Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО
проект на тему

Воспитание младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО

Цель проекта: использовать возможность социума района для  реализации воспитательных задач

Задачи: 

Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины. 
Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. 

Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. 

Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе школы, села, малой родины. 

Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития. 

Предполагаемый результат 

1. Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума района на основе договоров и совместных планов. 

2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира. 

3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов. 

4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами. 

5. Структура управления школы, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума района в создании единой воспитательной системы. 

Младший школьный  возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение школьного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. 

 Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей.  Действительно, сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” 

 Воспитание школьников несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа.

Известный педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили писал: «…нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду». Речь идет о той природной, культурной, социальной среде, которая осваивается детьми, учителями, родителями в процессе их совместной деятельности, - среде, значимой и ценной для них. Ведь уже давно известно, что процесс развития личности ребёнка во многом зависит от условий окружающей его среды. Социум или среда - это все то, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. Среда осредняет личность. Богатая среда обогащает, бедная-обедняет, свободная – освобождает, здоровая - оздоравливает, ограниченная - ограничивает и т.д.

         Воспитательная деятельность в школе направлена на реализацию основных воспитательных целей:

I. Социально-педагогическая поддержка развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,   компетентного гражданина России.

II. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Создание условий для сохранения здоровья учащихся  с целью  повышения  эффективности образовательного процесса

       Данные цели охватывает весь педагогический процесс, пронизывают все структуры, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

1. Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социально-гражданского, личностного самоопределения учащихся.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания на основе представлений о базовых национальных ценностях, сохранения и развития культурно-исторического наследия, отечественных традиций, усиление воспитательного потенциала урока.

3. Формирование позитивного социального опыта учащихся, развитие через деятельность     органов ученического самоуправления, совершенствование воспитательной системы гимназии и классов в формировании ценностных ориентаций учащихся.

4. Создание условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов в сфере взаимодействия с родителями учеников, привлечение родительской общественности к участию в жизни образовательного учреждения.

5. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов, создание комфортной образовательной среды, безопасности образовательного процесса.

6. Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности среди учащихся.

7. Создание условий сохранения здоровья учеников через эффективную организацию качественного рационального питания, взаимодействие педагогического коллектива с медицинскими работниками и родителями по организации просветительской работы с детьми.

Принципы воспитательной работы:

  1. Личностно-ориентированные принципы:
  • Принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в школе, в обществе);
  • Принцип развития (целостное развитие личности: физическое интеллектуальное, духовное);
  • Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосфер при которой ребенок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели).
  1. Культурно-ориентированные принципы:
  • Принцип картины мира (школа-микромир, который создает обобщенно- целостное представление о мире, о месте человека в нем);
  • Принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня- это мир, частью которого являюсь я – переживаю и осмысливаю для себя);
  • Принцип опоры на культуру как мировоззрение (возможность и способность усваивать и делать свою культуру, уважая исторически сложившиеся культурные ориентиры)

     3. Деятельно - ориентированные принципы:

  • Принцип обучения деятельности (учим ставить цели, уметь контролировать и ориентировать свои и чужие действия, опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие);
  • Креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве и умения творчества.

Cистема реализации проекта 

I Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями


1.Способствует осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса. 

2. Создаёт условия для гармоничного физического развития детей, совершенствует индивидуальные способности и самостоятельность. 

3. Формирует позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивает представления об особенностях разных видов спорта. 


Социальные партнеры – Центральная районная больница, Больница села Вторые Тербуны

         Детям делают профилактические прививки, два раза в год проводится выборочный  медосмотр.

Врачи проводят беседы с детьми.

 Школа активно сотрудничает со спортивным комплексом КСК в Тербунах.

Ученики посещают бассейн, спортивные секции. 
Тесная связь с спортивными организациями способствует развитию и популяризации детского спорта. 

Физкультурно – оздоровительные мероприятия проводятся в школе. Организуются «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»  проводятся командные соревнования и др.

Всё это сплачивает детей, родителей и школу.

 Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. 


Школа взаимодействует с
 МОУ ДОД «Центр внешкольной работы с детьми и подростками», музыкальной школой, школой искусств.
Занятия в кружках способствуют
 социокультурной самореализации участников образовательного процесса, развивает творческий потенциал и познавательную активность учеников.

Дети занимаются в кружках: «Волшебные узоры», «Мир творчества», «Танцы», обучаются игре на баяне.

Развитие творческих способностей, познавательных интересов учащихся осуществлялось в процессе участия в конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях:

Акция «Дорога глазами детей», Конкурс «Вместо ёлки новогодний букет»

Всероссийский конкурс «Молодёжное движение»- Районный конкурс «А я летом был в походе», научная практическая конференция школьников «В науку первые шаги» Районный конкурс чтецов «И мы сохраним тебя, русская речь».

        Взаимодействие с учреждениями культуры. 

Наша школа сотрудничает и взаимодействует с с библиотеками, центрами культуры. Работники библиотеки всегда рады школьникам на своих мероприятиях. Совместно с педагогами проводятся совместные конкурсы, беседы, знакомство с творчеством писателей и т.д. Дети с удовольствием посещают развлекательные мероприятия в КСК



1.Способствует развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. 

2. Осуществляет интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». 


Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками нашей школы и представителями старшего поколения, нашими ветеранами. После таких встреч не надо долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, они понимают это сами.
         

           Патриотическое  воспитание -  неотъемлемая  часть  общей  культуры  государства. Стала  все  более  заметной тенденция  постепенной  утраты  обществом российского  патриотического  сознания.

        В  общественном  сознании  получили распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная  агрессивность, Задача  педагогов – как  можно  раньше пробудить  в  ребенке  любовь  к  родной  земле, воспитывать любовь и уважение  к  близким,  к родному  дому, родной  школе. Необходимо  с детства  формировать  такие  качества,  которые помогут  ребенку стать  настоящим человеком  и  гражданином  общества.

         Как  бы  не  менялось общество,  воспитание  у  подрастающего  поколения  любви  к  своей  стране,  гордости за  нее  необходимо всегда. И если мы  хотим ,  чтобы  наши дети полюбили  свою  страну,  свой  город,  нам нужно  показать их  с  привлекательной  стороны.

                 На занятиях мы  знакомились  с  историческими  событиями Великой  Отечественной  войны, слушали рассказы ветеранов о минувших событиях. Ребята писали  сочинения  на тему «Мои предки в  годы ВОВ», посещали  школьный музей  боевой  славы, памятники погибшим воинам; участвовали  в митингах в честь  Победы. Читали  книги о  защитниках  родной  земли, Отечества.

Взаимодействие с организацией ОПСП №8. 

Посещение пожарной части,  способствует расширению кругозора школьников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности (экскурсии, поездки, походы);

Встречи с представителями разных профессий формируют навыки общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности.

     

Младший  школьный  возраст –это  период позитивных  изменений  и  преобразований. Поэтому  так  важен  уровень  достижений, осуществленных  каждым ребенком на  данном  возрастном этапе. Если  в  данном  возрасте  ребенок не  почувствует  радость  познания, не  приобретет  умения  трудиться, не  научиться  любить близких ,беречь  природу,  не  приобретет  уверенность  в  своих  способностях и  возможностях ,сделать  это в  дальнейшем  будет  значительно  труднее  и  потребует  неизмеримо  больше  душевных  и  физических  затрат. Кроме  того,  социальный  опыт  ребенка  это  не  то,  что  он  знает  и  помнит, потому,  что  прочитал, выучил,  а  то,  что он  пережил,  и  этот  опыт постоянно  определяет  его  действия  и  поступки.

Таким образом, современное школьное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано: 

  • в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников;
  • в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
  • в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
  • в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
  • в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Опыт работы нашей школы с учреждениями социума показывает, что активная позиция учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между школой и учреждениями позволяет: 

  • использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
  • решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов начального школьного  образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

  Взаимодействие школы с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с...

Роль уроков в реализации воспитательных задач в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Глубокое социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Во все времена, прежде всего, люди высоко ценили и ценят нравственную ...

Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС начального общего образования

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно ж...

Разработка проекта «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО»

Создание системы сотрудничества МБОУ СОШ  с. Чернава с социальными объектами микрорайона школы для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей начальной школы, их способностей ...