"Мотивация учения - основное условие успешного обучения и воспитания".
статья на тему

Кокорева Ольга Валерьевна

Что такое учебная мотивация. Перечислены требования, сформулированные И.С.Якиманской. Роль учебного материала в мотивации учения. Организация учебной деятельности. Влияние коллективных форм работы. Роль оценки. Методика мотивации учения у младших школьников. Способы развития мотивации на уроках русского языка и математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_ucheniya-_vystuplenie_na_pedsovete.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учения- основное условие успешного обучения и воспитания.

( выступление учителя начальных классов Кокоревой О.В. ; 09.01 2013)

Издавна начальная школа была самым важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Насколько значима эта школьная ступень, особенно хорошо понимают те, кому повезло с первой учительницей. Как же облегчить жизнь учителю, сделать учение более интересным для ребенка? В начальных классах был, есть и будет только один способ поднять интерес ребенка к учению – использовать его любознательность, его (еще не утраченную) доверчивость и открытость.

Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив не долго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Как мы видим, это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Мотив – не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Учебно-познавательные мотивы, это мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком курсе явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.

Одной из важных сторон развития мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования сформулированные И.С. Якиманской []:

1. Главной задачей обучения в школе является контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.

2. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его с ним самим, с его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Например, ребенок позже всех из класса научился решать задачи, это его прогресс.

3. Учителю необходимо подходить к изучению и развитию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, не смотря на внешние небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается больших достижений, чем в других сферах.

5. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. У каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (умение и возможность), мотивационной (стремление), волевой и эмоциональной сферы (цели и переживания в ходе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

6. Заключение, суждение об ученике, его характеристика должны формулироваться учителем в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности ребенка. В известном смысле сведения о внутренних процессах становления личности учащихся, в том числе их мотивации, должны быть предметом профессиональной тайны учителя.

7. В ходе становления мотивации учения школьников учителю надо обладать психологической грамотностью, которая включает и личностные качества, интерес к другому человеку, оптимистическую убежденность в возможности другого человека, высокую терпимость к непохожести человека на других.

8. Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся (могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности. Где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

При гуманных отношениях между учителем и учениками в классе складываются более тёплые отношения, у ребёнка нет страха, что он будет высмеян за неправильный ответ, что ему поставят плохую отметку или накажут за то, что его мнение или ответ не совпадают с мнением товарищей, т.е. создаются атмосфера психологического комфорта. Что очень важно для ребенка, особенно в начальной школе и способствует становлению положительных мотивов учения.

1.3 Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности в мотивации учения

Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Для этого содержание материала должно быть вполне доступным, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Если в ходе учения у школьника создаётся постоянная удовлетворённость, что наблюдается при облегчении учебного труда, например при объяснительно– иллюстративном типе обучения, когда перед учениками ставятся готовые цели или знания сообщаются в готовом виде, то это приводит к свертыванию активности и действенности самого ученика. Постоянная неудовлетворенность побуждений к учению так же снижает действенность мотивов самих учащихся. Следовательно, оптимальный путь подбора учебного материала, видимо, состоит в разумном сочетании ситуаций неудовлетворенности побуждений, приводящих к потенциально активному состоянию готовности к учебной деятельности, с удовлетворенностью других побуждений, формирующих действенные мотивы учения и создающих его положительный эмоциональный фон. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира.

Требования к форме организации учебного процесса:

             ♦ разумная наглядность, т.к. у детей очень хорошо развито наглядно-образное мышление, освоение материала при помощи наглядных пособий идет более эффективно. Но наглядность должна быть разнообразной и «правильно изображенными», реально отражать предметы мира

♦ интерес и занимательность. Интерес у детей младшего школьного возраста, вызывает материал представленный в виде занимательных задач и викторин; задания, которые способствуют развитию математического мышления, воображения и памяти.

Например, на уроке русского языка дети очень любят решать кроссворды и всевозможные ребусы.

Но занимательность может выражаться не только в неординарности задачи, но может быть заданна неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (интервью, путешествие в сказку и т.д.). Всегда можно отыскать что-нибудь интересное и увлекательное.

♦ привить интерес к урокам помогают старинные задачи (на уроках математики), или рассмотрение старинных рукописей, старого алфавита (на уроках русского языка). На таких уроках больше возможности поговорить об истоках наук, значении математики и письма для наших предков.

♦ большой интерес у детей на уроках появляется при выполнении заданий, которые отражают нашу действительность, окружающий нас мир.

Например, составление задач на материале родного края (из источников газет, рассказа взрослых, личного опыта).

♦ Для формирования интереса не маловажно при подборе заданий учитывать такой критерий, как свобода выбора учащихся. То есть, должны быть разнообразные задания и по составу и по сложности. Чтобы каждый ребенок мог выбрать задание для себя по своим способностям. И нужно стараться, чтобы задания не имели одного решения, чтоб не было сложного решения, а каждый ребенок мог заинтересоваться поиском нового решения. И найти свой путь и метод, отличающийся от решения соседа.

♦ Изучение и запоминание учебного материала более эффективно проходит в деятельности. Когда ученик не пассивный участник учебного процесса, не просто «Склад» для информации, а активный участник процесс обучения. Примером этого может служить урок-диалог.

♦ создание на уроке игровой ситуации. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

1.4 Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной мотивации учения

Чтобы мотивационная сторона учения была в поле зрения учителя, необходимо, чтобы он выделял в учебной деятельности учащихся в школьном процессе обучения три основных этапа:

  1. Мотивационный этап.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу:проблема, формулировка основной учебной задачи, самоконтроль, самооценка деятельности по изучению темы.

2. Оперативно-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными задачами. Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

1.5 Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения

В последние годы в школе все шире применяются различные формы совместной – коллективной и групповой – деятельности учащихся на уроке. Это связано, главным образом с попытками интенсифицировать учебный процесс, сделать учебную работу учащихся более эффективной. Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль и в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких «глухих» учащихся, которые коллективно выполняют определенное значение. Работая в микроколлективе, каждый его член старается быть не хуже других. Ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью, и приобретают для него признаваемую им ценность, что приводит к становлению мотивации учения.

1.6 Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших школьников

мотивация учение математика язык

В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные виды проверок (предварительную, текущую, тематическую), причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных форм работы. Очень хорошо, если учитель при этом не ограничивается контролем результата, а учит детей оперативному контролю. Опыт такого обучения широко представлен в книгах С.Н. Лысенсковой. С этой целью полезны различные приемы: сопоставление с образцом, опора на таблицу, схему, работа в паре, взаимопроверка и др. В этих случаях операционная сторона контроля прямо влияет на успешность результата, а значит, выступает стимулом положительного отношения к учению!

Положительную мотивационную роль играет систематическое выполнение самостоятельных заданий, возможность для сильных ребят самим определить свое домашнее задание и др. Во всех классах детей радует возможность ответить учителю «на ушко». Этот прием, описанный Ш.А. Амонашвили, способствует личному контакту с учителем, снимает боязнь неправильного ответа, позволяет опросить многих, не снижая трудности задания.

2.2 Методика развития мотивации учения у младших школьников

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

        Главное, чему нужно научить ребёнка на уроках – это размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения и проверять их правильность, наблюдать, обобщать и делать выводы. И чтобы достичь этой цели учитель начальных классов должен в процессе обучения создавать условия обеспечивающие учёт мнения учащихся, опираясь на их субъективный опыт, использовать различные типы заданий, чередуя групповую и индивидуальную работу.

Способы развития учебной мотивации на уроках математики

Устный счёт:

Задание мной записывется на доске разной сложности, чтобы каждый ребёнок мог выбрать себе подходящие.

Так же, при устном счёте детям очень нравится игра «Чей ряд первый?»: На ряд выдается одна карточка с выражением для каждого ученика. Решив своё выражение, ученик передает карточку соседу, и так до конца ряда.

Математические диктанты:

Использую нестандартные (для детей этого класса) формулировки задания.

Например, при закреплении таблицы умножения использовались упражнения не только совершенствующие знания детей, но и развивающие устойчивость внимания.

«…Спиши числа. Обведи в кружок числа, которые делятся на 5, а числа, которые делятся на 3 – в квадрат:

5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 15, 24, 30.

Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 7 в кружок, а числа, которые оканчиваются на 6 в квадрат:

24, 35, 16, 42, 86, 21, 96, 14, 56.»

Для закрепления темы увеличения и уменьшения числа на…, в… использовались следующие упражнения:

«…Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число в 6 раз, а каждое двузначное число уменьши на 9. Запиши полученные числа под данными числами.

32, 7, 46, 28, 5, 93, 4, 9, 66, 1.»

«Блиц-турнир» по задачам:

При закреплении понятий «на, в  больше, на, в  меньше» и постановке вопроса задачи « на сколько больше, меньше; во сколько раз больше, меньше; сколько всего и ….»

Задачи – шутки:

1. Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 легковых автомобиля и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (один мотоциклист)

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км. Пробежала каждая лошадь? (30 км.)

3. Вова бегает хуже Миши. Миша бегает хуже Серёжи. Кто из мальчиков бегает хуже всех? (Вова)

Если сравнивать задачи, то можно заметить , что все они в учебниках однотипны, и в каждой новой задаче дети узнают предыдущую с обновлёнными числовыми данными, что не вызывает у них познавательного интереса. И те, кто справляется быстрее, сидят скучая. Чтобы этого избежать я практикую такой способ: отыскать как можно больше способов решений, сформулировать новые вопросы… Это оказывается более интересней для детей и эффективней в обучении.

Необходимо разнообразить деятельность детей при решении задач на уроке, использовать различные методические приемы: предлагать задачи с недостающими и лишними данными, сравнивать условия и их решения, составлять схемы. Все это способствует формированию и поддержанию учебной мотивации на уроках математики, поскольку дети думают, рассуждают, решая задачи, а не узнают в каждой ту, которую решали раньше.

Таким образом, можно сделать вывод, что если сочетать различные формы организации учебной деятельности, различные типы заданий, опираясь на потребности и опыт учеников – это приведёт к положительным результатам в обучении и развитию учебной мотивации на основе познавательных мотивов.

Способы развития учебной мотивации на уроках русского языка

Русский язык очень часто бывает не любимым предметом многих учеников, так как часто дети не понимают, для чего они должны учить то или иное правило, переписывать тексты… Но если уроки строить на познавательных потребностях ребёнка, на соотнесении темы урока с окружаемым ребёнка миром (т.е. показать практическую значимость изучаемого правила), включать в урок различные занимательные и творческие задания и вообще использовать различные виды заданий, то у детей появляется интерес к урокам, они с удовольствием приходят на каждый урок и очень продуктивно работают.

Я считаю, что сообщение цели урока в готовом виде не допустимо, если учитель заинтересован в развитии учеников. Чтобы у ребёнка появился интерес к изучаемому, нужно не объявлять детям готовую тему и цели, а обеспечить условия для самостоятельного приема детьми цели и задач урока.

1. Тема урока: Буква Ь в конце слов.

«Помогите мне превратить:

мел – в мелкое место;

угол – в топливо;

шест – в число.

Что получится? (записывают: мель, уголь, шесть).

А теперь попробуйте, сформулируйте по этим подсказкам тему урока.

Работаем над правилом из учебника. А затем, для лучшего запоминания, правило в стихах:

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест.

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться.

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

2. Тема урока: Наблюдение над ролью

приставки в слове.

  • Грамматические сказки : образование новых слов;
  • Стихотворения (чтобы детям было, легчи запомнить роль приставки);
  • «Лишнее» слово. Найди слово без приставки;

3.Словарная работа.

  • «Убежали гласные».
  • «Кто больше запомнит?»
  • «Какое слово пропало?»
  • Загадки.
  • Пословицы.
  • Грамматические задачи.

Так же повышению мотивации учебной деятельности на уроках русского языка способствует использование различных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, сочинение…

Заключение:

Для становления мотивации  учения следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути – достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

Наиболее значимыми в работе можно считать следующие установки и

действия учителя:

  • – учет возрастных особенностей школьников;
  • – выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • – совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
  • – использование коллективных и групповых форм работы;
  • – использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • – использование игровых технологий;
  • – нестандартная форма проведения уроков;
  • – создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  • – создание ситуации успеха;
  • – вера учителя в возможности ученика;
  • – применение поощрения и порицания;
  • – формирование адекватной самооценки у учащихся;
  • – эмоциональная речь учителя.

Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

  • интересоваться делами, учебой ребенка;
  • помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
  • объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учения – основное условие успешного обучения.

Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, с...

Презентация: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"

Это  презентация. Выступление на педсовете. Есть яркие фотографии моих учеников  на тему школьной жизни....

доклад "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"

доклад  " Мотивация учения- основное условие успешного обучения" . Выступление поддерживается презентацией и коментариями связанные с педагогическим опытом...