Формирование способа чтения в начальной школе.
презентация к уроку на тему

Мирошникова Лариса Витальевна

Методика работы с дидактическим текстом в 1 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposob_chteniya_.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование способа чтения в начальной школе. Методика работы с дидактическим текстом в 1 классе Матвеева Елена Ивановна , к. п. н., автор программы и учебников по литературному чтению, эксперт программ

Слайд 2

Надо признать! Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом . Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того , чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности , участвовать в социальной жизни. PISA

Слайд 3

Формирование читательской компетентности К окончанию второго класса начальной школы складывается психологическая система смыслового чтения.

Слайд 4

Компоненты структуры читательской компетентности Познавательный : знания (степень их обобщения и полноты). Операционально-технологический: умения (степень свернутости освоенности , возможность переноса выполняемых действий). Ценностно-смысловой: ценностно-смысловые ориентации ( отношение к процессу, содержанию и результату деятельности ).

Слайд 5

Цель и задачи предметного курса Формирование читательской компетентности младшего школьника Овладение способом синтагматического чтения ; Овладение способами понимания литературного текста; Открытие законов творчества – законов авторства ; Овладение законами речемыслительной деятельности, диалогового общения.

Слайд 6

Методическое обеспечение предметного курса Учебник «Где прячется чудо?» Рабочая тетрадь Обучение литературному чтению во 1-ом классе (методическое пособие на диске) Тетрадь для тренировки и самопроверки Цифровые ресурсы

Слайд 7

Дидактические тексты (1 класс) Назначение текстов: овладение способом синтагматического чтения. Количество текстов: 19 . 1 раздел «Чудеса природы» : 5 текстов ( 3 – с готовой партитурой для чтения; 2 – с паузами); 2 раздел «От дождя до радуги» : 5 текстов ( 1 – с паузами; 2 – с ключевыми словами; 2 – без партитуры); 3 раздел «Кто придумал чудеса?» : 6 текстов ( 4 – без партитуры; 1 – с готовой партитурой; 1 – с ключевыми словами) 4 раздел «Сквозь волшебное стекло» : 3 текста ( 1 – с частичной партитурой; 2 – без партитуры)

Слайд 8

Синтагматическое чтение* Зимняя тишина / сменилась радостным / птичьим гамом . / 1 речевое звено 2 речевое звено 3 речевое звено МОДЕЛЬ Словарик читателя Речевые звенья – это части высказывания. Во время чтения они отделяются друг от друга паузой. Ключевые слова – важные для понимания смысла текста слова, которые при чтении вслух следует выделять с большей силой голоса .

Слайд 9

Прочитай рассказ «по-взрослому»: 1) выделяй из каждого высказывания речевые звенья ; 2) в каждом речевом звене выделяй голосом ключевые слова . Наступили / первые / весенние деньки. / Природа / начала просыпаться ./ Раздались / радостные крики птиц. / Сорока / затрещала на ветке./ Заулыбалось солнышко . / Снег / стал темнеть . / Да , / совсем скоро / от него останется / мокрое место ! / И начались / чудеса по всей земле. / Голые деревья / покрылись / нежными листочками . / Яркое и холодное солнце / превратилось / в тёплое и доброе . / Зимняя тишина / сменилась радостным / птичьим гамом . / Урок 1

Слайд 10

1. Подчеркни в рассказе ключевые слова. 2. Прочитай выразительно рассказ вслух. Обрати внимание на то, какое настроение ты передашь в чтении. Весенние цветы / отличаются от летних, / наверное, тем, / что они более долгожданные. // Подснежник, / мать-и-мачеха, / ландыш / – скромные, / неброские цветы.// Каждый / свою примету имеет. // Подснежник / из-под снега выглядывает. // Мать-и-мачеха / желтизной поражает. // А ландыш / – душистым запахом.// Наберёшь букетик / таких цветов, / сразу в комнате светлее / и теплее становится. // Изменится настроение. // Цветы, / как люди, / всё понимают. // И дарят весной / праздник! // Урок 4

Слайд 11

Выполненное задание Весенние / отличаются от летних , / наверное, тем , / что они более долгожданные . // Подснежник , / мать-и-мачеха , / ландыш / – скромные , / неброские цветы.// Каждый / свою примету имеет. // Подснежник / из-под снега выглядывает. // Мать-и-мачеха / желтизной поражает. // А ландыш / – душистым запахом .// Наберёшь букетик / таких цветов, / сразу в комнате / светлее / и теплее становится. / Изменится настроение . // Цветы , / как люди , / всё понимают. // И дарят весной / праздник ! // Урок 4

Слайд 13

Обрати внимание на то, какое настроение ты передашь в чтении. Весенние цветы / отличаются от летних, / наверное, тем, / что они более долгожданные . // Подснежник, / мать-и-мачеха, / ландыш / – скромные , / неброские цветы.// Каждый / свою примету имеет. // Подснежник / из-под снега выглядывает . // Мать-и-мачеха / желтизной поражает . // А ландыш / – душистым запахом .// Наберёшь букетик / таких цветов, / сразу в комнате светлее / и теплее становится . // Изменится настроение . // Цветы, / как люди, / всё понимают. // И дарят весной / праздник ! // Урок 4

Слайд 14

1. Подели текст на речевые звенья. Прочитай его вслух, выделяя голосом ключевые слова и делая паузы. 2. Обрати внимание на то, в каких местах ты изменишь тон чтения . Маленький дождик бежал по дорожке парка. «Какой же я несчастный ! – думал он про себя. От меня людям никакой радости нет. Одни только слёзы ». Добежав до песочницы, дождик остановился . Он заметил девочку, которая низко склонилась над клумбой и что-то шептала. Три дня назад девочка посадила семечко . Она с нетерпением ждала первых ростков. Но вот беда – три дня нет дождика, три дня солнце палит . Не всходят росточки, не дают побега. Догадался смышлёный дождик и решил помочь девочке. Подбежал к самой клумбе, брызнул на неё первыми каплями . Сразу намокла земля. А грустная девочка заулыбалась . Подставила ладошки дождику и с радостью закричала: « Дождик, дождик , лей! Силы не жалей!» Так иногда бывает: дождик плачет , а дети смеются ! Урок 7

Слайд 15

Выполненное задание Маленький дождик / бежал / по дорожке парка . // «Какой же я несчастный ! / – думал он про себя. // От меня людям / никакой радости нет.// Одни только слёзы ». // Добежав до песочницы, / дождик остановился .// Он заметил девочку, / которая низко склонилась / над клумбой / и что-то шептала . // Три дня назад / девочка посадила семечко .// Она с нетерпением ждала / первых ростков. // Но вот беда / – три дня / нет дождика,/ три дня / солнце палит . // Не всходят росточки, / не дают побега. // Догадался смышлёный дождик / и решил помочь девочке. // Подбежал к клумбе , / брызнул на неё / первыми каплями . // Сразу намокла земля. // А грустная девочка / заулыбалась . // Подставила ладошки дождику / и с радостью закричала: / « Дождик, / дождик, / лей ! // Силы не жалей!» // Так иногда бывает: / дождик плачет , / а дети смеются ! // Урок 7

Слайд 16

Критерии чтения Осознанность; Грамотность (безошибочность); Соблюдение темпа, адекватного замыслу автора; ___________________________________________ Выразительность: соблюдение пауз; выделение ключевых слов; умение передать настроение

Слайд 17

А тебе удалось увидеть радугу? Какая она?

Слайд 18

Образы в живописи…

Слайд 19

1. Подели текст на речевые звенья. Подчеркни ключевые слова. 2. Прочитай рассказ. Как ты думаешь, в каких строчках автор «спрятал» главную мысль текста? Объясни свой выбор. Природа богата своими дарами. Она преподносит их людям неожиданно, как чудо. Я помню, как впервые увидела радугу... Разве так бывает: огромное разноцветное коромысло перекинулось с одного берега на другой? Я удивлялась тому, откуда взялось столько оттенков. Кто прочертил по небу ровную семицветную дугу? Наверное, там, на небе, добрый волшебник решил устроить людям праздник. И после дождика развесил красивое коромысло. «Пусть, – думает он, – все смотрят на радугу и удивляются!» Радуга – настоящее чудо. Она как подарок. Особый дар. Появляется радуга после дождя, и меняется у человека настроение. Всегда бы так! Урок 9

Слайд 21

Выполненное задание Природа богата / своими дарами .// Она / преподносит их людям / неожиданно , / как чудо . // Я помню , / как впервые увидела / радугу …// Разве так бывает: / огромное / разноцветное / коромысло / перекинулось / с одного берега / на другой ? // Я удивлялась тому, / откуда взялось / столько оттенков .// Кто прочертил / по небу / ровную / семицветную дугу? // Наверное, там , / на небе , / добрый волшебник / решил устроить людям / праздник .// И после дождика / развесил / красивое коромысло .// « Пусть , / – думает он, / – все смотрят на радугу / и удивляются !» // Радуга / – настоящее чудо . // Она / как подарок . // Особый дар. // Появляется радуга / после дождя , / и меняется у человека / настроение . / Всегда бы так! // Главная мысль текста содержится в последнем абзаце. Урок 9

Слайд 22

Компоненты структуры читательской компетентности Познавательный : знания (степень их обобщения и полноты). Операционально-технологический: умения (степень свернутости освоенности , возможность переноса выполняемых действий). Ценностно-смысловой: ценностно-смысловые ориентации ( отношение к процессу, содержанию и результату деятельности ).

Слайд 23

Критериальное оценивание учащимися своих умений Задание: Попробуй оценить своё чтение в таблице. Я умею в процессе чтения Оценка (+ / –) Делать паузы между речевыми звеньями . Выделять голосом ключевые слова в речевом звене. Правильно ставить ударения в словах.

Слайд 24

Методическое обеспечение предметного курса Учащиеся учатся выполнять первые проверочные работы; оценивать свои предметные и метапредметные результаты; исправлять недочёты и ошибки; понимать новую информацию; искать информацию, данную в явном и неявном виде; создавать свободное высказывание. Новое пособие для 1, 2, 3, 4 классов

Слайд 25

Задание к следующему вебинару Назвать те проблемы, которые возникают в Вашей работе с детьми на уроках литературного чтения. Проблемы, связанные с формированием читательской компетентности младшего школьника. Подготовить творческие работы учащихся, которые были написаны в рамках программы по литературному чтению. Эти работы нам нужны для комментариев на вебинаре , посвящённом развитию творческих способностей младшего школьника. Работы высылайте на электронный адрес под темой «Для вебинара по творчеству»: matveevaelena@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения в начальной школе

В разработке содержится материал , который поможет в повышении навыков техники чтения....

Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».

Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....

Формирование навыков чтения в начальной школе.

Материалы статьи отвечают на вопросы: что такое навык чтения и как его развить....

Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и ...

Формирование навыка чтения в начальной школе.

Для увеличения скорости чтения можно предложить следующие упражнения:- Многократное чтение;- Чтение в темпе скороговорки;- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста....

формирование навыка чтения в начальной школе

методические материалы и презентация для начальной школы....

Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Разработка содержит характеристику разных подходов к формированию навыка чтения....