Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»
проект на тему

Перова Лидия Николаевна

    Взаимодействие школы с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка проекта

«Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

ПЕРОВА Л. Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п. Добринка филиал с. Павловка

    Основой всей воспитательной работы в школе является Концепция духовно-нравственного развития личности и патриотического воспитания граждан, разработанная в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования и приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации  в области образования.

   Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяется пути их реализации, организуется деятельность.

   Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.

  Цель воспитательной системы – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению личности.

    Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

  • воспитательная работа в процессе обучения;
  • внеурочная деятельность;
  • внешкольная деятельность

  Художественно-эстетическая деятельность учащихся преимущественно осуществляется в рамках основного и дополнительного образования. В школе проходят праздники, ставятся спектакли, дети сами создают литературно-музыкальные композиции, посвященные Великой Отечественной войне, организуются выставки творческих работ наших учащихся.

  Спортивно-оздоровительная работа осуществляется за счет ресурсов основного и дополнительного образования. Помимо физкультуры  воспитанники занимаются в спортивных секциях (волейбол, баскетбол, теннис), занимаются танцами. В школе регулярно проходят внутренние и межшкольные соревнования, дети участвуют в спортивных эстафетах и районных соревнованиях.

  Развитие школьных традиций. Традиционно в школе проводятся праздники, в которых участвуют все ученики школы вместе со взрослыми. Это Праздник 1 сентября, День учителя, Новый год, Масленица, Последний звонок, праздники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны.

   Филиал  МБОУ СОШ № 2 п. Добринка является единственным  образовательным учреждением села Павловка. 
   
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству школьного образовательного учреждения необходимо 

  • четко осознавать цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
  • владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
  • предвидеть возможные результаты партнерства для повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления школьника).
       
    Грамотно организованное и продуманное взаимодействие школьного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия: 
  • для расширения кругозора школьников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа);
  • формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых.

    Взаимодействие школы с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников школы. 

   Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи. 

    Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия. 

  Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников школы, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия школы с объектами социума по различным направлениям деятельности школы; разработка методических материалов для реализации данных проектов.

  И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума. 
   Представляю Вашему вниманию - Проект организации социального партнерства нашего учреждения с организациями и учреждениями социума.

Проект организации социального партнерства  филиала МБОУ СОШ № 2 п. Добринка в с. Павловка с организациями и учреждениями социума, расположенных в микрорайоне школы.

Цель проекта: использовать возможность социума микрорайона школы для создания единой воспитательной системы. 

Задачи: 

Отработать механизм взаимодействия с социальными объектами образования, культуры, спорта и медицины. 
Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. 

Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. 

Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе школы, села, малой родины. 

Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития. 

Предполагаемый результат 

1. Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов. 

2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира. 

3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов. 

4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными объектами. 

Механизм реализации 

  Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности. 
   Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности. 
   Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства.

Cистема реализации проекта 

Блок I. Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями 

Социальные партнеры – фельдшерский медицинский пункт с. Павловка. 

 Цель блока: создание единого образовательно-оздоровительного пространства школы с медицинским и спортивными учреждениями села. 

Задачи: 

1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы. 

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. 

3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса. 

Основные направления

  • Оздоровительное;
  • Валеологическое, санитарно-просветительское;
  • Физическое;
  • Психоэмоциональное благополучие.

Взаимодействие с учреждениями спорта 

Социальные партнеры – плавательный бассейн "Жемчужина", спортивные секции «Теннис», «Волейбол» от ДЮКФП. 

Задачи: 

1.Объединить усилия педагогов школы, родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе "ребенок-педагог-родитель". 

2. Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности. 

3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях теннисного спорта и других видах спорта. 

4. Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия. 

Основные направления: 

  • Физкультурно – оздоровительные;
  • Личностно – ориентированные;
  • Мотивационное;
  • Физкультурно – просветительское.

Тесная связь со спортивными организациями способствует развитию и популяризации детского спорта. 


Блок II. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. 

Социальные партнеры – ДЮЦ «Ритм», руководители внеурочной деятельности школы

Цель блока: объединить усилия школы с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса. 

Задачи: 

1. Способствовать созданию образовательной системы школы с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса. 

2. Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему села. 

3. Совершенствование форм взаимодействия с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы школы. 

Основные направления: 

  • естественно – научное;
  • художественно - литературное;
  • прикладное;
  • информационно – педагогическое.

Блок IΙΙ.  Взаимодействие с учреждениями культуры. 

Социальные партнеры – сельская библиотека с. Павловка, Павловский ДК.

Цель блока: формирование целостной социокультурной системы взаимодействия школы с учреждениями культуры 

Задачи блока: 

1. Расширять творческое взаимодействие школы с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. 

2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». 

3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. 

Основные направления: 

  • эстетическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-творческое;
  • культурно-просветительское.

Блок ΙV.  Взаимодействие с другими организациями, расположенными на территории района. 

Социальные партнеры – Прокуратура Добринского района, отделение полиции, Покровский храм с. Павловка.

Цель блока: установление связей с внешней общественностью, достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам. 

Задачи блока: 

  • расширение кругозора школьников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности школы (экскурсии, поездки, походы);
  • формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых.

   Таким образом, современное школьное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано: 

  • в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников;
  • в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
  • в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
  • в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
  • в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Опыт работы нашей школы с учреждениями социума показывает, что активная позиция школьного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между школой  и учреждениями позволяет: 

  • использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
  • решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно ж...

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО»

Создание системы сотрудничества МБОУ СОШ  с. Чернава с социальными объектами микрорайона школы для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей начальной школы, их способностей ...

Тема опыта: «Развитие познавательных УУД на уроках математики посредством формирования умений решения текстовых задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

Условия   возникновения, становления опытаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, сп...