Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
статья на тему

Иващенко Елена Равиловна

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnye_tehnologii.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класса:

«Информационные технологии как средство повышения

познавательной активности младших школьников

и развитие творческих способностей на уроке».

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

С позиций информационного подхода любая педагогическая технология  может быть названа информационной, т.к. сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации.

Приходя сегодня в класс мы задаем себе вопрос : "Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке?"

Прогнозируемый результат мастер – класса:

  • Расширение знаний о возможностях использования ИКТ.
  • Вовлечение учителей в проектную деятельность.
  • Получение учителями представления о разнообразии и возможностях применения на уроках существующих средств ИКТ и оборудования.
  • Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных продуктов.

 Компьютер может многократно усилить возможности педагога, но не заменить его. Современный учитель использует новые формы работы, создает презентации, составляет тесты, компьютерные тренажерные ролики, буклеты. Передает своим ученикам инициативу в организации своей познавательной деятельности, помогает собирать информацию, сохранять и демонстрировать результаты своей работы. Учащиеся участвуют в Интернет конкурсах и олимпиадах, сетевых проектах, научно- практических конференциях.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание заботе о здоровье учащихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм

для сохранения здоровья детей.

  1. Временной режим работы за компьютером

Время занятий за компьютером: ученики 2-3 класса - 15 минут,

      4-6 класса - 20 минут

  1. Своевременные перерывы

Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

Интерактивная доска позволяет использовать одновременно и изображения, и текст, и звук, и видео, и ресурсы Интернет, и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

А так же позволяет  демонстрировать ученикам:

-  презентации, содержащие изучаемый материал;

- иллюстративный материал  (фотографии, рисунки, схемы);

- текстовый материал;

- материал, оформленный в виде таблиц;

- видеоматериал;

- комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

-слайд должен содержать минимально возможное количество слов;

-для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

-предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации;

-размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт;

-заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;

-чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

-нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний организую мотивационно-познавательная деятельность учащихся, формирую заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

  Чаще всего мы при подготовке к урокам используем готовые презентации, интерактивные задания. Через поисковые системы мы их находим и применяем. Но каждый урок он индивидуален. Поэтому, предлагаю вам создавать свои интерактивные задания- быть авторами своих цифровых образовательных ресурсов. Так как с внедрением в образовательный процесс электронных учебников -  это будет актуально и для педагогов и для учащихся.

  Тема. Сложные слова.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока (планируемые результаты обучения).

Личностные:

  • формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные:

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать аналогии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности.

Предметные:

  • познакомиться с понятием  «сложные слова»,  со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Оборудование для учителя: компьютерная презентация, конверт со стихотворением (письмо от Вертослова), С. И.Ожегов «Толковый словарь».

Ход урока.

  1. Обзор.

- Ребята, давайте вспомним о том, что мы изучаем на уроках русского языка в третьем классе!

Опоры на доске: Слайд.

  • Группы слов
  • Состав слова

  1. Мотивация

Учитель читает стихотворение:

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

-Кто из вас догадался, что нам предстоит сегодня сделать на уроке?

Учитель вывешивает на доске:

        Слайд.

- Найдите значения выражения: 1 слагаемое - 29, второе слагаемое - 5, найдите значение суммы.

- Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа… И это неспроста. Если мы найдём сумму чисел 29 и 5, то получим … (другое число - 34)

 Учитель вывешивает на доске модель:

        

- Что можно сложить на уроке русского языка?

…+…= ?         [л*] + [э]  = [л*э]     ле + са =леса     ∩          ^                  ∩    ^

лес +  ник +   ٱ   лесник   =

-Что можно сложить на уроке русского языка? Выскажите свои предположения!

  Гипотезы детей оформляются на доске:

         …

        

Раскроем этот секрет?!

  1. Слайд.

План.

  1. Прочитайте и отгадайте загадку.
  2. Запишите отгадку.
  3. Разберите слово – отгадку по составу.
  4. Заполните модель.
  5. Сделайте вывод.
  6. Подготовьте отчёт (лист-помощник)
  1. Отчёт групп.   Слайд.

о

т

г

а

д

к

а

Учащиеся делятся найденной информацией, вывешивают на доске листы с отгадкой и модель сложного слова. Учитель сопровождает отчёты групп презентацией.

         

4.Подведение итогов.

Раскроем наш новый секрет?!

- Рассмотрим все модели, составленные в группах. Что вы заметили? (одинаковые)

Какую гипотезу мы проверили на уроке?

… (можно сложить корни слов, слово и часть слова, основы слов и получится новое слово. Мы складываем два ЛЗ (лексических значения)  и получаем слово с новым значением.)

- Работали ли мы раньше с такими словами? Образовалась новая группа слов. Как её можно назвать? (аналогично математике: простые выражения\задачи и составные)

- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.119.

Слайд «Сложные слова» 

- Как поступить, если вы сомневаетесь в написании слов? (способы получения информации: прочитать, спросить)

Можно проверить себя по словарю или спросить у взрослых.

Слайд «Соединительные гласные» 

4.Применение.

Учитель вручает учащимся письмо.

Г.Новоуральск, МАОУ «Гимназия», 3 класс «Б»

Для тех, кто знает, что такое «сложные слова»

От Вертослова.

Зачитывается текст письма: 

Кто мне скажет, 

Где бы мог

Поселиться пешелов?

Кто покажет птицехода?

Про него я слышал много.

Пусть мне кто – нибудь найдет

Настоящий вертоход.

Я не видел паролета,

Но взглянуть давно охота.

Объясните мне толково,

Кто такие труболовы?

Подскажите,

Где на свете

Рыбочиста можно встретить?

И последний мой вопрос.

Что такое снегокос?

Почему, когда и как

Наступает сенопад? Учащиеся по группам «восстанавливают» слова (1 группа – 2 слова из четверостишия). Одна группа работает с компьютером для демонстрации классу на экране. Проверка по слайду правильности выполнения задания.

5.Рефлексия.

Не хочу держать в секрете

Этот маленький секрет.

Вертословы есть на свете, 

А без –верто- слова нет.

         Ты родился вертословом?

Может зря хвалился тут?

Слова не путаешь на свете?

Знаменитый словопут?

- Секрет?!

Посмотрите дома в словаре, есть слова в русском языке: словопут и вертослов. Спасибо за урок.

Список используемой литературы

  1. «Новые информационные технологии для образования».Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.Москва.2000.
  2. Ершов А.П. и др. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // ИНФО, №1, 1995.
  3. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: Теория и практика. А.Л.Семенов/М.: ИНТ, 2006.
  4. Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. Москва «Планета», 2012.
  5. Минеева Т.Ф. Информатика в начальной школе.//Начальная школа 2004г.,№11, с.87-88.
  6. Планируемые результаты начального общего образования (стандарты второго поколения). Ред. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. М.: Просвещение, 2009
  7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования.- М.:Школа-Пресс,1994.-205.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.:Просвещение,2010.–31 с.-(Стандарты второго поколения).
  9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2004.
  10. Шумакова Н.Б. Психология одарённости: обучение младших школьников.- МИОО, Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поразмышляем над развитием творческих способностей на уроках "Технологии".

Молодые учителя прийдя в школу часто задают вопросы различного характера. Один из вопросов: "Как развивать творческие способности на уроках технология, если дети даже не могут держать ножницы  в ...

Развитие творческих способностей на уроках технологии в начальных классах

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.  Если учитель имеет только любовь к ученикам,  как отец, мать он будет лучше тогоучителя, который прочел все книги, но не и...

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в  рамках учебных предметов, но и на результаты освое...

Применение информационных технологий, как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей на уроках

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;Овладевать практическими способами раб...

Дипломная работа "Информационные технологии как средство познавательной активности младших школьников"

Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное на...

Мастер-класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Мастер-класс«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе»....