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружа...

Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"

В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....