Мастер – класс Тема: «Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.»
методическая разработка на тему

показать, как игровые технологии и  работа в группах могут способствовать  развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  СОШ №1

г. Когалыма

Мастер – класс

 Тема:

«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.»

Скидина О.А.,

учитель начальных классов

2014г.

Цель:

показать, как игровые технологии и  работа в группах могут способствовать  развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

  1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть:

Тема:

«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.»

Цель:

показать, как игровые технологии и  работа в группах могут способствовать  развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

(Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь»)

- Послушайте! Какие ассоциации возникают при прослушивании этой музыки? (веселье, дети, смех, радость, игра)

- Я приглашаю вас в мир игры. Ведь игра, как сказал Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий: «– это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.»

Давайте и мы вспомним своё детство и снова станем школьниками.

2.    Мастер-класс для педагогов ДОУ: практическая часть

- Пора на урок!  

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

В путешествие пойдём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай

Героя сказки отгадай.

Урок литературного чтения.

Первая игра-задание «Найди своих» - играющим крепятся таблички с именами сказочных героев. Не глядя на табличку при помощи вопросов вы должны выяснить у соседей, какой герой вам достался. Подумайте какие вопросы вам помогут быстро это выяснить.  УСЛОВИЕ: нельзя спрашивать прямо: «Что написано на моей табличке?».

Подсказкой вам будут названия книг:

- Задавайте вопросы, объединяйтесь в группы – по сказкам. Найдите место за которым вы продолжите работу.

_ Что вы сейчас делали? (общались, объединялись в группы)

- Вспомним правила работы в группах. 

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Работать должен каждый на общий результат.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Если не понял, переспроси.
  5. Своё несогласие высказывай вежливо.

- Вот  и первое задание для группы.

На столе лежит таблица, которая поможет определить, какие коммуникативные способности мы формировали в ходе игры «Найди своих».

Коммуникативные УУД разделены на 3 группы

1 группа:

Коммуникация как взаимодействие– это действия, направленные 

на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности . 

2 группа: 

Коммуникация как кооперация– 

это действия, направленные на сотрудничество, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. 

3 группа: 

Коммуникация как условие интериоризации – это коммуникативно речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. 

- Подумайте и отметьте действия, которые развивали – ИГРАЯ!

- Что у вас получилось? (высказывания педагогов).

-  Урок литературного чтения подошел к концу. Переходим ко второму уроку!

- На уроке русского языка мы будем «озвучивать» комиксы.

Придумайте предложения, которые герои могли бы произносить в  момент, изображённый на рисунке.  Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные»

                                                                                                         

 - Какие предложения у вас получились? (выступление  групп)

- Какие коммуникативные УУД формировались в ходе этой игры?

-Урок русского языка окончен. Спасибо за работу!

-Вот опять звенит звонок,

 Приглашает на урок.

Окружающий мир.

- Сейчас мы отправим героев ваших сказок в путешествие во времени. Выберите любого персонажа и поместите его в наши дни. Чтобы он легко адаптировался в современном мире составьте для него алгоритм поведения  или правила «успешности». Время работы  5 минут.

- Что у вас получилось? (выступление групп)

- Обратимся ещё раз к нашей таблице. Заполните её.

-Какие коммуникативные способности формировались в ходе последней игры?

 

1

игра

2

игра

3

игра

1 группа:

Коммуникация как взаимодействие– это действия, направленные 

на учёт позиции собеседника либо 

партнёра по деятельности . 

– формулировать собственное мнение и позицию; 

  

  +

  +

– задавать вопросы;

 + 

  

  +

– строить понятные для партнёра высказывания;

 + 

 + 

  +

– строить монологическое высказывание;

  

  

  +

– вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  +

  +

  +

– слушать собеседника.

 

  +

  +

2 группа: 

Коммуникация как кооперация– 

это действия, направленные на сотрудничество, т.е. согласование усилий по достижению общей цели,

организации и осуществлению совместной деятельности. 

– ставить вопросы;

  

  +

  

  +

  

  +

– обращаться за помощью;

  +

  

 + 

– формулировать свои затруднения;

  

  

  +

– предлагать помощь и сотрудничество;

 + 

  

  +

– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

  

  +

  +

3 группа: 

Коммуникация как условие интериоризации – это коммуникативно речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. 

  

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 

  

  +

  +

– отображать в речи существенные ориентиры действия, понятные для партнёра; 

  

  

  +

– получать необходимые сведения  с помощью вопросов.

 

 + 

  

  

- Посмотрите, все ли коммуникативные действия у нас отмечены?

- Какой можно сделать вывод?

- В ходе игры можно сформировать все коммуникативные УУД, которые помогут ребёнку успешно учиться!

«Умение учиться – это новообразование, которое,

в первую очередь, связано с освоением формы учебного

сотрудничества».

Цукерман Галина Анатольевна

- Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников»

   Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаци...

«Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников",Познакомить  с возможностями  использов...

Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

В данной статье говорится о комплексе приемов, которые способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий....

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Мастер - класс по теме " Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"

Рассмотрение методических приемов по формированию универсальных учебных действий...

Мастер-класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами ИКТ"

Цель: познакомить  с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий....