Доклад "Духовно-нравственное воспитание младних школьников"
консультация по теме

Трусова Галина Анатольевна

Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Изучение предмета «Основы православной культуры» ставит перед учителем задачи передачи современным школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России(христианской православной культуре)как средства формирования базовой культуры личности.

Для того чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть в сердцах детей то доброе, что им уже знакомо с детства. Умение детей видеть прекрасное формирует в них нравственные качества. Все мы взрослые желаем детям добра. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие.

Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика оно наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в детстве очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Переступив порог школы, дети совершают первый серьёзный шаг в большой мир. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно Основ православной культуры. По моему мнению, знакомство детей с православной культурой - необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного. Именно Православие является неисчерпаемым источником духовности. Наше государство  не случайно  именовалось как святая Русь. Фундаментом традиционной Российской школы и педагогики было православие, которое формировало в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие.

 Каким же должен быть урок по Основам православной культуры в современной школе? Как его правильно построить, какие методики взять за основу? От встречи с учителем дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания   себя и других, окружающего   мира,   себя в этом мире, часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таком контакте учителя и ребят происходит воспитание и развитие человека.

 На уроках «Основы православной культуры»  детям даются самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о добре и зле. Учащиеся знакомятся с церковными праздниками, обрядами, таинствами, с наиболее яркими и доступными их восприятию событиями из Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, потоп, Рождество Христово, Пасха). На этом этапе необходимо пробудить интерес детей к Православию, рассказ педагога должен волновать душу ребёнка. Важно чтобы между учителем и детьми был диалог.  

 Учитель рассказывает о существующих добродетелях, используя ветхозаветные сюжеты. Эти сюжеты красочны, связаны один с другим, в них представлен широкий спектр человеческих отношений. При этом надо связывать исторические события с современной жизнью, чтобы детям было легче всё понять и осознать, сделать выводы.  Очень полезно для детей  проведение праздников:  Рождество Христово, Пасха. Изучая Православный храм как дом Божий целесообразно организовать серию экскурсий в несколько храмов, чтобы дети смогли увидеть всю их красоту и величие, познакомились с символикой храмовой архитектуры, формой храмов, внутренним устройством, убранством.  

Важную роль в жизни ребенка играет семья, поэтому ему близки и интересны рассказы из Священного Писания о значении семьи. Например, в рассказе о Ное следует обратить внимание на то, как Бог спас единственную семью, оставшуюся «доброй» и сохранил по семье от каждого вида животных. Повествования о Рождестве Пресвятой Богородицы, Спасителя, Иоанна Крестителя позволят детям увидеть такие знакомые им семейные события, которые близки детскому сердцу. Важным моментом является приучение ребёнка к труду. Такое воспитание соответствует русским культурным традициям. На уроках по «Основам православной культуры» дети делают совместные поделки и рисунки. Участвуют в конкурсах поделок к праздникам Рождества Христова и Пасхи.  Умение на одном листе ватмана нарисовать общий рисунок на тему урока даёт первые навыки работы «вместе». Чтобы дети наглядно смогли понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу с закрытыми глазами. На тему притч и ветхозаветных сюжетов можно ставить сценки. Начальные знания о жизни святых и исторических личностях позволяют выбросить из общения со сверстниками отрицательные телевизионные персонажи. Очень помогает тетрадь. К ней на уроках должно быть очень серьёзное отношение. Можно сказать, что каждый делает для себя свою детскую Библию. В тетрадь записываются самые главные вещи из тех, о которых говорится на уроке. На тему каждого урока - рисунок, особенно в 1 – 2 год обучения.  

 Что такое духовно - нравственное воспитание? Это помощь в обретении человеком совести, ответственности, свободы, веры и любви. Насколько это возможно под влиянием другого человека? На этот вопрос трудно ответить однозначно, а потому, обращаясь к ребёнку, нужно всегда помнить о поучении Гиппократа - не навреди!

Труд учителя, как молодое деревце, не сразу даёт плоды. Приходится ждать годы. Но полученные результаты обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем и любовью.  Нет больше той радости, которую видишь в глазах детей, когда знакомишь их с простыми и ясными евангельскими истинами.

В Библии сказано, что в третий день творения, земля преображается, и каждому виду определил Творец исключительное предназначение. Человек же явился венцом творения. И нам педагогам нужно стремиться так воспитывать детей, чтобы они, живя в современном жестоком и циничном мире, знали о том, что Божий замысел о мире был иным, и в наших силах попытаться хотя бы немного приблизиться к Истине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....