Особенности организации обучения аутичного ребенка в условиях МКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»
учебно-методический материал по теме

Багаева Елена Сергеевна

на персональном сайте

http://nsportal.ru/bagaeva-elena-sergeevna-0

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности организации обучения аутичного ребенка в условиях  МКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»

   Сегодня проблема социальной реабилитации детей с диагнозом аутизм становится всё более актуальной вследствие того, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество в ближайшее время не сможет.  

Опыт коррекционной работы показывает, что построение уроков с аутичными детьми, особенно в самом начале имеет ряд особенностей.

      В случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективные приемы обучения не действуют. Уроки с аутичным ребенком требуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии учителя, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план урока, но действовать в большинстве случаев приходится в зависимости от ситуации и желаний ребенка-инвалида.

Педагогу необходимо быть чутким к реакциям особенного ребенка, и вы увидите, что он сам предложит вам форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна. Поэтому учителем Центра на занятиях организовано четкое и подробное выполнение всех этапов урока. Такая организация позволяет аутичному ребенку осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении.

Трудности, с которыми сталкивается учитель МКУ «РЦ «Радуга»  на первых этапах обучения, это то, что такой ребенок, ведет себя как  маленький — с трудом сидит некоторое время за партой, встает, ходить по классу во время урока, играет во что-то свое.  Ребенок – аутист  как будто не обращает внимания на речевые обращения или показ учителя, может не выполнять инструкции: просто, как бы ни слышать и ни видеть его. Однако это не вполне так: ребенок воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Не стоит стремиться, как можно скорее привести такого ребенка в порядок, заставить его вести себя на уроке абсолютно правильно. Такая торопливость в данном случае даст обратный результат: в напряженной ситуации он может больше пугаться, замолкать, уходить в себя и совсем переставать соображать или, наоборот, активно протестовать, шуметь и отказываться от работы.

Для развития у ребенка-инвалида выбора и принятия решения учитель использует психологические приемы в своей работе. Сначала процесс обучения направлен  на  формирование ритуала взаимодействия, включая в его осуществление все более разнообразных, но предсказуемых и прожитых ребенком альтернатив. 
В связи с огромной неуверенностью ребенка в себе, рискованно в начале обучения, пытаться стимулировать его, предлагая новое, «очень трудное», «самое трудное» задание. То, что у обычного ребенка естественно вызывает азарт и стремление испытать себя, у аутичного часто провоцирует панический отказ.
  В процессе этой работы неизбежно наступает момент, когда и он начинает стремиться к преодолению различных трудностей, но делает это сначала крайне негибко, демонстрируя уровень притязаний и катастрофические реакции на неудачи. Особенный ребенок  с трудом переносит свои «провалы», и, чтобы не множить отрицательный опыт, учитель Центра  сглаживает эти неприятные впечатления. Нужно не утешать и успокаивать ребенка, потому что это может только концентрировать его на переживании неудачи, а положительно характеризовать процесс обучения, находя в действиях ученика все новые признаки продвижения вперед.

Справиться с  такими трудностями можно, только дав ребенку реальный опыт обучения вместе с другими детьми: другого пути нет, никакая индивидуальная работа не может заменить подобный опыт. Учитель начальных классов работает в тесном  контакте с педагогами – психологами Центра по оказанию  своевременной дополнительной индивидуальной помощи ребенку - инвалиду. Она необходима для определения подходящего ребенку режима освоения учебных навыков.

Учитель начальных классов МКУ «РЦ «Радуга»  считает, что образовательный процесс с аутичным ребенком не должен стать непрерывным экспериментом и обязательно должен строится на доброжелательном к нему отношении, учете его индивидуальности, гибкости программы обучения и применении мягких, щадящих методов обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»

В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...

Особенности игр с аутичным ребенком.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Зачем детям с аутизмом нужно научиться играть? Почему так важно обучить их играм? ...

Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...

Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС

  С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обя...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...