Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
статья

Коростылева Елена Сергеевна

Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время неоднократно поднималась как на государственном, так и на академическом уровнях. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция модернизации рос-сийского образования на период до 2010 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.) отмечают необходимость усиления функции воспитания в работе образовательных учреждений. Применяя данные положения к рассматриваемой нами проблеме, можно сказать, что целью воспитания подрастающего поколения должно быть формирование базовой культуры личности как основы дальнейшего развития. Формирование культуры учащегося с ОВЗ должно осуществляться в процессе включения в активную созидательную деятельность; формирование бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и национальным традициям; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; изучения обычаев и культуры своего народа и разных этносов. Сложность процесса духовно-нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в рамках специализированного учреждения может быть вызвана, тем, что результат не так ощутим, как в общеобразовательной школе. Но наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Однако, особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении учреждением воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальном учреждении будет иным, более элементарным, чем в общеобразовательной школе. В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию. У детей с умственной отсталостью отмечены ограничения в возможностях выражения переживаний и отношений социально-приемлемым способом; затруднения в понимании эмоционального состояния других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых детей, с учетом их индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Духовно-нравственное воспитание детей и подростков  с ограниченными возможностями здоровья».

Коростылева Е.С., учитель  СПб ГБОУ школа №439

 

   Данная статья ориентировано на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время неоднократно поднималась как на государственном, так и на академическом уровнях. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция модернизации рос-сийского образования на период до 2010 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.) отмечают необходимость усиления функции воспитания в работе образовательных учреждений. Применяя данные положения к рассматриваемой нами проблеме, можно сказать, что целью воспитания подрастающего поколения должно быть формирование базовой культуры личности как основы дальнейшего развития. Формирование культуры воспитан ника должно осуществляться в процессе включения подрастающего поколения в активный созидательный круг на благо своей Родины; формирование бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и национальным традициям; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; изучения обычаев и культуры своего народа и разных этносов. Сложность процесса духовно-нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в рамках специализированного учреждения может быть вызвана, тем, что результат не так ощутим, как в общеобразовательной школе. Но наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Однако, особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении учреждением воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальном учреждении будет иным, более элементарным, чем в общеобразовательной школе. В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию. У детей с умственной отсталостью отмечены ограничения в возможностях выражения переживаний и отношений социально-приемлемым способом; затруднения в понимании эмоционального состояния других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых детей, с учетом их индивидуальных особенностей. У умственно-отсталых детей с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и прочие. Так как формирование высших чувств, предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере развития ребенка будут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции. Проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанной. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. В современном обществе существует потребность в разработке эффективной программы формирования нравственно-ориентированной личности для детей с проблемами в развитии, основанной на национальных традициях русского народа. Работая в деле воспитания  с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья,  мы постоянно ищем новые приемы и формы работы, которые дали бы ощутимый, видимый результат в развитии личности воспитанника. Помогли раскрыть  внутренний творческий и духовный  потенциал воспитанника и дали  возможность для его дальнейшего всестороннего  развития (на сколько это возможно, в силу заболевания).

Целеполагающая деятельность духовно-нравственного воспитания детей и подростков с ОВЗ заключается в необходимости донести до их сознания  понимание того, что человек имеет два начала – духовное и телесное и каждая из этих сфер требует внимания и заботы. Если развивать только телесное и отрицать важность духовного развития, то образ жизни человека постепенно станет похожим на образ жизни бессловесных представителей животного мира. Для ребят с отклонениями в умственном развитии недостаточно рассказать об этом. Духовно-нравственное воспитание для этой категории детей и подростков осуществляется в ходе многократных регулярных бесед, просмотра фильмов, совместных дел, поездок, где педагог учит личным примером и простыми словами объясняет на конкретных жизненных ситуациях те или иные последствия поступков, слов, указывает на примеры из современной окружающей действительности.

     В рамках внеурочного проекта мною была разработана  общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкотерапия на основе классической, духовной музыки и церковного пения», которая имеет художественную, социально-педагогическую направленность и предназначена для музыкального и духовного воспитания  детей и подростков с ОВЗ.  Основной целью программы является -  помочь учащемуся творчески взглянуть на окружающий и внутренний мир человека, путем приобщения их к музыкальной духовной культуре нашего русского народа, расширить  и обогатить свой жизненный опыт. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Основной задачей коррекционных занятий является стимуляция потенциальных возможностей детей и подростков с ОВЗ, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями личности. Работа по духовно-нравственному воспитанию в состоит из двух уровней – занятия непосредственно в образовательном учреждении и выездные мероприятия в загородном Центре духовно-нравственной поддержки «Чайка», который расположен на берегу Финского залива в п. Лебяжье Ленинградской области. На музыкальных занятиях воспитанники знакомятся с лучшими образцами классической и духовной музыки, учатся церковному пению, а так же проводятся занятия по основам православной культуры (ОПК), индивидуальные и групповые занятия по вокальному мастерству. В каникулярное время учащиеся приезжают в Православно-оздоровительный лагерь, который располагается в загородном Центре «Чайка».  Это не простой отдых, это отдых с элементами лечения и реабилитации. Здесь духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в ходе многократных и регулярных бесед, совместных дел, паломнических поездок, просмотра фильмов. Смена обстановки, выезд в естественные природные условия, досуговые и реабилитационные мероприятия, участие в духовной жизни прихода – всё это даёт детям с ОВЗ возможность восстановить физический и духовный потенциал, реализовать потребность в общении, тёплом семейном отношении. Тут они помогают на кухне, чистят овощи, ходят в лес, занимаются, и все это в такой теплой семейной и духовной атмосфере. Это очень благотворно действует на психику детей, на их духовно-нравственное развитие. В лагере «Чайка» даже группы, на которые делятся дети с интеллектуальной недостаточностью, называются «семейки». В каждую семейку назначаются вожатые от Центра, которые выполняют роль старших, организуют семейку, проводят занятия. Каждый вечер они разбирают прожитый день, обсуждают какие-то проблемные моменты с вожатыми, обсуждают, что больше всего понравилось или не понравилось. Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья приучаются к самоанализу своих поступков, переживаний, работе над собой. Проводятся беседы у костра, где к обсуждению предлагается рассказ из жизни, и дети учатся сравнивать поступки героев рассказа, делятся, как бы они поступили на их месте. В Центре духовно-нравственной поддержки «Чайка» детей и подростков с ОВЗ учат заботе о ближнем, взаимовыручке, ответственности. Как правило, отдельной семейке поручают выполнять задание, успех которого зависит от усилий всех ее членов, при этом дети наглядно видят, что в серьезных делах эгоизм и предпочтение личных интересов общим может расстроить все общее дело. Все это меняет ребят в лучшую сторону очень существенно.  А, кроме того, что тоже немаловажно, у них завязываются теплые дружеские и даже родственные отношения со взрослыми и подростками из  прихожан Лебяженского храма Свт. Николая Чудотворца. В дальнейшем они потом поддерживают отношения, общаются.  Происходит «интеграция наоборот», когда не мы вывозим детей в социум, а социум приезжает к нам. Ну и, пожалуй, самое главное, что сам приход и Центр при приходе становятся для ребят с ограниченными возможностями вторым домом. Они продолжают приезжать туда на на выходные и праздничные дни . Неотъемлемая часть каждой смены в «Чайке» - это двухдневные культурно-образовательные поездки по памятным и святым местам Ленинградской и соседних областей. В ходе таких поездок дети и подростки с ОВЗ приобщаются к культурному и духовному наследию нашей страны, расширяют свой кругозор, видят наглядные примеры того, какую важную роль в жизни поколений занимали духовные ценности и традиции.

При реализации нашей проектной деятельности с детьми и подростками с ОВЗ, главной задачей было не дать какие-то отвлеченные, оторванные от реальной жизни знания, а обогатить  их сенсорный опыт, расширить социальные контакты, воспитать  для добрых дел. Как писал русский поэт И. П. Крылов:  «Не наука делает людей благополучными, а честность и добрая совесть». Мы старались, чтобы наши занятия приобщали детей с интеллектуальной недостаточностью к духовным и культурным ценностям нашего народа через коррекционно-развивающие занятия, музыку, пение, через приобретение практического опыта пребывания в православной среде,  через раскрытие своего духовного потенциала и внутреннего мира. Чтобы наши занятия как в учреждении, так и выездные мероприятия помогли учащимся с ОВЗ научиться делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»

В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Процесс развития и коррекции памяти детей  школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...

Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста, с ограниченными возможностями здоровья.

Программа предназначена для коррекции родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с ...