Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.
статья на тему

Бутыла Наталья Николаевна

В данной работе обобщён и представлен мой практический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной специальной (коррекционной) школе I и II видов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций

на уроках в начальной школе.

        В связи с изменением приоритетов в образовании от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся изменился портрет выпускника начальной школы. В частности он должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Изменились и требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностные, предметные и метапредметные). К группе метапредметных результатов относятся коммуникативные УУД, которые и являются базой для освоения коммуникативных компетенций.

        Коммуникативная компетенция — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, ориентация в коммуникативных средствах и что важно для образовательного процесса в нашей школе формирование адекватных умений в новых социальных структурах, так как целью нашей работы является социализация детей с ОВЗ в среде слышащих. Базой для освоения коммуникативных компетенций являются коммуникативные УУД.

        УУД в широком смысле -это умение учиться, то есть способность ребёнка к саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        К коммуникативным УУД, которые должны быть сформированы у выпускника начальной школы относятся:

  • владение диалоговой формой речи,
  • чтение вслух и про себя текстов учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимание прочитанного,
  • оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
  • формулировка собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений,
  • умение критично относится к своему мнению, умение взглянуть на ситуацию с иной позиции, умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, договариваться и приходить к общему решению,
  • умение участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы, задавать вопросы, уточняя план действий, выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель, осуществлять само- и взаимоконтроль и взаимопомощь,
  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

            Тема формирования коммуникативных УУД и впоследствии компетенций напрямую связана с развитием структурных компонентов речи у обучающихся с ОВЗ, что является целью работы МО учителей начальных классов. Одной  из задач является расширение приёмов работы для совершенствования всех видов речевой деятельности.        Работа носит поэтапный последовательный систематический характер и взаимосвязана с формированием других групп УУД.                                

  • Для формирования умения соблюдать в жизни нормы речевого этикета и правил устного общения на уроках в начальной школе главным  является пример педагога.

  • Большие возможности для  формирования коммуникативных УУД на уроках чтения, развития речи, ООМ дают учебники, где  предусмотрен ряд заданий, которые активно использую в работе.

        Чтобы обучающиеся научились участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы  использую задания типа  «Спроси у учителя», «Спроси у товарища, что он нарисовал. Скажи товарищу, что нарисовал ты», «Спроси у товарища», которые предусмотрены в учебниках. Там же даётся и ряд вопросов по содержанию, которые надо задать и на которые надо получить ответы. С этой же целью использую приём «чтение по цепочке».

  • Для формирования этого же умения использую  беседы. Вопросы в  беседах сначала имели определённый порядок, сейчас же порядок вопросов меняется. К ведению бесед привлекаю самих ребят-дежурных.

        Для того, чтобы обучающиеся научились оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных или жизненных речевых ситуаций использую задания типа «Рассмотри картинку. Ответь на вопросы», «Рассмотри картинки, прочитай вопросы и напиши ответы» и вопросы, которые также даны в учебниках:

- Как ты понимаешь выражение … ? Как можно сказать по-другому?

- Кем работает твоя мама?

- Кем ты хочешь быть , когда вырастешь?

- Кто из детей тебе нравится и почему? и др..

  • Оживлённо проходят игровые моменты, в которых учитель «забывает» написать некоторые слова на определённых этапах урока и в определённых местах. Сначала  ребята сами или с опорой на учебник устно выстраивают ответы на вопросы учителя и, вспоминая, применяют нужное слово, потом похожую работу они проделывают самостоятельно письменно.

                

        Задания типа «Выдели разговор. Прочитай по ролям» способствуют тому, что обучающиеся учатся выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

  • Большой эмоциональный отклик у ребят вызывают инсценировки небольших текстов или отрывков из текстов.

  • Для того,  чтобы дети научились договариваться и приходить к общему решению, организую  работу в парах по карточкам с заданиями типа «Впиши в текст пропущенные слова (предложения)» или коллективную работу у доски с заданием «Расположи рисунки (предложения) по порядку как в тексте».

  •         С целью формирования умения понимать прочитанное,  использую иллюстрации к текстам, презентации с фотографиями, соответствующими содержанию текстов и различные виды заданий к ним: «Подбери предложения к рисункам», «Расположи по порядку», «Найди ошибку в рисунке. Прочитай соответствующее предложение из текста». Кроме традиционных приёмов поэлементно использую технологию продуктивного чтения, в частности работу с текстом до чтения (предположение,  о чём текст по названию или по иллюстрации) или после чтения (соединение частей текста с их названиями).

        Любое задание, предложенное детям, предварительно сопровождается  большой словарно-орфоэпической работой, использованием наглядного материала, примером или образцом выполнения этого же задания учителем, учителем и учеником или самими учениками. Задания варьируются в зависимости от темы урока, содержания текста или урока и т.д.. После выполнения следует ряд упражнений устных или письменных, направленных на закрепление приобретённых умений.

        В результате использования вышеперечисленных приёмов работы и  выполнения подобных заданий младшие школьники  постепенно приобретают  коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение, то есть в будущем при соответствующей систематической работе они будут коммуникативно коомпетентными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках  в начальной школе...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"

Презентация предназначена для выступления на педагогическом совете школы....